Вячеслав Ордынцев. Апельсиновый сок

Светлая Ночка: литературный дневник


В той пустующей закусочной я оказался скорее случайно, чем по необходимости. Есть не хотел, пить, - пить, да, выпил бы, хотя от жажды себя этим вряд ли бы спас, поскольку от неё не умирал. Впервые оказавшись в этом богом забытом помещении с тоскующим барменом и грязными стеклами, я отдал дань моде сидеть в тишине и тянуть коньяк в ожидании чуда.
Над головой моей тренькнул колокольчик, и душа моя тут же облилась раздражением. Чтобы смыть его, я тут же заставил себя поверить, что жажда, как и ненастье, на подходе. Примостившись у окна, дабы перезвон протираемых барменом стаканов огорчал не так сильно, я попросил апельсинового сока. Ибо представление о винной карте этого заведения уже имел.
Ничего необычного в моей внешности – внешности второго, если я не ошибаюсь, за день посетителя - бармен не нашел. Безыскусно слепленное господом, она ничем не примечательна. Я легко теряюсь в толпе. Женщины в моем присутствии не занимают выигрышных поз и не вытирают второпях пальцами уголки губ от помады. И на вечеринку со мной идут, когда все значащиеся в записной книжке аристократы сослались на причины. Мне нравится производить первое впечатление. Меня устраивает обращенный в мою сторону мёртвый и равнодушный взгляд.


Пока я рассматривал принесенный напиток, необоснованно затосковавший по стабильному доходу бармен снова принялся скрипеть полотенцем в стаканах. Мы с ним чем-то похожи. Большую часть жизни в гремящем тоской одиночестве мы оба с ним что-то протираем. Он - стаканы, я – мысли.


Если бы мужчина за соседним столиком не встал, я не замечал бы его и далее. Сок оказался ужасным. Это бы кислый сок. Он убивал вкусом мое внимание и наблюдательность. А мужчина встал и направился прямиком к моему столику. Мне не оставалось ничего другого, кроме как поднять взгляд и равнодушно пожать плечами в ответ на просьбу сесть напротив. Я не люблю знакомства, начинающиеся вот так. Это всегда провал.


- Скорее всего, вы здесь проездом, - предположил мужчина и, начав беседу, тем самым предоставил мне право как следует себя рассмотреть. Не обнаружив ни особых примет, ни выдающихся черт, свидетельствующих о присутствии несчетного количества добродетелей, я отметил, что мужчина не пропойца и кивнул головой. И в наказание тут же получил следующий вопрос:


- Скажите, вы верите в любовь мужчины к женщине, которую он никогда не видел?


- Вас на самом деле это интересует, или, быть может, вы испытываете трудности с началом спасающего от скуки разговора? Извольте, начать болтовню могу я, - проговорив это, я ещё раз глотнул сока, пытаясь во второй раз за утро убедить себя в невозможном. На этот раз я хотел, чтобы сок стал вкусным. Не получилось.


Мужчина, лет которому было около сорока, поерзал на стуле и положил локти на стол. На не очень чистый стол. В этой закусочной с хрустом протирались только стаканы. Облизав губы, он сообщил:


- У меня нет трудностей с началом разговора. Последние дни я только и разговариваю, создавая тем самым проблемы.
- У вас это неплохо получается, - подтвердил я.
- Да, за последние полгода я овладел этим искусством в совершенстве, - согласился он. - Правда, до сегодняшнего дня я разговаривал сам с собой, так что проблемы образовывал только для себя.
- Но в какой-то момент поняли, что выросли из этого?
- Я понимаю ваш сарказм… Я неловко выгляжу. Но у меня на то есть особые причины… Я увидел вас, и мне почему-то показалось, что именно с вами могу поговорить об этом… - Мужчина слегка порозовел, смущенно думая о том, насколько верно истолковано появление его у этого столика. И вдруг лицо его встревожено дрогнуло. - Но вы же выслушаете меня? Вы не уйдете? Вы не подумайте, я не мошенник, я даже почти непьющий.
- Сок апельсиновый, кстати, будете? - спросил я, чтобы снять напряжение.


Мужчина решительно замотал головой.
- Я не пью апельсинового сока! Никогда. У меня от него жуткая аллергия!
- Оттого, верно, что вы часто сюда захаживаете, - сказал я и покосился на свой стакан. Не удивлюсь, если в этот момент по лицу моему скользнула тень. – Тогда, быть может?..
Сто граммов под шашлыки было бы в самый раз – подумал я. Но он тут же меня разочаровал:
- Ни-че-го! Впрочем, спасибо. Просто скажите, вы верите в…
- Да-да, я помню, - немного раздраженно поторопился с ответом я и прокашлялся. – Которой ни разу не видел. Нет, не верю.


Мужчина покачал головой и, прикусив губу, посмотрел в засиженное мухами, но совершенно прозрачное для бармена окно.
- А я верю.
Ничего не ответив на это, я откачнулся назад, поставил недопитый стакан на соседний столик и выбросил на свой пачку сигарет.
- Вы, скорее всего, и не курите, - догадался я.
Мужчина трижды мотнул головой.


- Всё началось полгода назад, - сказал вдруг он. – Совершенно случайно я бродил в Сети и наткнулся на диалог в чьем-то живом журнале. Мне показался интересным ход мысли одной женщины и я присоединился к диалогу… Через неделю мы общались с ней близко, а через две я стал понимать, что… - Он помолчал, пронзая стекло взглядом, и вернулся в закусочную. - Мне стало не хватать её. Мы знаем друг о друге всё – привычки, цвета чувств, мы слились с ней в одном настроении, понимаете?.. Я её… в общем… Мы договорились встретиться с ней в этом кафе. В два часа дня. В половине второго прибывает на вокзал её поезд, - он посмотрел на часы и с беспомощной улыбкой добавил, - через двадцать минут.
- Она красива? - спросил я.
- Она прекрасна!
- Вы обменялись фото, понимаю.
- Это наполовину так, - он в нерешительности пошевелил лицом, а я иронично вскинул брови. Мужчина засуетился.


- Понимаете, она мне свои выслала… Я ей не высылал свои … Я боялся… словом, я и сейчас боюсь.
- Она умна? - логично вырвался из меня вопрос.
- О, да.
- Кажется, вы сожалеете об этом? - чем дольше я с ним разговаривал, тем большим ядом пропитывался.
- Почему вы так решили? - удивился мужчина. И тут же обмяк. – Впрочем, вы правы… Однако снова отчасти… Я сожалею, но не о том, что она рассудительна. Меня тревожит подозрение, что я не буду соответствовать её представлениям о мужской стати.
- И уме, - напомнил я. – Вы забыли про ум. Женщина выслала вам свои фотографии, а вы ей не ответили тем же. Это выдает в вас, простите, не самого рассудительного из мужчин. Не говоря уже о порядочности.


Он занервничал.


- Вот… Вот то же самое я говорю себе каждый раз, когда дело доходит до решительного шага. Я боюсь, что она отвергнет меня. Когда я покажусь ей не Бандеросом… И не Эйнштейном.
- Вы не пьете апельсинового сока, вы не курите. Вы боитесь показать свои снимки, зная между тем за верное, что рано или поздно она вас все равно увидит. Не Бандерос. И с таким багажом обольстителя являетесь на первое свидание с женщиной, прекрасной как Афродита и умной как Клио. Сожалея при этом, что и на Эйнштейна тоже не похожи. На что вы рассчитываете?


Минутная пауза пошла всем на пользу. В окно застучал мелкий, но резвый дождь. Он врезался в стекло неожиданно, как хамский ответ. До смерти перепугав играющих в салочки у стены дома напротив воробьев и застав врасплох пса, который только что поднял у водосточной трубы лапу. С видом законченного неудачника пёс ожесточенно и хрипло как туберкулезник гавкнул на переполошившихся птиц. Гавкнул ещё – и отправился искать на этой планете более подходящее для серьезных мужских дел место.


- Где она живет? – спросил я неожиданно для него и развернулся к бармену. – Дружище, у вас есть апельсиновый сок, выжатый не из вчерашнего клиента?.. Так где она, вы сказали, живет?
- Я вам не говорил, - растерянно пробормотал он, выдавая в себе любителя отвечать лишь после крепких раздумий. - На другом конце света.
- В Перу?
- Ну почему обязательно в Перу? – застигнутый врасплох он даже огорчился. – Есть места равновелико Перу отдаленные от этого города… Владивосток, например.
- Значит, она живет во Владивостоке, - кивнул я. – В трех тысячах километрах от этой закусочной. Учитывая обстоятельства, разницы, действительно, никакой… - Я услышал шаги приближающегося слуги общепита. - А вот и вы, здравствуйте, спасибо, что подогрели сок.
- Я его не подогревал, - признался бармен.
- Тогда почему у него температура как у тифозного больного?
- Я могу охладить.
- Лучше вскипятите нам граммов по сто водки. Я хочу напиться и забыть это место.
- Я честно охлажу, - пообещал бармен и продемонстрировал преимущества обиженной походки перед резким ответом.
- Принесите мне кофе, пожалуйста! - крикнул вслед ему мой собеседник.
- Он перепутает цикорий с цианидом, не беспокойтесь. Так она заверила вас, что приедет?
Мужчина кивнул головой.


- Ненавижу эту сопливую осень, - вытянув из пачки вторую сигарету, я щелкнул зажигалкой. – Этот небесный фарингит, эти гуталиновые ручьи, волокущие на себе до канализации мятые кленовые листы – ненавижу. Мне кажется, что эти фурацилинового цвета листики – черновики душевнобольного, пытающегося найти причины для досрочной выписки. Выворачивает аж… Наш гарсон несет нам напитки. Судя по инею на стакане, он имеет весьма смутное представления о способе употребления жидкостей. Почему в этот раз не на палочке? Как прикажете его лизать?
И я демонстративно посмотрел в стакан сверху, опасаясь увидеть в нем осколки льда.


- А вы, оказывается, непереносимый зануда, - заметил, грея руки чашкой, мой новый друг.
- Я вдумчивый реалист, - ничуть не обидевшись и откладывая сигарету в пепельницу, поправил я. – Но для вас это, разумеется, одно и то же. Так вы жаждите услышать мое мнение. Вид мой вам показался достаточно убедительным для того, чтобы довериться. Что ж, выслушайте ответ…


Я напился и промокнул платком губы. Сок был хорош. Скользнув взглядом по болтуну, одернул на груди пиджак и наклонился над столом.


- Любовь с первого взгляда – сказка, придуманная опасающимися последствий людьми. Поразила-де меня молния - и всё тут. Я не виноват. Пострадал от известного всем лирического явления. И что в стороны теперь противоположные отваливаемся, так это она виновна, та, что с первого взгляда. Сколько вам лет? Сорок… Ей сколько? Тоже, получается, не далеко ушла… Достаточный возраст для осмысления собственных поступков. Половина жизни прожита, пора тратить накопленный ум на её остаток. Что это такое, вообще – любовь с первого взгляда? – Я откачнулся от стола и взялся за стакан. – Это сюжет для Грегори Пека и Одри Хепберн. Точнее сказать, для их героев. Ваша уверенность в любви с первого взгляда в Сети настолько же бредоносна, насколько бредоносно выглядело бы ваше заявление о существовании в Сети любви вечной. Этих явлений просто не существует в природе.


Мужчина держал в руке дымящуюся чашку и с неприязнью рассматривал мой идеально выбритый подбородок. Завидует, наверное, потому что у самого него на фоне свежего бритья просматриваются огрехи. Наверное, волновался перед встречей. Тишина в закусочной была такая, что её можно было резать ножом. Бармен смотрел в заплаканное окно тем неподдающимся описанию взглядом, каким смотрят на чужие похороны.


- Такая любовь существует, - выдавил, наконец, мой оппонент. Кофе допивать он не стал. Посмотрел на часы и поставил чашку на стол. Через минуту должно было состояться главное в его жизни событие, и находиться в одной компании с пахнущим ненавистными цитрусами циником он считал невозможным. Тем более не считал возможным с ним спорить.


- Вы ещё убедите меня в том, что она приедет в эту дыру, чтобы встретиться с вами, - буркнул я, раздумывая над тем, как теперь добраться до вокзала, не промочив ног. – Не морочьте мне голову. Женщина этих лет рассудительна и практична. Она может клясться вам в интернете в чем угодно, точно зная, что ей не придется повторять это вам в глаза. Просто ей приятно проводить таким образом время. Ей здесь нечего делать, - я ткнул пальцем в стол - и, потом, если она так прекрасна и умна, - в чем вы пытаетесь меня уверить, то в тысячах километрах отсюда вокруг неё клубятся полчища мужиков. И среди них непременно есть похожие и на Бандероса, и на Эйнштейна. Она, по крайней мере, убедиться в этом может, не сходя с места. А вы даже фото не выслали. При этом на Бандероса не похожи. И на Эйнштейна тоже. Впрочем, Эйнштейн похож на Бандероса в старости. Но вам это не поможет.
Сказав это, я вытянул под столом ноги и, подняв из пепельницы сигарету, с удовольствием затянулся.


Я приканчивал сок в стакане и дымился сизым дымом, когда в закусочную, звякнув колокольчиком, вошла женщина. Выглядевшая несравненно моложе названных лет, она была великолепна в своем озябшем волнении. Но показалось мне, да и дружку моему тоже, что не менее прекрасна она была бы и в июльскую жару.


Она вошла, остановилась в дверях и посмотрела на столик у окна. Когда она ступила на затертый временем пол закусочной, смазливые потеки на окне превратились в акварель, а помещение осветилось нежным сиянием её волос. И, когда помещение наполнилась свежестью её духов, шум от дождя на улице перестал быть слышен, а бармен за стойкой поправил воротник рубашки, она прошла к столику и села на третий свободный стул.


- Здравствуй… - прошептала она, убирая с влажного от дождя и розового от нежности лица прядь волос.


Мы сидели в молчаливом изумлении. До боли в глазах мой новый знакомый упирал взгляд в лицо той, что признавался в любви долгих шесть месяцев. Этот новый знакомый понимал, что ещё минута – и он перестанет быть моим знакомым. Он вычеркнет меня из памяти как врага, а сегодняшний разговор как дурной сон.


Она сначала заплакала от прихлынувших чувств, а потом от них же и рассмеялась. Присутствие постороннего человека помешать её признанию не могло. Безгранична как небо была её любовь, прекрасно, как она сама было её чувство.


- Дорогой… Боже мой… Таким я тебя себе и представляла… - задрожав губами, она робко положила ладонь на мою руку. - Правда, ты говорил, что не пьешь апельсинового сока и не куришь… - И она снова засмеялась влюбленными глазами. – Но мне всё равно. Я люблю тебя.


Мужчина встал, расплатился за свой кофе и вышел.


А я продолжал сидеть и, не моргая, смотреть на неё. Тепло от её ладошки вошло в мою руку, постояло немного и двинулось в путь… И сначала плечо мое, потом лицо, а вскоре и весь я был заполнен теплым туманом.


То что сейчас происходило казалось невероятным.


- Ты же знал, что я приеду? - прошептала она.
- Конечно.



Другие статьи в литературном дневнике: