Час литературного мастерства

Астахова Светлана: литературный дневник

НЕМНОГО О ЛИТЕРАТУРНОМ САМООБРАЗОВАНИИ


.... В русском языке словом «писатель» обозначаются две совершенно разные профессии: пусть одна будет называться непосредственно «писатель», а другая – «беллетрист»; и тот и другой пишут художественные тексты, но это совершенно разные тексты и разный подход к работе. В чем же разница? А разница между ними примерно такая же, как между искусством и культурой. Культура вся построена на конвенциях, на традициях, на соблюдении определенных законов, искусство же – это то, что ломает и законы, и традиции; это такой ледоход, вспарывающий культуру. Разница между литературой (буду называть это так, имея в виду плод деятельности писателя) и беллетристикой заключается не в том, что литература – это высоко, а беллетристика – это низко, или что литература – это хорошо, а беллетристика – это плохо. Речь идет исключительно об авторском намерении: вы собираетесь писать литературу или беллетристику? Ответ на этот вопрос и определит ход дальнейшей работы.
#классическаялитература#современнаяпроза #современныеавторы #военнаяпроза#мистическаяпроза #приключенческаялитература #женскийлюбовныйроман#ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
***


Литература в современном мире предполагает новаторство. Писатель имеет шанс стать таковым только в том случае, если он собирается писать так, как никто до него. Двух одинаковых «литератур» не бывает. Понимаете, о чем я? Даже если стилистически текст написан очень сложно, даже если автор в нем поднимает какую-то невероятно трагическую тему, это еще не делает текст литературой. Это все равно будет беллетристика, если писатель повторяет методы, опробованные уже кем-то до него. Например, первый раз написанный «Улисс» Джойса – это литература; когда же тот или иной автор начинает использовать «поток сознания» вслед за Молли Блум, это уже не литература – это беллетристика. Даже если она написана в десять раз сложнее Джойса.


Решаясь стать писателем, вы должны понимать, что все придется делать впервые, все на собственный страх и риск. Скорее всего, вам придется ждать настроения, вдохновения, голоса свыше, "сниже" – уж я не знаю, откуда. Без этого ничего не получится.


Кроме того, на этом поприще не следует ожидать ни славы, ни денег. Прижизненная известность если и приходит к писателю, то очень нескоро, поскольку писатель сильно опережает запросы и вкусы публики; собственно говоря, зачастую именно он их и формирует. Скажу больше: писателю, по моему мнению, вообще не следует придавать большое значение тому, сколько человек его прочтет и прочтет ли кто-нибудь вообще. Литература в том смысле, который я закладываю в это слово, существует в режиме монолога; она пишется как попытка объяснить самому себе что-то про самого себя, про мир, про что угодно. Если вы собираетесь писать литературу, мне действительно нечем вам помочь и почти нечего подсказать. Я могу лишь предупредить вас, что этот путь чрезвычайно интересен, но сопряжен с большим количеством опасностей. Что касается беллетристики, то здесь у меня опыта больше, и кое с чем я, вероятно, смогу вам помочь.
***


Беллетристика – это литература жанровая, и литература массовая, а массовая литература, не имеющая большого количества читателей, не имеет смысла; она – оксюморон. Беллетристика – это профессия, это ремесло, и ему можно научиться, как, например, можно научиться архитектуре. Другое дело, что архитекторы, как мы знаем, бывают выдающиеся и бывают рядовые. Для того чтобы быть хорошим беллетристом, а не рядовым, необходимо, как мне кажется, иметь некий набор вводных, и сейчас я попробую его обрисовать:


Искусство и дар рассказчика. Без этого ничего не получится.А складывается из двух компонентов. Первый можно назвать встроенным хронометром, который помогает автору регулировать баланс необходимого и достаточного. Для того чтобы персонаж ожил, а читатель мог увидеть описываемую сцену, нужен некий минимум описаний. Я подчеркиваю: именно минимум. Как только ваш персонаж ожил, а сцена задвигалась – переходите к следующему эпизоду. Это чувство меры совершенно необходимо всякому беллетристу, и этому можно научиться у хорошего редактора, у мастеров рассказа--классиков, таких, как Гоголь, Куприн, Горький или Булгаков и т. д.



5 правил, как улучшить свой литературный стиль
Мастерская Сценариста: литературный дневник
1. Разбивайте длинные предложения на короткие или средние
В школах нас учат писать длинными заковыристыми фразами — чтобы мы разобрались со сложносочиненными предложениями, причастиями и деепричастиями.



В результате многие начинающие авторы выдают фразы вроде этой:



Маша весь вечер крутилась у буфета, заглядывая внутрь, раскладывая мысленно посуду по полочками, которых было очень много, волнительно вздыхая, пересчитывая множество ящиков и отделений, куда можно было бы поставить и тарелки, и сахарницы, и соусники, и чашки, и блюдца, и даже огромного размера супницу, которую ей подарила мама на прошлый день рождения.
Ну как? Легко читается?



Наш мозг воспринимает информацию небольшими блоками, которые удобны для понимания и запоминания, и если этого не учитывать, рождаются вот такие предложения-монстры.



Что делать?



Разбивайте сложное предложение на несколько простых. Если фраза изобилует лишними кренделями, задумайтесь: оно вам надо?



Сравните:



Маша весь вечер крутилась у буфета. Она мысленно раскладывала посуду по многочисленным полочками и в волнении просчитывала, куда можно поставить чашки, а куда — огромную супницу, подаренную мамой на прошлый день рождения.
Читать стало гораздо легче, правда? В тексте появился “воздух”, а отсутствие лишних деталей никак не повлияло на саму картинку.


2. Разбивайте абзацы-кирпичи


Вы, наверное, много раз встречали статьи, которые отпугивают один своим видом. Громоздкий монолит, тянущийся на всю страницу, – это зрелище не для слабонервных.



Причина, по которой мы заранее, не вчитываясь, отвергаем подобные тексты, кроется в следующем: наше подсознание не хочет иметь дело с неудобоваримой информацией.



В каких случаях надо нажимать кнопку “Enter”? А вот в каких:



дается новая мысль
появляется новый персонаж
ведётся прямая речь
происходит смена декораций
герой мысленно отправляется в прошлое или в будущее
«камера» направляется на другой объект.
Иван открыл сейф и принялся перекладывать деньги в сумку.



Анна молча смотрела на него и думала о том, что между ними все кончено: сейчас ее муж уйдет навсегда.


Видите? “Камера” как бы переместилась от Ивана к Анне, – и поэтому тут нужен новый абзац.
3. Вы точно знаете, что хотите сказать читателю?
Прочитайте эту фразу:



В искусстве все на нервах, на эмоциях, на таланте, да и не только, но, ведь бывает же и так, что результаты радуют, ласкают душу, ублажают, и в эти моменты, затраты и потери, конечно же, кажутся какими-то странными недоразумениями, вовсе, может быть, не обязательными.
Вопрос: Что хотел сказать автор?



Зачастую корявый слог — это отсутствие идеи как таковой. Автор что-то чувствует, ему хочется передать эти ощущения читателям, но он не продумал, что именно ему надо донести до окружающих.



В этом примере даже поправить ничего нельзя, потому что не ясно, а зачем эта фраза была написана.
4. Убирайте абстракции!
Если за фразой не стоит конкретного образа, у читателя не включается воображение, и ему заранее становится скучно.



Доклад на конференции по безопасности информационного обеспечения вызвал ощущение недоверия.
С интересом читаются только те тексты, которые можно смотреть как “внутреннее кино”, или которые вызывают четко определенные эмоции.
5. В вашем тексте не должно быть фраз “ни о чем”
Экономьте время читателя (и свое тоже)! Если предложение ничего не добавляет тексту, его надо удалять хирургическим путем.



Девушка была прекрасна. В ней все было красиво — и глаза, и волосы, и фигура. Всем своим видом барышня напоминала чудесный цветок.
В примере,возможно, девушка и — цветок, а автор — фонтан, который льет “воду” на головы бедных читателей. Они не дураки: они с первого раза все поняли про девушку — зачем повторять одно и то же?
Верные кандидаты на вылет из текста:
предложения-дублеры
штампы
банальности
общие слова
чересчур подробные описания (см. пример с посудой, приведенный выше)
***

( по страницам справочника для начинающего писателя) 4



Другие статьи в литературном дневнике: