Великий мистик

Астахова Светлана: литературный дневник

7 ключей к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Над толкованием великого романа «Мастер и Маргарита» до сих пор бьются исследователи. Предлагаю вам семь ключей к пониманию этого бессмертного произведения.


1. Литературная мистификация
Почему знаменитый роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», и о чем на самом деле эта книга? Известно, что идея создания родилась у автора после увлечением немецким мистицизмом XIX века: легенды о дьяволе, иудейская и христианская демонологии, трактаты о Боге – все это присутствует в произведении. Наиболее важными источниками, которыми консультировался автор стали работы «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и книга Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков». Как известно, у «Мастера и Маргариты» было несколько редакций. Говорят, первая, над которой автор трудился в 1928-29 годах, не имела никакого отношения ни к Мастеру, ни к Маргарите, и называлась «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом». То есть, центральной фигурой и сутью романа был именно Дьявол, такой русский вариант «Фауста». Первую рукопись Булгаков самолично сжег после запрета его пьесы «Каббала Святош». Об этом писатель сообщил правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»! Вторая редакция, также была посвящена падшему ангелу, и называлась «Сатана» или «Великий канцлер». Здесь уже появились Маргарита с Мастером, а Воланд обзавелся своей свитой. Но нынешнее название получила лишь третья рукопись, которую, на самом деле, автор так и не закончил.


2. Многоликий Воланд
Князь тьмы является, пожалуй, самым популярным персонажем «Мастера и Маргариты». При поверхностном прочтении у читателя создается впечатление, что Воланд – это «сама справедливость», судья, который борется с человеческими пороками и покровительствует любви и творчеству. Воланд многолик и сложен, как и полагается Искусителю. Его рассматривают как классического Сатану, что и замышлял автор в ранних версиях книги, как нового Мессию, переосмысленного Христа, чье пришествие и описывается в романе.
На самом деле, Воланд – не просто дьявол – у него множество прототипов. Это и верховный языческий бог – Вотан у древних германцев, или Один у скандинавов, которого христианская традиция превратила в дьявола; это и великий «маг» и масон граф Калиостро, который помнил события тысячелетнего прошлого, предсказывал будущее, и имел с Воландом портретное сходство. А еще это «темная лошадка» Воланд из «Фауста» Гете, который упоминается в произведении лишь однажды, в эпизоде, который упустили в русском переводе. Между прочим, в Германии чёрта называли именно «Фаланд». Помните эпизод из романа, когда служащие не могут вспомнить имя мага: «…Может быть, Фаланд?».


3. Свита Сатаны
Как человек не может существовать без тени, так и Воланд – не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот – это инструменты дьявольского правосудия, самые яркие герои романа, за спиной у которых отнюдь не однозначное прошлое.
Возьмем, например, Азазелло – «демона безводной пустыни, демона-убийцу». Этот образ Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря ему женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому, именно Азазелло дает крем Маргарите, толкает ее на «темную дорожку». В романе он – правая рука Воланда, исполняющая «черную работу». Он убивает барона Майгеля, отравляет влюбленных. Его суть – бестелесное, абсолютное зло в чистом виде.
Коровьев-Фагот – единственный человек свиты Воланда. До конца не ясно, кто стал его прототипом, но исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным. Это – бог войны, которому приносили жертвы, а по легендам о докторе Фаусте – дух ада и первый помощник сатаны. Его имя, неосторожно произнесенное председателем МАССОЛИТа – сигнал для появления Воланда.
Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, по сути, происходит из легенд о дьяволе обжорства и мифологическом звере ветхого завета. В исследовании И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», которое было явно знакомо Булгакову – упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Сведения о Бегемоте автор также почерпнул из истории о некой Анне Дезанж, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, среди которых упоминается Бегемот, демон из чина Престолов. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом и клыками. Руки у него были человеческие, а громадный живот, короткий хвост и толстые задние лапы — как у бегемота, что напоминало о его имени.


4. Черная королева Марго
Маргариту часто считают образцом женственности, эдакой, Пушкинской Татьяной XX века. Но прототипом «королевы Марго» стала явно не скромная девушка из российской глубинки. Помимо явного сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Одна из них – та самая «Королева Марго», жена Генриха IV, чья свадьба обернулось кровавой Варфоломеевской ночью. Это событие упоминается по дороге на Великий бал у Сатаны. Толстяк, узнавший Маргариту, называет ее «светлая королева Марго» и лопочет, «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар — парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи. В образе Маргариты исследователи также находят сходство и с другой королевой – Маргаритой Наваррской, одной из первых французских женщин-писательниц. Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, булгаковская Маргарита любит своего гениального писателя – Мастера.


5. Москва – Ершалаим
Одна из самых интересных загадок «Мастер и Маргарита» – это время, когда происходят события. В романе нет ни одной абсолютной даты, от которой можно вести отсчет. Действие относят к страстной неделе с первого по седьмое мая 1929-го года. Эта датировка приводит параллель с миром «Пилатовых глав», которые происходили в Ершалаиме 29-го или 30-го года в течение недели, которая впоследствии стала Страстной. «…над Москвой 1929 года и Ершалаимом 29-го стоит одна и та же апокалипсическая погода, одна и та же тьма надвигается на город греха грозовой стеной, одна и та же луна пасхального полнолуния заливает переулки ветхозаветного Ершалаима и новозаветной Москвы». В первой части романа обе эти истории развиваются параллельно, во второй, все более и более переплетаясь, в конце концов, сливаются воедино, обретая целостность, и переходя из нашего мира в мир потусторонний. Ершалаим «переходит» на улицы Москвы.


6. Каббалистические корни
Существует мнение, что при написании романа Булгаков находился не столько под влиянием каббалистического учения. Концепции еврейского мистицизма вкладывают в уста Воланда:
1.«Никогда ничего не просите. Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут». Как известно, каббала трактует Тору, как запрет принимать что-либо не от создателя, что противоречит христианству, в котором наоборот «просить чужой милости» не возбраняется. Хасиды (представители мистического течения иудаизма, основанного на Каббале) трактуют утверждение о том, что Бог создал человека по своему образцу, поэтому человек должен уподобиться Творцу в созидании. То есть, должен работать.
2. Концепция «о свете». Свет сопровождает Воланда на протяжении всего романа. Когда исчезает сатана со своей свитой, пропадает и лунная дорога. На первый взгляд, «учение о свете» восходит к Нагорной проповеди: «Вы — свет миру». С другой стороны, этот контекст поразительно совпадает со стержневой идеей каббалы об «Ор Хаим» — «свете жизни», которая утверждает, что Тора сама является «светом». Достижение его зависит от желания самого человека, что, согласитесь, соответствует идее романа, где на первый план выходит самостоятельный выбор человека.


7. Последняя рукопись
Последняя редакция романа, которая впоследствии дошла до читателя, была начата в 1937 году. Автор продолжал работать с ней до самой смерти. Почему он не смог закончить работу над книгой, которую писал целых 12 лет? Может, он полагал, что недостаточно осведомлен в вопросе, за который взялся, и его понимание иудейской демонологии и ранних христианских текстов слишком дилетантское? Как бы то ни было, роман практически «высосал» жизнь автора. Последним исправлением, которое он внес 13 февраля 1940 года, стала фраза Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Через месяц он умер. Последними словами Булгакова, адресованные роману были: «Чтобы знали, чтобы знали…».


***
Тайны, загадки, маги, волшебники и фантастические явления
АСТРОЛОГ СЕРГЕЙ ВРОНСКИЙ
Человеческая жизнь это не столько способ улучшить свою карму, сколько обязанность исполнить определенную миссию, о которой сам человек может лишь смутно догадываться. Особенно сложные задачи выпадают на долю магов. Будто по воле случая перед ними открываются секреты, дающие силы совершить то, чего не могут другие люди. Иногда ситуация складывается неблагоприятно и мгновения Истины приходится ждать десятилетиями, но что значат годы земного существования в сравнении с вечностью духа? Да и не исполнивший своей духовной работы не может умереть до срока, как бы не старались его враги. Силы Света обязательно вернут душу в мир страстей и страданий: лишь по исполнении своего долга она обретет покой и блаженство.


Жизнь астролога, хирурга, психотерапевта, предсказателя и разведчика Сергея Алексеевича Вронского поистине фантастична. Он приоткрывает свое легендарное прошлое по частям — возможно, всю правду о нем мы так никогда и не узнаем.


