День независимости России
Летние праздники на Руси сопровождались веселыми играми, забавами, в которых принимали участие и дети, и взрослые. На Семик, Троицу, заводили хороводы с плясками, устраивали качание на качелях.
Качели были одним из самых любимых развлечений детворы. На праздники общие качели ставили на возвышенных местах, на площадках, которые были как бы центром игр и забав для всей деревни или села.
Устанавливали такие качели всем миром: молодым парням помогала детвора. На двух вкопанных столбах укрепляли перекладину, на которой закрепляли веревку с доской длиной до 2-х метров.
Рядом с качелями устраивали веселые игры, пели песни под гармонь, иногда гармониста усаживали в центре между качелями.
Были и такие качели: брали прочную доску, клали серединою на подмостки. Скачущие становились на концы доски и устанавливали равновесие, прибавляя или убавляя концы. На середину доски, чтобы прижать ее к подмосткам, сажали кого-нибудь (называлось это «сидеть на каше»). Катались весело, иногда делали не только высокие скачки, но и выделывали всякие фигуры ногами.
Для ребятишек качели устраивали так: либо подвешивали доску на веревке, перекинутой через балку, либо ставили качели на треногах («козлах»). Для самых маленьких детишек качели устраивали в доме.
В весенне-летней обрядности взлеты на качелях - обязательное ритуальное действие, призванное ускорить рост посевов.
Однако игры и забавы являлись не только составной частью разнообразной обрядности, они функционировали при самых различных обстоятельствах в повседневной жизни.
***
Летние праздники на Руси сопровождались веселыми играми, забавами, в которых принимали участие и дети, и взрослые. На Семик, Троицу, заводили хороводы с плясками, устраивали качание на качелях.
Качели были одним из самых любимых развлечений детворы. На праздники общие качели ставили на возвышенных местах, на площадках, которые были как бы центром игр и забав для всей деревни или села.
Устанавливали такие качели всем миром: молодым парням помогала детвора. На двух вкопанных столбах укрепляли перекладину, на которой закрепляли веревку с доской длиной до 2 м.
Рядом с качелями устраивали веселые игры, пели песни под гармонь, иногда гармониста усаживали в центре между качелями.
Были и такие качели: брали прочную доску, клали серединою на подмостки. Скачущие становились на концы доски и устанавливали равновесие, прибавляя или убавляя концы. На середину доски, чтобы прижать ее к подмосткам, сажали кого-нибудь (называлось это «сидеть на каше»). Катались весело, иногда делали не только высокие скачки, но и выделывали всякие фигуры ногами.
Для ребятишек качели устраивали так: либо подвешивали доску на веревке, перекинутой через балку, либо ставили качели на треногах («козлах»). Для самых маленьких детишек качели устраивали в доме.
В весенне-летней обрядности взлеты на качелях - обязательное ритуальное действие, призванное ускорить рост посевов.
Однако игры и забавы являлись не только составной частью разнообразной обрядности, они функционировали при самых различных обстоятельствах в повседневной жизни.
***
Иван-косарь и звери.
игра со словами
Для этой игры используется специальная считалочка для выбора водящего:
Иван с косой,
Не ходи босой,
А обутый ходи,
Себе лапти сплети.
Если будешь ты обут -
Волки, лисы не найдут,
Не найдет тебя медведь,
Выходи, тебе гореть!
Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и др. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе.
«Звери» переговариваются с ним:
- Иван-косарь, что ты делаешь?
- Траву кошу.
- А зачем косишь?
- Коров кормить.
- А зачем коровы?
- Молочко давать.
- А зачем молочко?
- Сырцы делать.
- А зачем сырцы?
- Охотников кормить.
- А зачем охотников кормить?
- В лесу зверей ловить!
«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей».
Указания к проведению:
Игра проводится на просторной площадке, в ней могут участвовать от 3 до 20 человек. Игра интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста. Если в игре принимает участие большое количество детей, то допускаются одинаковые названия «зверей»: два медведя, две лисы и т. д. «Иван-косарь» начинает догонять только после последних слов: «В лесу зверей ловить!» Водящий может помочь себе при отгадывании наводящими вопросами к пойманному зверю.
***
«На ней хлопковое платье ниже колен черного цвета...» (платье или коленки?)
Другие статьи в литературном дневнике: