Исаак Сирин о законе и порядке восхождения души

Екатерина Домбровская: литературный дневник

"Еще писал ты в послании своем, что возлюбила твоя душа ЛЮБОВЬ к Богу, но ты не достиг любви, хотя имеешь великое желание любить, а кроме того, вожделенно для тебя пустынное отшельничество. И этим ты показал, что положено в тебе начало сердечной чистоты и что памятование о Боге прилежно разжигается и возгревается в сердце твоем. И это-великое дело, если справедливо;


но НЕ ЖЕЛАЛ БЫ Я, ЧТОБЫ ПИСАЛ ТЫ ЭТО, потому что НЕ К ОДНОЙ ПРИНАДЛЕЖИТ ЭТО СТЕПЕНИ. Если же сказал ты это для вопроса, то и ВОПРОС ТРЕБОВАЛ ИНОГО ПОРЯДКА. Ибо кто говорит, что душа его еще не имеет дерзновения к молитве, потому что не победила страстей, смеет ли тот сказать, что душа его возлюбила любовь к Богу?


Нет способа пробудиться в душе божественной любви, во след которой ты таинственно течешь в отшельничестве, если она не победила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не победила страстей и возлюбила любовь к Богу - И В ЭТОМ НЕТ ПОРЯДКА. Кто говорит, что не победил страстей и возлюбил любовь к Богу,- не знаю, что тот говорит.


Но скажешь: я не говорил, что люблю: но "возлюбил любовь". И ЭТО НЕ ИМЕЕТ МЕСТА, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это ТОЛЬКО ДЛЯ СЛОВА, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога; и не только христиане говорят это, но и неправо поклоняющиеся Богу. И слово это всякий произносит, как свое собственное; однако при произношении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит.


И многие больные даже не знают того, что они больны. Порок есть болезнь души, и заблуждение - утрата истины. И весьма многие из людей, будучи больны сами, считают себя здоровыми и у многих заслуживают похвалу. Ибо если душа не исцелится от порока и не будет приведена к естественному здоровью, в каком создана, чтобы родиться от духовного здоровья, человеку невозможно желать сверхъестественных даров духа, потому что ДУША, ПОКА БОЛЬНА СТРАСТЯМИ - НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ЧУВСТВОМ СВОИМ ДУХОВНОГО и не умеет желать его, желает же только по слуху и по описаниям.


Справедливо, наконец, сказал я и выше: что жаждущим совершенства надлежит сохранять все заповеди, потому что сокровенное делание заповедей врачует душевную силу. И это не случайно. Ибо написано, что "без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9, 22). Но первоначально естество наше в вочеловечении Христовом приняло обновление, приобщилось Христову страданию и смерти и потом, по обновлении излиянием крови, обновилось и освятилось естество наше и сделалось способным к принятию заповедей новых и совершенных.


(...)
Знаешь, возлюбленный, что если не будет исцелена страстная часть души, не обновится, не освятится втайне, не будет связана житием духовным, то душа не приобретает здоровья и не освободится от того, чтобы не печалило ее встречающееся ей в твари.


И исцеление это может совершаться по благодати, как было с блаженными апостолами, потому что они верою усовершились в любви Христовой. А иногда бывает, что душа ПРИОБРЕТАЕТ ЗДОРОВЬЕ ЗАКОННО. Ибо кто деланием заповедей и трудными делами истинного жития победил страсти, тот пусть знает, что ЗАКОННО приобрел он душевное здоровье, и вскормлен молоком вне вещественного мира сего, и отсек прежний свой нрав, и возрожден, как и первоначально, в духовном, и по благодати, как приобретший понятия внутреннего человека, стал видим в области духа, и мир новый, несложный принял его в себя".



Другие статьи в литературном дневнике: