Любовь к женщине

Светлана Демченко: литературный дневник

Почему-то приходит на ум эта тема. Видимо, под влиянием одного вчерашнего разговора. Вспоминается Куприн. В его творчестве для этой темы был припасен свой особый укромный мистический уголок.
"Любовь к женщине!- восклицает Назанский в "Поединке": Какая бездна тайны! Какое наслаждение и какое острое, сладкое страдание!"
Изречения из "Песни песен" и "Екклезиаста",украсившие повесть о Суламифи, КУприн впоследствии воплощает в художественные образы.
Как и Соломону, писателю "непонятен путь мужчины к сердцу женщины". В его представлении- "крепка, как смерть, любовь, и жестока, как ад, ревность: стрелы ее - стрелы огненные".
И красота женщины казалась Куприну "грознее, чем полки с распущенными знаменами".
И это он, Куприн, был убежден, что каждая женщина, которая любит,- настоящая царица. Видимо, это и есть обобщающий мужской взгляд на красоту и любовь женщины, если отсечь все пошлости и демагогические заумствования?
Мужчина теряется перед красотой женщины? НО почему? Что смущает его? ВЕдь он же сильный! За ним, как правило, право выбора, разве не так?
Пытаюсь найти ответ у КУприна. "Олеся" - эта повесть посвящена любви, женщине и ее чарам, ведьме, по существу. В дальнейшем у писателя нет чародействующих героинь, они не гадают на картах, не заговаривают кровь, но на них всех лежит печать таинственности и волшебства.
Именно женщина-тайна, манящая к себе взглядом, всем внешним обликом, устами, улыбкой, жизнерадостным нравом всегда притягательна для мужчины, и он боится скорее не ее внешней красоты, а той загадочности, непостижимости, которые не в состоянии понять и разгадать.
Потому и отступает, ретируется, говорит себе словами Евтушенко: "О,эта сложный материал", и ускользает в "несложность".
ЛЮбовь к женщине,- если это любовь,- по КУприну немыслима без восхищения ее внутренним миром, волнующим мужское воображение,ее природным обаянием. Эти качества не теряются
с возрастом, а приумножаются жизненным опытом и мудростью.
Мужчине лишь надо быть более внимательным и видеть в женщине то очарование, которое спрятано за ее внешностью.



Другие статьи в литературном дневнике: