Пятая заповедь. Часть 1.

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Нравственное богословие для мирян. Евг. Попов.


После Бога почитай и люби родителей, а за ними тех, которые тесно разделяют с тобою жизнь с какой либо стороны.
Эта заповедь, пятая по числу, но первая в отношении к ближним, в особенности «широка зело» (Пс. 118:96). Из ближних более всех имеют право на уважительность и любовь нашу родители наши, на которых в свою очередь лежат важнейшие обязанности к детям. Затем, в ближайшем к нам отношении находятся лица, как либо заменяющие для нас родителей, например, старшие в семье, воспитатели, учителя и т. д.; а потом—тесно разделяющие с нами жизнь домашнюю и общественную, и наконец— отцы в духовном смысле.

ГРЕХИ ДЕТЕЙ


ХОЛОДНОСТЬ К РОДИТЕЛЯМ
«Матерних (родильных) болезней не забуди» (Сир. 7:29). Одни только животные по прошествии некоторого времени забывают и совсем не узнают тех, которые родили их. Человеческая сыновняя любовь так естественна, что это есть первое чувство, которое возникаете в человеке от младенчества его, первая добродетель, для которой развивается его сердце: любви к родителям не заменить вполне или не должна бы заменить никакая другая любовь, кроме супружеской (если кто вступит в законное супружество). Итак грех не чувствовать и не выражать привязанности к родителям; например: непохвально во время разлуки с ними в некоторой мере не тосковать о них и совсем не писать к ним, а встретившись с ними после разлуки чуждаться горячих ласк их; нет, очевидно, сыновней привязанности в том, когда сын для службы или должности избирает себе отдаленную от родителей местность, а затем, поступив от них вдаль, не старается при первой же возможности переместиться к ним, тогда как без всякой потери мог бы проходить ту же службу или быть на том же частном занятии и при них.


Явная холодность—редко ходить в дом родительский, отделившись от него; явное отсутствие сыновней преданности—не защищать родителей пред другими, когда неправильно о них думают и отзываются, между тем как детям (взрослым) более известны их свойства и намерениях в действиях,— не употреблять законной защиты или ходатайства за них и тогда, как их прямо обижают; противно сыновней любви не оберегать родителей от малейшей досады и неприятности, говоря или делая то, что, как известно по характеру их, не понравится им, да и не должно понравиться всякому благомыслящему; несогласно с сыновнею любовью— не быть только предупредительным к родителям; но, всего хуже, говорить, будто «и совсем не за что питать к отцу—матери чувство привязанности, будто долг их был воспитать тех, которых они родили». В последнем случае выражается уже самое низкое чувство со стороны сына или дочери.


Одна жизнь есть такое благо, за которое дети никогда не могут отплатить родителям равным благодеянием (Сир. 7:30). Прежде чем дитя родится, сколько забот и осторожности должна иметь мать, чтоб сохранить его утробную жизнь! сколько мук должна вытерпеть мать при рождении младенца. А затем, не родителям ли своим человек обязан сохранением своей жизни в детстве, знанием первой молитвы к Богу и т. д.?


НЕПОСЛУШАНИЕ ВОЛЕ РОДИТЕЛЕЙ
«Чада, послушайте своих родителей о Господе: сие бo есть праведно» (Еф. 6:1). Праведно, или справедливо, это во всех отношениях. Так: ведь нет древнее и естественнее власти, как власть родительская: отцы, как вместе с тем главы семейств (патриархи), явились раньше, чем стали известны народные правители и цари. Так. образ, они для детей лица священные, или как приставники от самого Бога; в их воле, которая (за редкими исключениями) бывает к детям доброжелательная,—дети могут видеть для себя выражение воли Божией.—Долг сыновнего послушания им в слове Божием и поставляется, можно сказать, рядом с богопочтением;


например, Господь Бог даже отказывается от принятия той жертвы, в которой дети отнимают что либо необходимое у своих родителей под предлогом дара, или жертвоприношения Ему (Мф. 15:5-6).


Сын непослушный в доме родительском и нигде не будет послушным, уступчивым, — ни в службе, ни в частной жизни, ни в общежитии (2Тим. 3:2).


В доме родительском, пока он не вышел в общественную жизнь, для него начальственные лица только отец да мать, и приятна ему должна бы быть такая зависимость: а потом пять-десять человек вдруг может быть будут предъявлять ему исполнение своей воли,—выражать пред ним по праву свои требования. И вот, если он не привык беспрекословно исполнять волю только двух естественных для него начальников—отца и матери: то как же тяжело покажется ему покоряться воле многих посторонних для него лиц, но влиятельных на его судьбу!—Добрые и умные родители так много делают для своих детей, столько перенесли и переносят ради детей изнурительных забот, бессонных ночей, что им принадлежит неотъемлемое право требовать, чтоб дети исполняли их волю, например в выборе звания или службы.


—Но если родители и порочны или сами не исполнили какого либо важного долга в отношении к своим детям: этим не уничтожаются их права над детьми, только бы они требовали от детей законного; за то в этом случае сыновнее послушание получает еще большую цену. Или если дети сделались уже самостоятельными, сами имеют детей,—все же они в отношении к родителям не перестали и до гроба не перестанут быть детьми, а так. обр. не освобождаются от сыновнего послушания: только в это время послушание их теряет характер безусловной зависимости.


Словом, послушание родителям такая естественная и священная обязанность, что непокорность, упорство пред ними, когда они благонамеренно и согласно с законом Божиим чего либо требуют или к чему либо убеждают своих детей, или непризнание совсем над собой их прав числятся между признаками «последних времен» (2Тим. 3:2). Отсюда и суд Церкви непокорным детям самый грозный: «иже... родителей своих в коей вещи благочестивой преслушаяй, при животе и при смерти проклят да будет» (Номокан. Пр.114). О, какой же это страшный грех—непокорность, противление родителям!


продолжение следует...



Другие статьи в литературном дневнике: