Взгляд на комедию Рязанова из сегодня

Астахова Светлана: литературный дневник

На дворе Рождетсвенские святки, идёт снег, а у нас идёт критический анализ.-
Так бы сказал герой ещё одной комедийной киноленты, Актёр и конферансье Вилюров в исполнении Леонида Броневого.
Итак!Фильм Эльдара Рязанова "Ирония судьбы или с легким паром!" является одним из самых обсуждаемых в сети инета.
Наверное, нет ни одного автора блога о кино, который хотя бы пару-тройку раз не отметился тысячей- другой печатных знаков на эту тему. Фильм изучен вдоль и поперек, в фас и анфас, с реверса и аверса, параллельно и перпендикулярно. От характеров героев до их одежды и обстановки в доме.


И это понятно, поскольку аудитория у этого фильма безгранична и продолжает расширяться в сторону бесконечности благодаря тому, что кто-то из начальства, ведающего культурой, решил, что в Новый год домохозяйки могут качественно готовить салат оливье или заливную рыбу только под трансляцию "Иронии судьбы". Вроде как рефлекс такой у нашего народа уже выработался. А если рефлекс, то это уже серьезно. Поскольку стабильность.


И все так уже привыкли к этому фильму, что не обращают внимания на те, не очень-то и замаскированные, антисоветские фиги, которые заложил в него тогда еще советский кинорежиссер Эльдар Александрович Рязанов. Мы уже высказывали свое мнение, что деградация Рязанова, как деятеля культуры, началась с фильма "О бедном гусаре замолвите слово", вот эта статья -
Басилашвили"кровавая гебня", Ахеджакова-"проститутка",Гафт- "настоящий полковник"в фильме, с которого началась деградация Эльдара Рязанова.
(Старое кино от Хозяина тайги
27 августа 2023)
Но, если "присмотреться вооруженным глазом", то первые признаки сооружения фиг у Эльдара Александровича проявились еще в 1969 г., когда он вместе со своим соавтором Эмилем Брагинским написал пьесу "С легким паром!" Начиная с фильма "Берегись автомобиля", Рязанов и Брагинский придумали оригинальный способ "монетизации" своих произведений. Вначале они писали повесть или пьесу, опубликовывали ее в каком-нибудь "тонком" литературном журнале, а затем делали заявку на ее экранизацию.


Эти повести и пьесы, конечно, это не Чехов, и даже не Розов, простенькие, незамысловатые, с неким морализаторским посылом, но читались в отдельных фрагментах смешно. Пьеса "С легким паром!", написанная в 1969 г., однако так и не была поставлена ни в одном из московских театров. Планировалось, что Николай Гриценко будет ставить ее в театре им. Евг. Вахтангова. Юлия Борисова должна была играть Надю, Юрий Яковлев - Женю, а сам Гриценко - Ипполита. Но не случилось. Вполне возможно, что где-то в провинции эту пьесу в то время и ставили. В провинции все ставили.


Вроде бы анонсируется как "рождественская сказка". Один холостой дяденька Женя в новогоднюю ночь волшебным образом перемещается из столицы нашей Родины в г. Ленинград, где встречает такую же одинокую тетеньку Надю. При этом и сам дяденька и тетенька в эту новогоднюю ночь должны были принять решение жениться и выйти замуж за совершенно других дяденьку и тетеньку. И вот между этим москвичом и ленинградкой, ему 35, ей 32 года, никогда не состояли в браке, возникает любовь. Старых кандидатов по боку, и авторам пьесы хочется, чтобы у Жени и Нади все сладилось, хотя финал пьесы и открытый. Но ведь наш советский народ он был добрый и наивный, и потому никакого финала, кроме счастливого в этой истории не видел, хотя там была возможна масса вариантов.


Вот такое, на первый взгляд, занимательное кино, которое должно принести и коммерческий эффект. Но ведь надо же знать позицию самого Рязанова, чтобы не принять его за обычного комедиографа. Нет, там - другое, серьезное и возвышенное.


Меня привлекают произведения, в которых есть человеческие характеры и социальные проблемы! Мне плевать на коммерческое, развлекательное кино!
А вы думали, что он комедии снимает, чтобы народ посмеялся, отдохнул и расслабился после трудового дня? А оказывается, для него социальные проблемы главное. Вот как для, к примеру, его современника Сергея Аполлинариевича Герасимова. Только Герасимов всю жизнь на этой теме, можно сказать знает ее от и до, а вот Рязанов тут так, дилетант, с огромным ЧСВ.


И где же эти социальные проблемы в "рождественской сказке для взрослых". Да везде. В пьесе имеется Ведущий, который и высказывает эти самые социальные сентенции с претензией на глубокие философское обобщение. В фильме его реплики разбросаны между героями. Вот, к примеру, про Новый год


Трудно понять, почему люди радуются приходу Нового года вместо того, чтобы плакать. Если вдуматься, новогодний праздник — печальное событие в нашей скоротечной жизни. Ведь все мы еще на один шаг приближаемся к роковой черте. А сама процедура встречи Нового года ускоряет процесс приближения. Вместо того чтобы спать, сохраняя здоровье, люди, беснуясь, нарушают режим: не в меру едят, пьют и ухаживают. В новогоднюю ночь останавливается прогресс.
И далее в фильме приводятся примеры, подтверждающие этот тезис. Примеры, как советские люди встречают Новый год. Вот четыре русских мужика пошли 31 декабря в баню, у них такой давний обычай. И там пьют пиво, водку, и не закусывают. Вот как этих русских мужиков изображает Рязанов. Пьяные идиоты. Сам то Рязанов в фильме играет простого пассажира самолета.


Павлик
Саша
Женя. Хорошо пить водку пивными кружками.
Поют песню про летчиков на брудершафт.
Павлик
Вроде баня не дает оснований для социальных проблем, но и тут Рязанов вставляет свой с Брагинским "философский" спич.


Я понимаю, ванна в каждой квартире — это правильно, это удобно, это цивилизация. Но процесс мытья, который в бане звучит как торжественный обряд, в ванне — просто смывание грязи. И хорошие поздравительные слова — с легким паром — они же к ванне неприменимы: какой может быть в ванной пар?
Довольно бессмысленное и очень банальное высказывание, но как многозначительно подано. Народ чешет репу и соглашается - очень умно. И так у Рязанова во всем. Скажет жуткую банальность, а народ, раскрыв рот воспринимает это, как откровение.


И ведь из-за этой сцены в бане фильм на длительное время был отлучен от телеэфира. Вначале был успех 1 января 1976 г., потом 7 апреля того же года фильм показали повторно, даже выпустили в прокат на большом экране в кинотеатрах. Правда, в кинотеатре этот практически фильм-спектакль уже не так смотрелся. Но "волшебная сила искусства" оказалась настолько мощной, что среди мужской половины населения появилась "дурацкая привычка" 31 декабря идти в баню и там напиваться до состояния героев "Иронии судьбы".



А ведь кроме выпивки при самой минимальной закуске, которая градус крадет, в ее перерывах посещалась и парная, что усугубляло эффект алкоголизации и отравления организма. И в результате было зарегистрировано огромное количество смертных случаев на этой почве прямо в бане. Можно ли это назвать геноцидом русского народа? Через 10 лет, во время антиалкогольной кампании такие мнения высказывались.


А потом пьяный дяденька Женя попадает вместо своей московской квартиры в квартиру в г. Ленинграде, по такому же адресу, в таком же доме, с таким же замком, такой же планировкой и такой же мебелью. Зачем авторы сделали так? А чтобы высказать свой критический взгляд на окружающую их советскую действительность. Серую, унылую, однообразную, лишенную индивидуальности. Которая и советских людей делает такими же серыми, унылыми, однообразными. Ну, почти, что ГУЛАГ, который потом Рязанов изобразит в "Вокзале для двоих".



Жертва тоталитарного режима или Бузыкин на гастролях в Заступинске
Старое кино от Хозяина тайги
15 сентября 2022
Вот такую фигу на советский общественный строй, заложил Рязанов между похождениями пьяного доктора


В былые времена, когда человек попадал в незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: иные дома, иные улицы, иная жизнь… Зато теперь совсем другое дело. Человек попадает в любой незнакомый город, но чувствует себя в нем как дома: такие же дома, такие же улицы, такая же жизнь…Дома уже давно не строят по индивидуальным проектам, а только по типовым. Прежде в одном городе возводили Исаакиевский собор, в другом — Большой театр, а в третьем одесскую лестницу… Теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», в котором можно посмотреть типовой художественный фильм. Названия улиц тоже не отличаются разнообразием. В каком городе нет Первой Загородной, Второй Загородной, Третьей Фабричной… Первая Парковая улица, Вторая Парковая улица…Одинаковые лестничные клетки окрашены в типовой серый цвет, типовые квартиры обставлены стандартной мебелью, а в безликие двери врезаны типовые замки. Иногда типовое проникает и в наши души. Встречаются типичные радости, типичные настроения, типичные разводы и даже типовые мысли! С индивидуализмом уже покончено, и, слава богу, навсегда!
Вот ради всего этого и городился Рязанов этот "иронический" огородик с антисоветским душком. Зритель будет следить за приключениями Жени и Нади, но это аттракцион, а запоминается идея о том, что надо пить немеряно в бане, что кругом все уныло и серо, что искоренили в советском народе всякую индивидуальность. Что позастроили все "хрущобами" и кинотеатрами "Ракета" вместо Большого театра и Исаакиевского собора, и заставили таким образом всех ходить строем и мыслить одинаково. Вот чувствуется влияние Оруэлла, которого, наверняка, Рязанов, как передовой интеллигент-шестидесятник почитывал ночью под одеялом с фонариком,


Время то написания пьесы - 1969 г. Танки уже прошлись по Праге, шестерых сумасшедших забрали с Красной площади и поместили на лечение, Женя Евтушенко и Вася Аксенов, дернув крымского винца, из Коктебеля направили письмо вождям в знак протеста. Вот и Эльдар Александрович высказал свое тайное "фууу" под видом рождественской сказки". Вот она где собака порылась.


И кто же такие Женя и Надя? А это те самые, как сейчас их назвали бы, "люди со светлыми лицами". Пастернак, Цветаева, Ахмадуллина, песенки на их стихи под гитарку, полный джентльменский набор "креативного класса" конца 60-х. Правда, в середине 70-х они выглядели уже несколько архаично, поэтому зрителем и воспринималась прежде всего "сказочная" лавстори.
Но ведь нужен конфликт, а не только декларация. И появляется Ипполит, символизирующий класс успешной советской бюрократии и номенклатуры, холодный приспособленец и культурно ограниченный, не может угадать стихи Ахмадуллиной, что напевает Надя. Вот он, сбросил маску добродушного и простоватого мужчинки. С ненавистью смотрит на классово чуждого доктора, который и пить то не умеет, а пытается отбить Надю.


...этот Лукашин… это ведь не просто негодяй… это социально опасный тип — нечто вроде искателя приключений… Из тех, для которых нет ничего устоявшегося, ничего законного, ничего святого… Эти лукашины — они во все суют свой нос… они не рассуждают… они верят не в здравый смысл, а в порывы! Порывы чувств, порывы вдохновенья…
Понятно, что тут Рязанов под Лукашиным подразумевает себя, который весь в борьбе с бюрократическим советским начальством, не позволяющим ему творить за государственный счет, что хочешь. Но и в долгу не остается, дает отпор бюрократам.


... такие, как Ипполит, — они не поступают опрометчиво, необдуманно. Они все взвешивают, все вымеряют, они логичны, они уверены в себе. Им хорошо жить. Они всегда правы, абсолютно правы. И в этом их слабость. Жизнь нельзя подогнать под логически выверенную схему…


А между ними все время болтается несчастная Надя. Она вроде бы тоже из "креативных", чему-то там учит своих учеников, как мыслить и т.п. Но ведь жизнь то уходит и пора приспосабливаться. Но появление "социально опасного" Жени спасает ее от предательства своих идеалов.


Но ведь добро должно побеждать зло, и в конце фильма Рязанов заставляет Ипполита осознать свою серую и унылую жизнь с типовыми мыслями и тот, правда под влиянием алкоголя, даже плачет крокодиловыми слезами о своей никчемной номенклатурной жизни.


Жизнь полна неожиданностей, и это прекрасно. Разве может быть ожидаемое, запланированное, запрограммированное счастье? Мы скучно живем! В нас не хватает авантюризма! Мы разучились влезать в окна к любимым женщинам! Мы разучились делать большие глупости!..
И Ипполит уходит мокрый и пьяный с намерением покончить жизнь самоубийством путем простуды. Жил смешно и помер грешно номенклатурщик проклятый. "Страшная месть" советской прогрессивной интеллигенции партократам и бюрократам.


Вот такой один из скрытых слоев в этом фильме, который, впрочем, лежит на самом виду, свои должны были понять, в этой якобы "рождественской сказке о любви"
И вот, кстати, никакой религиозной подоплёки в фильме не было, хотя... В кадр попал московский храм в Тропарево, когда герой Павлик ( Ширвиндт) спешил с остановки тролейбуса в гости у Жене Лукашину.
Церковь отделена от государства, поэтому тогда то особенно никакой такой тематики не обыгрывали, а можно было красивый колокольный звон показать или кусочек Литургии.
Но нет, советское общество целиком поклонялись ЦК КПСС и всё другое было чуждой идеологией, воцерковоенные не преследовались, но заявлять открыто о своей вере в Христа, им не рекомендовалось, чтобы не попасть под пресс КГБ и не упекли в Белые столбы.
И как знать, с Верой-то может, "кровавый режим" с началом прихода Ельцинской группировки и не наступил бы.
Поскольку Вера это приближение к Истине и сама Любовь.




Другие статьи в литературном дневнике: