Взгляд на комедию Рязанова из сегодняНа дворе Рождетсвенские святки, идёт снег, а у нас идёт критический анализ.- И это понятно, поскольку аудитория у этого фильма безгранична и продолжает расширяться в сторону бесконечности благодаря тому, что кто-то из начальства, ведающего культурой, решил, что в Новый год домохозяйки могут качественно готовить салат оливье или заливную рыбу только под трансляцию "Иронии судьбы". Вроде как рефлекс такой у нашего народа уже выработался. А если рефлекс, то это уже серьезно. Поскольку стабильность. И все так уже привыкли к этому фильму, что не обращают внимания на те, не очень-то и замаскированные, антисоветские фиги, которые заложил в него тогда еще советский кинорежиссер Эльдар Александрович Рязанов. Мы уже высказывали свое мнение, что деградация Рязанова, как деятеля культуры, началась с фильма "О бедном гусаре замолвите слово", вот эта статья - Эти повести и пьесы, конечно, это не Чехов, и даже не Розов, простенькие, незамысловатые, с неким морализаторским посылом, но читались в отдельных фрагментах смешно. Пьеса "С легким паром!", написанная в 1969 г., однако так и не была поставлена ни в одном из московских театров. Планировалось, что Николай Гриценко будет ставить ее в театре им. Евг. Вахтангова. Юлия Борисова должна была играть Надю, Юрий Яковлев - Женю, а сам Гриценко - Ипполита. Но не случилось. Вполне возможно, что где-то в провинции эту пьесу в то время и ставили. В провинции все ставили. Вроде бы анонсируется как "рождественская сказка". Один холостой дяденька Женя в новогоднюю ночь волшебным образом перемещается из столицы нашей Родины в г. Ленинград, где встречает такую же одинокую тетеньку Надю. При этом и сам дяденька и тетенька в эту новогоднюю ночь должны были принять решение жениться и выйти замуж за совершенно других дяденьку и тетеньку. И вот между этим москвичом и ленинградкой, ему 35, ей 32 года, никогда не состояли в браке, возникает любовь. Старых кандидатов по боку, и авторам пьесы хочется, чтобы у Жени и Нади все сладилось, хотя финал пьесы и открытый. Но ведь наш советский народ он был добрый и наивный, и потому никакого финала, кроме счастливого в этой истории не видел, хотя там была возможна масса вариантов. Вот такое, на первый взгляд, занимательное кино, которое должно принести и коммерческий эффект. Но ведь надо же знать позицию самого Рязанова, чтобы не принять его за обычного комедиографа. Нет, там - другое, серьезное и возвышенное. Меня привлекают произведения, в которых есть человеческие характеры и социальные проблемы! Мне плевать на коммерческое, развлекательное кино! И где же эти социальные проблемы в "рождественской сказке для взрослых". Да везде. В пьесе имеется Ведущий, который и высказывает эти самые социальные сентенции с претензией на глубокие философское обобщение. В фильме его реплики разбросаны между героями. Вот, к примеру, про Новый год Трудно понять, почему люди радуются приходу Нового года вместо того, чтобы плакать. Если вдуматься, новогодний праздник — печальное событие в нашей скоротечной жизни. Ведь все мы еще на один шаг приближаемся к роковой черте. А сама процедура встречи Нового года ускоряет процесс приближения. Вместо того чтобы спать, сохраняя здоровье, люди, беснуясь, нарушают режим: не в меру едят, пьют и ухаживают. В новогоднюю ночь останавливается прогресс. Павлик Я понимаю, ванна в каждой квартире — это правильно, это удобно, это цивилизация. Но процесс мытья, который в бане звучит как торжественный обряд, в ванне — просто смывание грязи. И хорошие поздравительные слова — с легким паром — они же к ванне неприменимы: какой может быть в ванной пар? И ведь из-за этой сцены в бане фильм на длительное время был отлучен от телеэфира. Вначале был успех 1 января 1976 г., потом 7 апреля того же года фильм показали повторно, даже выпустили в прокат на большом экране в кинотеатрах. Правда, в кинотеатре этот практически фильм-спектакль уже не так смотрелся. Но "волшебная сила искусства" оказалась настолько мощной, что среди мужской половины населения появилась "дурацкая привычка" 31 декабря идти в баню и там напиваться до состояния героев "Иронии судьбы".
