Вспомним о подтексте

Наталья Буданова-Бобылева: литературный дневник

Загадки подтекста




Давно обдумываю статью на тему "Саморазвивающийся подтекст в произведении".


Но желание писать на любимые литературоведческие темы давно угасло - немногим это интересно, а иных только раздражает.


Поэтому решила коротко изложить для тонких ценителей, что называется, тезисно:



Нашла отличную цитату для эпиграфа у С.П. Антонова в тему:



"Свойство детали "четвертого измерения" и состоит в том, что она способна возбудить это результативное ощущение сразу, как бы минуя всю последовательно-логическую цепь представлений и образов, заставляя читателя подсознательно, с быстротой молнии, почувствовать все промежуточные ступени познания предмета. Такая деталь проникает в сердце помимо разума, какими-то неизведанными, таинственными путями".



Море смыслов, преследующих читателя окончившего чтение рассказа, не только должно выстраивать ассоциативные ряды, но и опуская его в задумчивость, оставаться "жить в нём", не давать читателю покоя.



Содержание рассказанной автором истории не в ней самой, а в тех лейтмотивах, которые возникают из подтекста, проступая за деталями, необязательными во внешней логике развития действия.Подтекст - это внутреннее, лишь намёком обозначенное содержание картины произведения, угадываемое интуитивно, так, что оставлено пространство для активного восприятия читателя, выстраивающего собственную версию и самостоятельную мотивацию случившегося в рассказе.



Элементы сюжета не важны, если стилевой доминантой произведения становится психологизм.



Двуплановость психологического мира произведения может отражаться в одном из самых мощных средств изображения - темпоритме фразы.



Наше подсознание должно стремиться разгадать загадку текста, как символически другого языка, вопреки воле и сознанию.



Умение не просто стыковать эпизоды, но концентрировать действие сюжета вокруг значимого - несомненное достоинство автора.



Композиционный талант может быть дан автору от природы, будучи скорее результатом художественной интуиции, чем сознательного обучения.



Теория "потока сознания" Уильяма Джеймса и "теория точек зрения" Генри Джеймса - весомый вклад в теорию подтекста.



Теория Юнга о писателях и архетипах для думающего автора служит основой для дальнейшей разработки теории подтекста.
---------





И напоследок ещё одна цитата, которую мне подарил автор Прозы в одной из рецензий:


«Женщины гораздо больше внимания обращают на подтекст, чем на сам вопрос».
(Габриэль Гарсиа Маркес).



О мудрость мудрейшего!!!



© Copyright: Наталья Буданова-Бобылева, 2013
Свидетельство о публикации №213010601513



Другие статьи в литературном дневнике: