Магия поэзии Арсения Тарковского.*** На самом деле о нем говорят, и говорят очень много. Сегодня он совсем не в тени. Тарковского достаточно давно признали великим поэтом, классиком. Впрочем, шестидесятники относились к его стихам сдержанно. Скажем, Бродский и Тарковский относились к творчеству другу в лучшем случае с холодноватым уважением, хотя оба принадлежали к окружению Ахматовой, высоко их ценившей, выделявшей среди всех современников. У многих литераторов 1960–1970-х было предубеждение насчет Тарковского, он казался нашему поколению вторичным на фоне Мандельштама. Я смог преодолеть это предубеждение только к началу 1990-х, когда полностью прочитал его собрание сочинений и увидел его яркую индивидуальность. Почему стихи Тарковского интересны? Чем они удивят читателя сегодня? Позиция Тарковского в русской поэзии очень нетипична — это поэт, на котором обрывается великая эпоха, эпоха титанов. И он как бы «лишний» в любом ряду: это уже и не Серебряный век, и не советская поэзия, и не андеграунд. Тарковский не укладывается в рамки. Но интересно не только это. Главная «фишка» Тарковского — в том, как он дает читателю прочувствовать широту времени и пространства, космический размах. Мандельштам смотрит в суть вещей, в их глубину, он открывает космические пространства в вещественном, телесном, в различных слоях языка, а Тарковский парит над землей, он свидетель того, как зарождается мироздание. При этом он может писать просто (знаменитое «Вот и лето прошло…»), а может и очень сложно (в таких стихах, как «Дерево Жанны» или «Ода»), может быть очень полнозвучным, а может и тихим, приглушенным. Диапазон очень широкий. Но всегда он изысканнейший мастер и лирик с великолепным, глубоким дыханием. Беседовал Алексей Черников © Copyright: Астахова Светлана, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|