Пятая Заповедь. Часть2

Екатерина Домбровская: литературный дневник

(Продолжение. Начало http://www.proza.ru/diary/skityanka/2013-11-28 )


ГРУБОЕ ОБХОЖДЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, УКОРЫ И ЗЛОСЛОВИЕ ИХ


«Всем сердцем твоим прославляй (почитай) отца твоего» (Сир. 7:29). А некоторые не хотят даже назвать отца—мать как следует или избегают того, чтоб часто называть их отцовским именем, в котором между тем ни на волос нет ничего излишне-присвоенного ими (так вместо слов: «батюшка... матушка...» в разговоре с родителями они обращаются безыменно: «вы, ты...» или только говорит: «послушайте»). Как грубо это! Затем, грех не отдавать родителям того особого почтения, какое выражают к ним и посторонние лица по особенному их званию и которое вдвойне требовалось бы от детей: именно—не принимают у отца, имеющего сан священнический, рукоблагословения при свидании и прощании с ним.


Грех, встречая или провожая у себя отца—мать, даже не встать перед ними на ноги по гордости. Грех отвечать им колко, с криком, с насмешливой улыбкой или в насмешливом тоне. Грех без всякой нужды противоречить им. Грех только лишь с угрюмым взглядом обращаться к ним, только лишь не выражать к их положению особенного участия, вообще—не показывать пред ними ласк: сыновня ласка заметим, особенно желательны родителям под старость лет их; тогда это великая отрада для родителей.


—Грех делать родителям укоризны за их недостатки, и с одною только целью завинить их, без искреннего намерения послужить к исправлению их от этих недостатков, между тем как они терпели же слабости самих детей, были же снисходительны к детям, когда дети в отрочестве досаждали им своим упрямством или шалостями. Грех подобным образом укорять родителей за случаи их забвения или за неосновательные в чем либо рассуждения или за странности какие, что легко встречается в них тогда, как они оскудеют памятью и даже разумом своим (Сир. 3:13). Грех осуждать их, или переговаривать в своем семейном кругу, между братьями и сестрами.


Грех особенно упрекать их напрасно, например в скупости на одежду для детей, между тем как для больших обнов детям они не имеют средств, не говоря уже о том, что каждое и малое сбережение, которое осталось бы от них, пошло бы детям же. Грех особенно укорять родителей в духовных делах их: например, в богомолье, в милостынях,—когда по поводу этих дел посторонние лица (мир) глумятся над ними и ропщут на них. Все эти виды непочтительного обхождения с родителями отнюдь не мелочь, и не извиняются со стороны детей ни близостью или короткостью отношений к ним отца—матери, ни малою развитостью родителей, ни такою надеждою, будто добрые родители не взыщут за грубость с единственного может быть сына или дочери.


А также нечего оправдывать свою неласковость угрюмостью и молчаливостью самих родителей: например под старость лет родителям и свойственно быть угрюмыми или молчаливыми вследствие забот, болезней, огорчений в жизни; а зачем же молодым-то детям смотреть на это и платить в отношении к родителям намеренно тою же монетою?—Наконец, когда грубое обхождение с родителями доходит до ругательных слов, прямо в глаза или заочно (у иных с скверною матернею бранью или только в присутствии других—малых детей их); когда сын или дочь, по примеру Хама, посмеиваются над родителями в том или другом положении их, когда порочат родителей пред посторонними лицами или в постороннем доме, разглашая об них худые вести;—тогда припоминается древний закон: «иже злословит отца своего или матерь свою, смертию да умрет» (Исх. 21:16),—закон, который и в Новом Завете повторил Господь Иисус Христос (Мф. 15:4). За это самое «погаснет светильник среди глубокой тьмы», т. е. дерзкий сын будет жить как в непроходимой темноте, нигде не найдет себе счастья (Притч. 20:20). И так горе дерзким детям!


ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИМИ МОЛИТВАМИ И РОДИТЕЛЬСКИМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ


Между тем сказано: «зане молитвы родителей утверждают основания домов» (Мол. при венч. вт.); «благословение отчее утверждает домы чад» (Сир. 3:9). Кто имеет у себя отцом человека благочестивого или матерью—женщину богобоязненную; тот прямо может смотреть на свое благополучие, как на плод усердных молитв об нем отца или матери.—Благословение же родительское столь дорого, что Исав, и не совсем благонравный сын, поднял громкий и жалостный плачь, когда узнал, что вместо него воспользовался благословением брат его (Быт. 27:34).


Важная эта тайна, почему молитвы и благословенье родителей сильно действуют. За болезненные труды родителей по рождению и воспитанию детей Господь Бог дает им награду: «проявлять особенную благодетельную силу на своих детей там, где они уже легкое выполняют, т. е. когда молятся только за детей или благословляют дитя словом-рукою». Они—родители, несомненно, бывают орудиями творческой и промыслительной силы Божией в отношении к своим детям, и отсюда— урок для детей видеть в них божественную к себе благость, всеблагий промысл о себе Отца небесного. Да и самое имя отца Господь Бог, так сказать, уделил от Себя земным отцам, будучи сам отцом единородного своего Сына; потому что это имя не с человека или от человеческих рождений заимствовано для Божества, а собственно от вечного Божества перешло к людям (Еф. 3:14).


И так не разумны и грешат пред Богом дети, если даже и не представляют себе, что о них молятся каждый день родители, если не признают особенной силы молитв родительских за них в особенном каком либо положении своем, если не желают с чувством благодарности прододжения этих молитв. Тем боле злонравны и оскорбляют Бога такие дети, которые смотрят на родительское благословение, как только на обряд, которые и не думают видеть для себя никакой потери, если не будет для них родительского благословения,—которые, наконец, угрозу быть лишенными благословения называют одним «запугиванием». Посему участь таких детей оказывается часто к худшею участи Исавовой.


НЕМОЛЕНИЕ СО СВОЕЙ СТОРОНЫ О РОДИТЕЛЯХ И ПРОИЗНОШЕНИЕ НА НИХ САМИХ ПРОКЛЯТИЯ


Когда дети (пусть и несовершеннолетние, но уже понимающие), не молятся о здравии и долголетней жизни родителей: это значит, что они не дорожат собственным своим благополучием; потому что в здоровье родителей они должны видеть обеспечение своей участи. А молитвы о родителях детей вполне возрастных или самостоятельно живущих, как во всякое время, так особенно в день именин отца или матери за литургией, за молебном, должны быть выполняемы еще более с искренним побуждением; потому что эти дети вполне же могут сознавать, что родители—первые в мире для них благодетели, а жизнь и здоровье—первое счастье для каждого человека;—еще потому что чем далее здравствуют родители, тем приятнее детям слышать от них живые предания как о своем детстве, которое в свою очередь приятно вспоминается за свою невинность, так и о жизни их самих и, наконец, о дедах или дальнейших предках.


Возрастные дети должны молиться не о здоровье только или долголетии своих родителей, но и о том, чтоб родителям их достигнуть вечного спасения. Что же до отцепроклятия, то оно свойственно только самому злому сыну: «чадо зло клянет отца, и матерь не благословит» (Притч. 30:11). Оно показывает в сыне или дочери даже чудовище злости и, без сомнения, не имеет своей силы, а обращается на голову того же, кто произносит его.
Бегство от родительских наставлений или же скорое забвение их наставлений.

«Не отрини заветов матери твоея» (Притч. 1:8); «чадо! помяни заповеди моя, да не изгладятся от сердца твоего» (Тов. 4:19). Так как родители, «прожив свой век», приобрели много опытности, и так как к ним-то ближе, чем ко всякому другому, относится счастье и несчастье их детей, следовательно, советы и наставления их детям не могут быть не искренними: то долг детей верить их совету, а не предпочитать им посторонних советников, хоть бы иногда совет их было совершенно в разрез советам последних;—долг детей просить родительских наставлений на каждое такое дело, которое ново и при новости своей весьма важно или только представляется сомнительным и затруднительным. Особенно так дети должны обращаться к своим родителям до совершеннолетия своего или до выхода из опеки их. Но где же внимание и доверие родителям (и по видимому нисколько не оскорбляя их)— бегать или уклоняться под разными предлогами от разговора с ними, как только они хотят дать совет, как намерены сделать замечание, как начнут беседовать о духовном, чтоб предостеречь детей от суетности и вольности, от ошибок в действиях? или где искренность сыновняя — отделываться от родительских наставлений одним молчанием, не убеждаясь в душе этими наставлениями?


Равным образом вина—завтра же забывать, что вчера было сказано родителями в урок и на что изъявлено сердечное сочувствие,—вина не помнить того, против чего родители с особенною заботливостью убеждали (например не курить бы табаку, не есть по постам скоромное). Можно еще забыть, что либо другое или слова посторонних лиц, но не заказ родительский. Нет; добрые отеческие советы надобно помнить и после смерти отца.
Выходы или отлучки из дома без ведома родителей

«Или не жезл руки нашея есть внегда входити (сыну нашему) и исходити пред нами», говорится в свящ. книге Товита (Тов. 5:18). Да; дети—особенно несовершеннолетние—не иначе должны пускаться на каждый свой выход или выезд из дома, на каждое свое свидание вне дома, как спросившись у отца или матери, а за отсутствием того и другого из родителей, у старшего в семье; они должны так делать тем более, если сами родители требуют спрашиваться у них и если отлучка предполагается продолжительная, на несколько часов или дней. Совершеннолетние же дети, живущие в доме родительском, по крайней мере, могут сказываться о себе: куда и на сколько времени они отлучаются? Это необходимо частью для родителей, которые могут понуждаться в их послухах во время отлучки их. Но более необходимо и полезно это для самих детей.


Когда каждый шаг из дома дети будут делать с позволения или только с ведома родителей, тогда они больше будут чувствовать свою зависимость от родителей: а такое чувство и естественно и для доброго сына или дочери приятно:—тогда каждый же шаг будет сопровождаться для детей родительским благословением, след. большим успехом; тогда меньше будет допущено ненужных или вредных отлучек, пустых свиданий. Как спокойно идти или ехать куда либо с такою мыслью, что родители о том знают и на то дали позволение! Но грешат, грешат дети, если по самоволию, по гордости или дерзости отлучаются из дома родительского без всякого спроса. Не возвращаясь иной раз до позднего вечера, а иногда и несколько дней,—положим только с прогулки или отдыха, они тем наводят на большое беспокойство своих заботливых родителей.



Другие статьи в литературном дневнике: