Изобретение литературоведческого велосипедаДумается, есть проза Героя, проза текста и проза формы.Речь, конечно, идёт о художественной прозе. Такие мысли собрались в мой "литературный велосипед" по следам очередного общения в рецензиях с одним из авторов Прозы. Вероятно, всё это уже открыто в серьезных литературоведческих трудах, но как приятно самой прийти к таким же мыслям. Началось всё с воспоминаний о Шерлоке Холмсе Конан Дойла. Только ленивый не прошелся за столетие по качеству рассказов этого цикла. И тем не менее,странный сортировщик-время выбрало именно этого Героя, в противовес тому, что сам писатель невысоко ценил эти рассказы (он больше любил свои научно-фантастические повести с профессором Челленджером, и исторические - с бригадиром Жераром). Частенько я поминала этот факт в связи с тем, что "авторские и читательские предпочтения априори не совпадают". А вот как пишет о Холмсе сам Вл.Набоков, в одном из своих художественных произведений:"...Шерлок, придавший логике прелесть грёзы, Шерлок, составивший монографию о пепле всех видов сигар, и с этим пеплом, как с талисманом пробирающийся сквозь хрустальный лабиринт возможных дедукций к единственному сияющему выводу". Во, как! Но в этот раз высветилось другое - разная проза имеет место быть. Слабый в текстовом и стилистическом плане цикл Дойла о Холмсе создал Героя на века - который вот уже больше столетия будоражит умы читателей, писателей,режиссеров, театралов, критиков и т.д. Как совершенно справедливо писал М.Веллер:"В Холмсе простота формы и банальность языка точно соответствует общему уровню условности...Значит плоха не проза, а наши представления о ней". Таким образом, автору может улыбнуться удача, если он создал Героя или форму, или блестящий высокоуровневый синтаксически яркий текст. Примером сплава всех трех позиций являются гениальные произведения. Один из лучших примеров: "Мертвые души" Н.Гоголя: Герой на все времена - Чичиков (и не только он один!) форма - поэма в прозе с выдающимися лирическими отступлениями и подачей ослабленной сюжетной линии через изображение полноты окружающей жизни; текст - написан великолепным языком с множеством стилистических изысков, подробностей и находок, полновесным ярким не статичным образом). Но на то они и гениальные произведения - даются только гениям. А простой литератор может надеяться ухватить только кусочек из трех столпов прозы.Кому что нравится - Герой, форма или текст?
© Copyright: Наталья Буданова-Бобылева, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|