Пятая заповедь. Часть 1.Нравственное богословие для мирян. Евг. Попов. После Бога почитай и люби родителей, а за ними тех, которые тесно разделяют с тобою жизнь с какой либо стороны. ХОЛОДНОСТЬ К РОДИТЕЛЯМ Явная холодность—редко ходить в дом родительский, отделившись от него; явное отсутствие сыновней преданности—не защищать родителей пред другими, когда неправильно о них думают и отзываются, между тем как детям (взрослым) более известны их свойства и намерениях в действиях,— не употреблять законной защиты или ходатайства за них и тогда, как их прямо обижают; противно сыновней любви не оберегать родителей от малейшей досады и неприятности, говоря или делая то, что, как известно по характеру их, не понравится им, да и не должно понравиться всякому благомыслящему; несогласно с сыновнею любовью— не быть только предупредительным к родителям; но, всего хуже, говорить, будто «и совсем не за что питать к отцу—матери чувство привязанности, будто долг их был воспитать тех, которых они родили». В последнем случае выражается уже самое низкое чувство со стороны сына или дочери. Одна жизнь есть такое благо, за которое дети никогда не могут отплатить родителям равным благодеянием (Сир. 7:30). Прежде чем дитя родится, сколько забот и осторожности должна иметь мать, чтоб сохранить его утробную жизнь! сколько мук должна вытерпеть мать при рождении младенца. А затем, не родителям ли своим человек обязан сохранением своей жизни в детстве, знанием первой молитвы к Богу и т. д.? НЕПОСЛУШАНИЕ ВОЛЕ РОДИТЕЛЕЙ например, Господь Бог даже отказывается от принятия той жертвы, в которой дети отнимают что либо необходимое у своих родителей под предлогом дара, или жертвоприношения Ему (Мф. 15:5-6). Сын непослушный в доме родительском и нигде не будет послушным, уступчивым, — ни в службе, ни в частной жизни, ни в общежитии (2Тим. 3:2). В доме родительском, пока он не вышел в общественную жизнь, для него начальственные лица только отец да мать, и приятна ему должна бы быть такая зависимость: а потом пять-десять человек вдруг может быть будут предъявлять ему исполнение своей воли,—выражать пред ним по праву свои требования. И вот, если он не привык беспрекословно исполнять волю только двух естественных для него начальников—отца и матери: то как же тяжело покажется ему покоряться воле многих посторонних для него лиц, но влиятельных на его судьбу!—Добрые и умные родители так много делают для своих детей, столько перенесли и переносят ради детей изнурительных забот, бессонных ночей, что им принадлежит неотъемлемое право требовать, чтоб дети исполняли их волю, например в выборе звания или службы. —Но если родители и порочны или сами не исполнили какого либо важного долга в отношении к своим детям: этим не уничтожаются их права над детьми, только бы они требовали от детей законного; за то в этом случае сыновнее послушание получает еще большую цену. Или если дети сделались уже самостоятельными, сами имеют детей,—все же они в отношении к родителям не перестали и до гроба не перестанут быть детьми, а так. обр. не освобождаются от сыновнего послушания: только в это время послушание их теряет характер безусловной зависимости. Словом, послушание родителям такая естественная и священная обязанность, что непокорность, упорство пред ними, когда они благонамеренно и согласно с законом Божиим чего либо требуют или к чему либо убеждают своих детей, или непризнание совсем над собой их прав числятся между признаками «последних времен» (2Тим. 3:2). Отсюда и суд Церкви непокорным детям самый грозный: «иже... родителей своих в коей вещи благочестивой преслушаяй, при животе и при смерти проклят да будет» (Номокан. Пр.114). О, какой же это страшный грех—непокорность, противление родителям! продолжение следует... © Copyright: Екатерина Домбровская, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|