-Сергей-Вронский-2 Астролог Сергей ВронскиКаскад героическ
их, подчас кажущихся неправдоподобными дел и поступков явился лишь внешней стороной исполнения его миссии, которая, на первый взгляд, может показаться весьма скромной. Речь о возвращении в Советский Союз, ставший затем Российской Федерацией, возобновление прерванной традиции профессиональной астрологии и магии. Его книги: «Астрология — суеверие или наука?», «О браке и совместимости», «Медицинская астрология», «Профориентация», «Показатели смерти» — они были первыми. Мода на тайные знания и неизбежно связанный с ней дилетантизм начались позже, но вслед за Вронским появились и настоящие, талантливые исследователи.



Именно этой духовной работе Сергея Алексеевича пытались помешать трижды и всегда в Советской России, а не в фашистской Германии, где астролог провел годы учебы и последующей работы. Первый раз это случилось в 1920 г., когда большевистская банда Якова Яворского, ворвавшись в квартиру, расстреляла многочисленную семью царского генерала: его, жену, детей.


Не помогло даже письмо с разрешением на выезд за границу, подписанное самим Лениным: царя расстреляли вместе с цесаревичем, а тут «всего лишь» какой-то генерал!


Пятилетнего Сергея от кровавой расправы спасло лишь то, что он в это время гулял на улице. Вместо него погиб другой мальчик, сын воспитательницы, внешне похожий на Вронского-младшего.


Во второй раз его, вернувшегося из Ставки Гитлера и пересекшего по приказу Центра границу, чуть не убили ударом по голове, размозжив кости черепа. Переживший свою первую смерть в 1943 г., Сергей Алексеевич рассказывал: «В первый раз я почти дошел до конца туннеля, до Братства Мертвых. Мне навстречу вышел, как я понял, один из стражей и спросил: «Ты добровольно идешь к нам, или тебя к этому принудили?» …И я выкрикнул: «Нет! Не добровольно. Меня принуждают! Поверь мне! Я вижу, Ты дух светлый, Добрый и Справедливый. Если ты можешь, отпусти меня!.. Ты видишь, я еще молод и силен. Я еще многое могу сделать. Только помоги мне срасти кости на голове. До конца своей Второй жизни я буду за всех молиться… Клянусь!»


Конечно, его вернули: у тех, кому суждено надолго покинуть Землю, не спрашивают о готовности умереть.


А в это время знаменитый советский нейрохирург и некогда близкий друг отца — Бурденко, боролся за жизнь своего пациента. Вронский не умер, но долго еще после ранения в голову находился в беспамятстве, в мозгу звучали эхом слова стража Братства Мертвых: «Вернись, но знай, перед тобой будут большие испытания…» Так и вышло: когда советский разведчик очнулся, то был приговорен к расстрелу, который, впрочем, заменили на 25 лет лагерей. Об этом периоде своей жизни Вронский рассказывает: «Лагерному начальству я казался полубогом, они подчинялись мне безоговорочно, боясь за свое здоровье — я лечил их гипнозом и психотерапией. Когда решил бежать, «базу» для моего побега (удостоверение личности и «легенду» для оправдания перед НКВД) они подготовили заранее, продумав все детали».


Но на свободе было ненамного легче, чем в ГУЛАГе: советские власти преследовали Сергея Алексеевича еще долгие годы.


-Сергей-Вронский-3 Астролог Сергей Вронский


Он нигде не мог устроиться на работу, а если все же устраивался, то вскоре его увольняли под любым благовидным предлогом: достаточно было кэгэбистам позвонить руководству и посоветовать избавиться от неблагонадежного сотрудника. Само собой, эти «ненавязчивые советы» имели силу приказа: Вронский неизменно оказывался на улице.


Однако высшие советские чиновники за помощью обращались к гонимому им человеку — так, Брежнев хотел выяснить точную дату смерти Мао Цзэдуна. Астролог говорит: «Консультациями иногда пользовались некоторые высокопоставленные лица — за похлебку или одноразовый «сухой паек». Деньгами мне никогда никто не платил, да я бы их просто не взял. Чаще всего я давал рекомендации относительно удачных дней отъезда, пребывания в другой стране и возвращения обратно. Из космонавтов я был связан только с Гагариным и главным конструктором Королевым. Гагарина я предупреждал о несчастливом дне 27 марта 1968 г. (тройной критический день), а Королеву было дано указание на необходимость особой бдительности в середине января 1966 года».


Еще раз Вронского Темные Силы «убили» в период «развитого социализма» — в 1977 г. Он умер в больнице на Стромынке, и дыхание его оборвалось.


