О царе-султанеТолько что вычитал в «мартирологе»: вчера умер Кабус ибн Саид (1940 года рождения), с 1970 – султан аравийского Омана. «Что мне Гекуба, и что я Гекубе?» Об Омане рассказывал журнал «Пионер» за 1971 год. Его информация на тот момент слегка устарела. Сообщалось, что там в открытую торгуют людьми: в основе повествования – трогательная история юного раба, ставшего борцом за «новую жизнь». И что правит там дремучий султан Саид ибн Теймур, великий борец с «тлетворным влиянием Запада»: он запретил своим подданным даже носить очки, не говоря уж о чём более позднем. Всё это, разумеется, с согласия англичан и на их средства. «Что-то слышится родное», не правда ли? Из других источников известно: султан Саид был всё-таки скромный мужик (в отличие от более северных «антизападников»). Держал всего трёх жён, когда любому купчишке позволено четыре. Одна из трёх «для батюшки царя родила богатыря», Кабуса Саидыча. Он-то и сверг папашу, когда англичане уразумели, что тот чересчур дорого обходится. Оман в ту пору был английским протекторатом: ограниченный суверенитет, стало быть. (Причём без дураков – в открытую.) Вскорости оформили независимость. Папаша к тому времени отбыл в Англию. (Куда же ещё антизападнику? Никак нельзя ближе.) Там он, впрочем, не зажился: помер спустя два года от раны, полученной при смещении. Сказал ли у них кто-нибудь: "Царь не отрекался"? И что, коли так, можно назад его: хоть сейчас? Новый царь-султан начал меж тем реформы. Сперва завёл радио. Дальше больше! Даже конституцию пожаловал верноподданным! Уж не знаю, как она соблюдалась и соблюдается. Однако – в министрах есть женщины. О рабстве и речи нет. Куда уж до него нашему Александру Первому, тоже «любящему сыночку»! У нас о его реформах не распространялись. Время от времени упоминали повстанцев: большей частью это потомки негров-рабов, добытых арабами. Борцы за «новую жизнь» назвались марксистами-ленинцами, не понимая толком, что это значит. Главное, что марксисты – и русские, и китайцы оружие возят. Писали и о Юрии Сенкевиче из «Клуба путешественников»: тот в 1978 году был в Омане с Туром Хейердалом. Норвежец кое-как выпросил ему разрешение. С мятежниками к тому времени было покончено. Помогли не столько англичане, сколько персы: тогда их помощь обходилась дешевле, чем при бесноватых «хомейнях». Дальше встал тот же вопрос, что и у нашего Александра Палыча. Сорок лет – детей нет! Их не будет и ещё через сорок лет, как нет и братьев, племянников. «Престол вакантен» – таковы последние сведения. Скоро поступят новые. Узнаем, будут ли там свои декабристы, будет ли как в Непале или по восточногерманскому образцу. Что нам до того? А кому у нас не так давно была интересна состряпанная французами Сирия? Пока занимает такой момент. Узнает ли кто из оманцев в каком-нибудь бездомном бродяге, во вшивом дервише недавнего своего повелителя? "Он не умер, он начал новую жизнь". Или слишком далеко зашли у них реформы? P. S. C живым султаном без нас решилось: уже нашли, кому "отдать всё". Но вопрос о царе-султане, который "не умер", по-прежнему актуален.
© Copyright: Михаил Струнников, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|