А потом пьяный дяденька Женя попадает вместо своей московской квартиры в квартиру в г. Ленинграде, по такому же адресу, в таком же доме, с таким же замком, такой же планировкой и такой же мебелью. Зачем авторы сделали так? А чтобы высказать свой критический взгляд на окружающую их советскую действительность. Серую, унылую, однообразную, лишенную индивидуальности. Которая и советских людей делает такими же серыми, унылыми, однообразными. Ну, почти, что ГУЛАГ, который потом Рязанов изобразит в "Вокзале для двоих".
В былые времена, когда человек попадал в незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: иные дома, иные улицы, иная жизнь… Зато теперь совсем другое дело. Человек попадает в любой незнакомый город, но чувствует себя в нем как дома: такие же дома, такие же улицы, такая же жизнь…Дома уже давно не строят по индивидуальным проектам, а только по типовым. Прежде в одном городе возводили Исаакиевский собор, в другом — Большой театр, а в третьем одесскую лестницу… Теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», в котором можно посмотреть типовой художественный фильм. Названия улиц тоже не отличаются разнообразием. В каком городе нет Первой Загородной, Второй Загородной, Третьей Фабричной… Первая Парковая улица, Вторая Парковая улица…Одинаковые лестничные клетки окрашены в типовой серый цвет, типовые квартиры обставлены стандартной мебелью, а в безликие двери врезаны типовые замки. Иногда типовое проникает и в наши души. Встречаются типичные радости, типичные настроения, типичные разводы и даже типовые мысли! С индивидуализмом уже покончено, и, слава богу, навсегда! Время то написания пьесы - 1969 г. Танки уже прошлись по Праге, шестерых сумасшедших забрали с Красной площади и поместили на лечение, Женя Евтушенко и Вася Аксенов, дернув крымского винца, из Коктебеля направили письмо вождям в знак протеста. Вот и Эльдар Александрович высказал свое тайное "фууу" под видом рождественской сказки". Вот она где собака порылась. И кто же такие Женя и Надя? А это те самые, как сейчас их назвали бы, "люди со светлыми лицами". Пастернак, Цветаева, Ахмадуллина, песенки на их стихи под гитарку, полный джентльменский набор "креативного класса" конца 60-х. Правда, в середине 70-х они выглядели уже несколько архаично, поэтому зрителем и воспринималась прежде всего "сказочная" лавстори. ...этот Лукашин… это ведь не просто негодяй… это социально опасный тип — нечто вроде искателя приключений… Из тех, для которых нет ничего устоявшегося, ничего законного, ничего святого… Эти лукашины — они во все суют свой нос… они не рассуждают… они верят не в здравый смысл, а в порывы! Порывы чувств, порывы вдохновенья… ... такие, как Ипполит, — они не поступают опрометчиво, необдуманно. Они все взвешивают, все вымеряют, они логичны, они уверены в себе. Им хорошо жить. Они всегда правы, абсолютно правы. И в этом их слабость. Жизнь нельзя подогнать под логически выверенную схему… А между ними все время болтается несчастная Надя. Она вроде бы тоже из "креативных", чему-то там учит своих учеников, как мыслить и т.п. Но ведь жизнь то уходит и пора приспосабливаться. Но появление "социально опасного" Жени спасает ее от предательства своих идеалов. Но ведь добро должно побеждать зло, и в конце фильма Рязанов заставляет Ипполита осознать свою серую и унылую жизнь с типовыми мыслями и тот, правда под влиянием алкоголя, даже плачет крокодиловыми слезами о своей никчемной номенклатурной жизни. Жизнь полна неожиданностей, и это прекрасно. Разве может быть ожидаемое, запланированное, запрограммированное счастье? Мы скучно живем! В нас не хватает авантюризма! Мы разучились влезать в окна к любимым женщинам! Мы разучились делать большие глупости!.. Вот такой один из скрытых слоев в этом фильме, который, впрочем, лежит на самом виду, свои должны были понять, в этой якобы "рождественской сказке о любви"
© Copyright: Астахова Светлана, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|