Сергей Алексеевич начал подниматься по темному туннелю к Вратам света. Позже он поведал о пережитом на том свете:


«И вдруг вижу, навстречу идет моя мама, братья и сестры, расстрелянные во время гражданской войны. Я четко слышу мамин голос: «Сынок, остановись. Еще не отработал свой долг перед Отечеством и народом.Вернись и знай, что твои знания ты должен оставить людям на земле… Придет истинное время твоего ухода, и мы придем за тобой, встретим и уведем…» И опять совершилось чудо — я еще раз вернулся Оттуда».


Он вернулся, чтобы завершить свою миссию, ради которой вытерпел столько мытарств, и сообщил, что будущее принадлежит России в союзе с независимыми Украиной и Беларусью. Однако возможны и всемирные трагедии — самая страшная из них: Третья мировая война, в которой мы будем лишь наблюдателями. Астролог и маг Вронский предупреждает: «Законы Космоса неумолимы и беспощадны. Первая мировая война уничтожила большинство империй, вторая — «коричневую чуму». Третья должна уничтожить «красную чуму». После этого наступит «всемирное братство» — тысячелетний мирный период, когда человек будет рад встретиться с другим человеком, когда ему будет все равно, земляк он или чужестранец, белый он или черный, красный или желтый».


Будущее вариантно: испытания человечества не предопределены, а всего лишь возможны. И все же прислушаться к словам Вронского нелишне: магическое посвящение он прошел в раннем детстве, приняв его из рук бабушки-черногорки. Затем постигал тайны мастерства в Берлинском Биорадиологическом институте, где его учителями были тибетские ламы и иглотерапевты из Китая, индусские йоги и знатоки восточных единоборств из Японии, а также шаманы из арабских и африканских стран.


О врожденном таланте астролога говорит то, что он начал преподавать будучи студентом третьего курса, а на четвертом курсе стал старшим преподавателем по астрологии.


Маг не может быть слабой личностью. Ему приходится проявлять железную волю, противостоя не только нематериальным сущностям, но и власти земных владык Сергей Вронский и был истинным волшебником. Выпускник Академии оккультизма в Германии тридцатых годов, он пережил ужасы сталинского ГУЛАГа, но не сломался и не изменил своему призванию.
Сергей Вронский вернул в страну «воинствующего невежества» астрологию и другие тайные знания. До Вронского советским людям астрология казалась чем-то нереальным. Сейчас же многие не могут начать неделю, не ознакомившись с советами астролога на ближайшее будущее.
***
Алистер Кроули родился в год смерти Элифаса Леви, знаменитого французского мистика, которого по праву можно назвать отцом оккультизма. В своих работах «Догма и ритуал в высшей магии», «История магии» и «Ключ к тайнам» Леви впервые ввел понятие «оккультных знаний», систематизировал их и сформулировал теоретические и практические основы современной магии. «Чтобы достичь sanctum regnum, иными словами, магического знания и силы, — писал он,— необходимы четыре условия: разум, просвещенный учебой, безудержная отвага, несокрушимая воля и зрелость, не подверженная растлению и опьянению. ЗНАТЬ, ОСМЕЛИТЬСЯ, ЖЕЛАТЬ, ХРАНИТЬ МОЛЧАНИЕ - таковы четыре заповеди мага».
Кроули утверждал, что в предыдущей жизни он был Элифасом Леви; кроме того, он считал самого Леви воплощением Калиостро и Папы Александра IV Борджиа. В молодости он перевел на английский язык две работы Леви и немало способствовал распространению его идей в Англии.


Отец Алистера Кроули был богатым пивоваром-фабрикантом и дал своему сыну хорошее образование: сперва в Малверне, затем в Тонбридже и, наконец, в кембриджском Тринити-колледже. Здесь он научился превосходно играть в шахматы, приобрел некоторый опыт гомосексуальной любви и положил начало своей исключительно мрачной репутации. Именно в Кембридже Кроули начал сознательно заниматься практическим оккультизмом.


Эти занятия привели его в оккультную ложу «Золотой Рассвет» (или «Золотую Зарю»). Кроули вступил туда в 1898 году, приняв тайное имя «брат Пердурабо» (лат. «я выдержу»). К тому времени его родители уже умерли, оставив ему в наследство значительное состояние. Кроули тратил эти деньги с потрясающей быстротой и фантазией. В своей лондонской квартире он отвел для занятий магией две комнаты, которые назывались «черным и белым храмами». В «черном храме» находился колдовской алтарь, покоившийся на деревянной статуе черного человека и скелете, облитом кровью жертв, которые приносил Кроули. «Белый храм» был облицован зеркалами и посвящен более «невинным» аспектам практического оккультизма. Но психологическая атмосфера, царившая в этом храме, по-видимому, тоже была довольно мрачной.


Однажды вечером Кроули со своим другом Джонсом прервали свои занятия в «белом храме» и отправились ужинать, предварительно заперев «храм» на замок. Вернувшись, они обнаружили, что замок открыт, алтарь перевернут, а магические символы разбросаны по комнате.


Они восстановили в «белом храме» прежний порядок и затем — разумеется, с помощью ясновидения, — обнаружили наполовину материализовавшихся демонов, совершавших круговое шествие по комнате.


В том же 1899 году Кроули и Джонс решили «вызвать зримый образ» демона по имени Буэр — существа, описанного в магическом тексте XVI века, в котором его называли учителем философии, исцелителем от всех болезней и повелителем пятидесяти адских легионов. Операция удалась лишь отчасти; вне защитного магического круга, в котором стояли Кроули и Джонс, появилась туманная фигура воина, у которого были ясно видны лиши часть ноги и шлем.


При столь интенсивных занятиях практическим оккультизмом Кроули за два года прошел все степени посвящения, существовавшие в «Золотом Рассвете». Кроме трудов Элифаса Леви, его учебниками были инструкции, составленные магистром ложи Мак-Грегором Матерсом. Вдобавок к этому Кроули имел личного практического наставника, молодого инженера по имени Алан Беннет.


Алан Беннет, воспитанный в католической традиции, порвал со своей религией в шестнадцатилетнем возрасте. Впоследствии он посетил Гималаи и вернулся оттуда буддийским монахом. Беннет утверждал, что в Гималаях его посвятили в тайны тантры. Тех, кто сомневался в его магической силе, он околдовывал с помощью стеклянного подсвечника, который постоянно носил с собой. По словам Кроули, умственная и физическая деятельность околдованного человека полностью восстанавливалась лишь спустя четырнадцать часов!


Идя по стопам Беннета, Кроули тоже побывал в Гималаях и даже взошел на две из пяти высочайших вершин этого горного массива: Чогори и Канченджангу. Это произошло в 1903 и 1905 годах, в пору максимального творческого подъема Кроули. В те годы он много путешествовал, появлялся в свете, опубликовал несколько сборников весьма талантливых мистических стихотворений в духе Суинберна и оккультный триллер «Лунное дитя».


В 1903 году Кроули женился на Розе Келли, сестре художника Джеральда Келли, в то время занимавшего пост президента Королевской академии. Роза обладала даром медиума; именно через нее дух по имени Айвасс якобы продиктовал Кроули его первую важную работу по магии, «Книгу Закона» (Каир, 1904 г.). Впоследствии Роза стала алкоголичкой, и Кроули воспользовался этим поводом, чтобы развестись с ней.


В начале XX века Кроули попытался вытеснить Матерса из «Золотого Рассвета» и встать во главе ложи. Дж. Саймондс, автор биографии Кроули, пишет, что встревоженный Матерс наслал на своего соперника вампира, но Кроули «сразил его своим собственным потоком зла». Однако Матерсу удалось погубить всю свору легавых собак, принадлежавших Кроули, и наслать безумие на его слугу, который совершил неудачное покушение на жизнь своего хозяина. В ответ Кроули вызвал демона Вельзевула и его 49 помощников и послал их наказать Матерса,, находившегося в Париже. Однако члены «Золотого Рассвета» сплотились вокруг Матерса и исключили Кроули из своих рядов. Когда в 1918 году Матерс наконец умер, многие были убеждены, что это дело рук Кроули.


После исключения из «Золотого Рассвета» Кроули основал собственное оккультное общество, «АА» («Argentum Astrum» — «Серебряная Звезда»), но оно никогда не было столь многочисленным, как «Золотой Рассвет». В пору его максимальной популярности (1914 г.) число его членов было чуть больше трех десятков. Однако журнал «Equinox» («Равноденствие»), издававшийся этим обществом и по большей части, состоявший из работ самого Кроули, вскоре привлек к себе внимание оккультистов всего мира.



Другие статьи в литературном дневнике: