Лаццароне

Старина Вв: литературный дневник

Подразумевается, что демонстрация национальной и социальной нетерпимости в любой форме, удел людей низких. Проявление такой нетерпимости объясняют отсутствием образования, малой степенью вовлеченности в современные общественные процессы. Еще одним отпугивающим признаком носителя такого мышления признается бедность.
И субъект и объект этой нетерпимости, как правило, обладают схожими свойствами. Во многом и нетерпимость объясняется необходимостью конкурировать и уживаться в одинаковых условиях.
Несмотря на это, общество традиционно немного иначе смотрит на нетерпимость со стороны более маргинальной группы, признавая право жителей бедных окраин или мигрантов испытывать неприязнь к находящимся в лучших условиях жителям крупных городов или коренным жителям страны. Также современное общество, как правило одобряет право меньшинств на борьбу с титульной нацией за свои права, включая право и на жесткую национальную идеологию.
Стоит ли говорить о том, что формирование ценностей общества и управление им, осуществляется людьми, в своей повседневной жизни не сталкивающихся с угрозами, возникающими вследствие национального и социального противостояний, руководствующихся в своих действиях, в основном, экономическими соображениями.
Как-то неестественно быть нетерпимым к другим национальностям, когда у тебя садовник - молдаванин, рабочие - узбеки, экономист - еврей, покупатели - китайцы, а сам спишь с тайкой.
Толерантность в данной среде, как противоположность страха перед конфликтом на национальной и социальной почве, является совершенно естественной. Естественной она является и для истинных (непрофессиональных) гуманистов.
Являясь одной из отличительных черт привилегированных социальных слоев, толерантность также становится привлекательной для представителей других классов, неудовлетворенных своим социальным статусом. При этом принятие толерантности происходит автоматически без адаптации и, соответственно, без возможности в дальнейшем обосновать новую приобретенную ценность.
В следствие этого, множество тем, касающихся расовых и национальных отличий табуируется в среде, где толерантность культивируется, но не является естественной. Например, тема отношения представителей различных рас и национальностей или представителей различных географических областей к нормам и правилам социального поведения.
Поэтому иногда просто таки хочется почитать Ламброзо.


Ч. Ламброзо в книге "Человек преступный", указывая на влияние температуры воздуха на формирование характеров и склонностей к преступлениям и, ссылаясь на Н. Танфуччио, пишет:
«Лаццароне ворует только тогда, когда при этом не нужно бежать; он
хвастлив и врет в девяти из десяти случаев. Во время ссоры он жестикулирует и кричит, чтобы прогнать свой собственный страх; пускать руки в ход
он не любит, но раз дело доходит до этого, он становится ужасным».
«Южанин ревнив и бьет жену, если сомневается в ее верности, он независим и потому не любит больниц и иных убежищ.
Имея работу, он исполняет ее хорошо. Он очень привязан к своей семье,
довольствуется малым и ведет трезвый образ жизни».
«Лаццарони по природе своей хитры, трусливы и лживы; вся жизнь их
есть ряд мелких обманов и попрошайств. Из-за ничтожной подачки они
готовы лизать ваши ноги, не чувствуя при этом никакого унижения.
Они очень суеверны: при встрече с горбатым или слепым они произносят особые заклинания. Все их мысли сводятся к дьяволу, колдовству, iettatura , к чести, ножу, воровству, нарядам и... каморре».


У Брюллова есть серия рисунков "Лаццарони на берегу моря", на которых, на мой взгляд, с симпатией изображены южные городские бездельники: например "Насильное купание" https://arthive.net/res/media/img/ox800/work/b07/406054.jpg





Другие статьи в литературном дневнике: