Магия слова зимой о зиме

Астахова Светлана: литературный дневник

Зима опоздала в Москву на целых десять дней, но сегодня в ночь она наверстала.
Разыгралась с метелью, засыпала всё вокруг пушистым снегом. Разогнала птиц из парков, устроила снежный затор на дорогах...
Как там у поэтессы?


Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

В саду, где пели зяблики
Сегодня — посмотри! —


Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Автор
Зинаида Александрова
***
Мой улов находок сегодня богат.
Мистическая сказка о зимнем вечере от Оксаны Дубровиной заворожила.
Единственное, что меня отвлекало, это множество пояснительных моментов. Я бы их вынесла за скобки, под звёздочки в конце произведения.
Оригинальный текст автора.
"Приют в метель
За окном бушевала настоящая пурга —перевёртыш. Снег не падал, не шёл, хлестал горизонтально и вертикально. Стирал границу между небом и землёй. Забивался в каждую щель старого сруба.


Внутри же, в доме Ариадны Петровны, царил священный хаос уюта. Топилась, потрескивая поленьями, русская печь. Разливались по комнатам волны древесного тепла. В печи шипели, как ошпаренные, сырые дрова. В доме пахло воском от свечей, сушёными яблоками и травами.


Десяток, а может, дюжина пар светящихся глаз наблюдали за хозяйкой. Кошки смотрели из-под стульев, с книжных полок и даже с тёплых полатей- лежанки на печи.


Сама пожилая женщина сидела в любимом вольтеровском кресле у самого окна, закутанная в клетчатый плед. И, неспешно, пила из глиняной кружки свой вечерний «настой спокойствия и ясности». Это была смесь мелиссы, ромашки, таволги, мяты, душицы, шалфея , листочек гинкго, и щепотка лаванды для снов.


Она не любила метели. Они несли не только холод, но и чужие истории, впутывая в свой вихрь всё, что плохо лежало. И будто в ответ на эту мысль, поверх воя ветра раздался звук.


Не в дверь. В окно.


Чёткий, настойчивый, но слабый стук, как косточкой мизинца по стеклу.


...Кошки насторожились. Несколько силуэтов бесшумно спрыгнули на пол, чтобы следовать за ней. На печке что-то зашевелилось в самом тёплом, закопчённом углу, и оттуда на Ариадну Петровну упал тяжёлый, вопрошающий взгляд. Она не повернула головы, лишь слегка мотнула ею: «Не наш, но не враг. Пока наблюдай».
Встала, отставила кружку на столик, расправила складки платья и фартука, подошла к окну, тепло подула на замерзшее стекло, потом отогрела образовавшееся пятно - полынью ладонью.


За стеклом, в клубке снежной круговерти, сидело нечто.


Маленькое, не больше кошки, но вертикальное. Оно было покрыто не шерстью, а похожим на сухой мох или кору серо-зелёным пушком, сливающимся с рамой старого сарая напротив. Длинные, тонкие пальцы с присосками на концах цепко впились в дерево. А лицо... Лицо было вытянутым, с огромными, как у совы, глазами янтарного цвета, полными животного ужаса и немой мольбы. На голове торчали два сучка-рожка, запушенные инеем. Ломовичок, — мгновенно идентифицировал его внутренний каталог Ариадны Петровны. Дух покинутых построек, хранитель инструментов и забытого добра. Никогда не уходит далеко от своего сарая или чердака.


И вот он — здесь. Замерзающий.


Она откинула щеколду и приоткрыла форточку. В комнату ворвалась струя ледяного воздуха и отчаянный, тонкий шепот, похожий на скрип старого дерева:


«Треснул-раскололся-мой-сундук-сухое-место-бревно-ветром-вымело-лед-в-кости-пустил-корни... приюти-хранительница-границ-приюти-или-стану-снегом-и-щепой...»


Она не задавала вопросов. Вопросы были для людей. Она просто кивнула и широко распахнула створку.


— Заходи. Быстро. Ты тепло уносишь.


Ломовичок свалился на подоконник комочком, едва шевелясь. Он был легким, как пучок хвороста. Ариадна Петровна взяла его на руки — тельце трепетало мелкой дрожью, от него пахло мокрой древесиной, прелыми листьями и страхом. Кошки обступили полукругом, моргая, но не шипя — они чувствовали, что это не добыча, а гость в беде. Однако их хвосты были напряжены, а уши развёрнуты не только на незнакомца, но и в сторону печки. Они ждали вердикта Высшей Инстанции. Из-под лежанки послышалось негромкое, недовольное поскрипывание, будто протестовала половица. Домовой явно был не в восторге от вторжения ещё одного духа места, да в таком плачевном состоянии.


Первая ночь под одной крышей прошла в молчаливых, отлаженных действиях.


Его усадили на тёплую кирпичную плиту у печи, завернув в старую шерстяную кофту.
Никаких видимых ран, кроме трещинки на одном из «рожков». Истощение энергетическое, — заключила про себя Ариадна Петровна. Духу такого рода нужна связь с его «ядром» — тем самым сундуком или бревном. Разлука равносильна кровотечению.


Старушка приготовила не чай. В мелкой фарфоровой пиале она смешала ложку тёплого мёда, щепотку земли из-под домашнего цветка. (символ укоренения) и каплю собственной настойки прополиса (сила улья, самого организованного сообщества). Аккуратно поднесла к существу. Тот потянулся к пиале длинным язычком, слизнул каплю, и дрожь стала понемногу отпускать.


Ариадна Петровна нашла добротную ивовую корзину, подошла к старинному сундуку, стоявшему в углу, и открыла его тихонько, чтобы не спугнуть тишину. Оттуда пахнуло летом — сухими цветами, солнцем и памятью о тёплой земле. Она достала не просто подушку, а свой «запасной анкер».


Это была небольшая подушечка-думочка, сшитая из мягкого льна и набитая не пухом, а особой смесью, которая создавалась не для сна, а для целительства душ, потерявших связь с миром. Каждая трава в ней была выбрана за своё энергетическое эхо:


· Зверобой — меч против глубокой тьмы, пробивающийся сквозь самое отчаянное уныние, как его жёлтые цветки сквозь каменистую почву.
- Чабрец (тимьян) — трава мужества и стойкости, напоминающая, что жизнь — это ползучее, цепкое растение, которое может укорениться даже в трещине скалы.
· Таволга (лабазник) — мёд для очерствевшей души, сладкая волна принятия, смывающая горечь.
· Листья берёзы — символ нового начала, лёгкости и очищения; они шептали о том, что после зимы всегда наступает весна, даже в метафорическом смысле.
· Лепестки календулы (ноготки) — крошечные солнца, заряжающие теплом и жизненной силой, оттаивающие самые закоченевшие уголки сердца.
· И, наконец, в сердцевину подушки была зашита щепотка полыни — трава границ и защиты, чтобы сон среди такой уязвимости был безопасным.


Она бережно положила эту подушку в плетёную корзину. Ломовичок потянулся к ней... Он забрался внутрь, уткнулся мордочкой в льняную ткань, вдохнул глубже — и всё его тельце разжалось. И в этот момент из-за печки выкатилась и мягко стукнулась о ножку корзины маленькая, полинялая тряпичная кукла — солонка, перевязанная ниткой. Знак. Ариадна Петровна чуть заметно улыбнулась. — Видишь? — тихо сказала она Ломовичку, который приоткрыл один глаз. — Хозяин дома разрешает. И даёт соли — на здоровье и на крепость договора. Ты теперь под его крышей в прямом смысле. Скрип из-под печки стал тише и сменился на довольное, едва слышное потрескивание, будто там грелась ещё одна невидимая кошка. Ломовичок издал короткий, благодарный щелчок в сторону печки и полностью расслабился. Иерархия была принята, договорённости достигнуты. Теперь он был не просто спасён, он был условно принят в систему.


Ариадна Петровна села обратно в кресло. Кошки, удовлетворив любопытство, разбрелись. Метель всё выла за стенами, но теперь в этом звуке была новая нота — не угроза, а фон для совершённого деяния. Она взяла свою остывшую кружку, долила из термоса горячей воды и смотрела на корзину.


Она не удивлялась. Она принимала. Её мир был устроен как сложный, многослойный гербарий, где находилось место и целебной ромашке, и ядовитой белладонне, и вот таким... симбионтам пространства. Она чувствовала ответственность не только за кошек, но и за тонкую, невидимую глазу экосистему своего нового места. Этот Ломовичок был её соседом. Его сарай, видимо, тот самый, покосившийся на краю её участка. Значит, он и так был под её негласной опекой. Метель лишь сделала эту опеку явной. Теперь потребуется активно использовать сарай, чтобы вернуть смысл жизни его хозяину.


Перед сном она подошла к корзине. Существо не спало, смотрело на неё. — Завтра найдём твой сундук, — тихо сказала она. — И залатаем. А пока спи. Ты в безопасности. Здесь границы крепкие.


В ответ Ломовичок слабо стрекнул, словно успокоившийся сверчок. Это был звук благодарности.


Ариадна Петровна накрыла колпачком свечу. В темноте, под вой метели, дом наполнился принятым и распределённым теплом. Теперь под этой крышей спало неисчислимое множество душ разной природы, сплетённых в один клубок тишины. Со стороны печки донёсся ровный, почти мурлыкающий звук — домовой засыпал, удовлетворённый порядком вещей. С разных уголков, с полок и подушек, доносилось ленивое посапывание, перебор лап во сне и тихие, довольные мурчания — хор кошачьих снов. И в самом центре этого живого, дышащего организма, подушка под щекой Ломовичка словно слабо пульсировала тихим, сухим теплом. Трещинка на его рожке начала потихоньку зарастать тонкой, почти невидимой золотистой смолкой — первой латкой, поставленной совместной силой всех тех, кто считал этот дом своим."
Приют в метель
***
Продолжение "Приюта в метель"


Карта, вытканная тишиной


Вечером следующего дня Ариадна Петровна стояла посреди комнаты, держа в руках не карту, а диагностическое заключение. Не мира, а пациента. И пациентом был её новый дом, её Глухомань, её тихий, выстраданный покой.


— Хорошо, — сказала она в тишину, обращаясь не к Ломовичку, дремавшему в корзине, а к самому пространству дома. К скрипу половиц, к теплу печи, к влажному запаху снега за окном. — Это противоречит всем моим планам. Я приехала не спасать миры. Я приехала выйти из игры.


Она вздохнула, и вздох этот был не тяжёлым, а профессиональным — как у хирурга, принимающего сложного пациента на операционный стол.


— Но если ваш диагноз верен, — продолжила она, глядя на причудливый рисунок на столешнице, — то мой покой — это иллюзия. Невозможно пить чай на тонущем корабле, пусть даже тонет он очень медленно и почти бесшумно. Следовательно, задача сводится не к подвигу, а к санации. К ремонту. К восстановлению функций.


Она повернулась и твёрдо посмотрела на спящее существо. — Я согласна. Но не как «избранная». Как специалист по системным сбоям. И действовать мы будем по моим правилам.


Это и было её согласие. Не рыцарская клятва, а подписание контракта на выполнение работ. В её голосе не было ни капли героизма, только холодная, чистая ответственность и лёгкое, интеллигентное раздражение от несовершенства мира.


Весь день она провела, игнорируя карту. Сознательно. Это был акт внутреннего сопротивления. Она кормила кошек, проверяла запасы, шила потрёпанному домовому новую варежку-лежанку из старого свитера. Она занималась домашней магией, самой важной и настоящей. Вернула властью пограничной ведьмы Ломовичка.


Но карта не давала покоя. Она лежала на кухонном столе, и Ариадна Петровна ловила себя на том, что её взгляд раз за разом возвращается к этим линиям. Не как к приключению, а как к симптому. Вот здесь — болотце за рекой. По карте Ломовичка там была «дыра», магии нет. А она вспоминала, что местные жаловались: ключ там забился илом, вода стала горькой. Совпадение? Возможно. А вот — старая ель на выезде из посёлка. «Тонкое место». Да под ней каждый год мухоморы необычно крупные растут, и вороны сбиваются в стаи… Экологический дисбаланс.


К вечеру она сдалась. Не из желания помочь, а из профессиональной деформации. Сигнал SOS был налицо. Игнорировать его — ниже её достоинства как диагноста.


Она села за стол с лупой, блокнотом и карандашом. И начала переводить. Переводить магические «разрывы» в список практических, земных проблем: испорченный источник, больное дерево, заброшенная мельница, где завелась «сухая гниль» (и в прямом, и в переносном смысле). Каждую точку на карте она снабдила пометкой: «вероятная причина», «симптомы в физическом мире», «потенциальные ресурсы для ремонта».


Путешествие перестало быть квестом. Оно стало техническим заданием.


Утром Ломовичка не было в корзине. На его месте лежала лишь тёплая вмятина на подушке из целебных трав. А на дубовой столешнице кухонного стола…


Сначала она подумала, что это игра света и тени. Но нет. Это был сложный, многослойный рисунок, словно выжженный тончайшей иглой или проявленный самой структурой дерева. Он не был нанесён сверху — он будто проступил изнутри древесины, сделав её текстуру картой.


Это не была карта сокровищ. Это была картограмма, диаграмма. В центре, точкой опоры, сияло её собственное жилище — крошечный, но яркий узел сплетённых линий. А от него, словно трещины на стекле или корни больного растения, расходились линии истощения. Они тянулись к болотцу, к старой ели, к покосившейся мельнице на речке. В этих местах линии рвались, закручивались в беспомощные, пустые петли. Возле каждого разрыва древесные волокна складывались в едва уловимый знак: увядающий лист, потухший уголёк, замкнутый в круг ручей.


Ариадна Петровна молчала минуту, изучая изображение. На её лице не было ни восторга, ни страха. Было напряжённое внимание учёного, рассматривающего тревожные результаты рентгена.


— Интересно, — произнесла она наконец, и голос её был сух и ясен. — Морфология кризиса. И изоморфное отображение на физический ландшафт. Совершенно ясно, что требуется вмешательство.


Она не чувствовала себя избранной. Она чувствовала себя привлечённым специалистом. И её первой реакцией было не схватить посох и не отправиться в путь. Её первой реакцией был глубокий, внутренний вздох сожаления.


— Вот идиотка, — тихо сказала она себе, петербурженка в седьмом поколении, с тоской глядя на идеальный порядок своих полок с книгами и травами. — Наконец-то обустроила лабораторию, а поле для исследований оказывается в полевых условиях. В буквальном смысле. Это же надо было так попасть.


Она повернулась от стола и пошла ставить чайник. Путешествие? Возможно. Но сначала — стратегическое планирование, инвентаризация ресурсов и крепкий чай «На Стрессоустойчивость» (зверобой, ромашка, корень солодки). Героям — слава и лавры. Системным инженерам — чертежи и термос. Нужно вернуть Ломовичка, он истощен, а проявление карты на дубовой столешнице потребовало большого выплеска энергии.


Карта на кухонном столе была не рисунок, а изменение самой фактуры дерева, его «памяти». Ломовичок, как дух места и покинутых вещей, не рисовал, а проявил болевые точки ландшафта прямо в материале, который был сердцем дома. Карта живая — при касании можно почувствовать пульсацию в «здоровых» линиях и холодную пустоту в разрывах."
***
Технократический век подпортил таким стиль автора основательно, но всё равно интересно. Простим Оксане этот казус. Она начинающий автор
***
Бонус от Я Оксаны , небольшое впечатление, зарисовка-
Любование природой – терапия для души


Знаете ли вы, что просто смотреть на горизонт, леса или бескрайние поля – не только приятно, но и полезно для здоровья?


; Снижает стресс
Широкие пейзажи успокаивают нервную систему, уменьшают тревожность и помогают перезагрузиться.


; Вдохновляет и пробуждает творчество
Бескрайние дали напоминают: мир огромен, а возможности – безграничны.


; Улучшает зрение
Фокусировка на дальних объектах – естественная тренировка для глаз, особенно после долгого дня за экраном.


; Напоминает о просторе и свободе
Когда кажется, что проблемы давят, взгляд на горизонт возвращает ощущение: «Всё пройдет, а красота – останется."




Другие статьи в литературном дневнике: