Леонид Фокин

Николай Сыромятников: литературный дневник

*
Предисловие Сергея Баталова: стихи Леонида Фокина — словно шкатулка с секретами. Многие тайны скрываются за её обманчиво простыми узорами, и только у очень чуткого читателя хватит таланта если не разгадать все секреты — то хотя бы почувствовать их наличие. В данной подборке автор даёт подсказки к некоторым своим тайнам, но, как и всегда, основные труды по их поиску ложатся на читателя.
*
*
*
ЛЕДЯНОЙ ДОМ
*
*


I


ОСЕНЬ УХОДИТ,
ОСТАВЛЯЯ ПОСЛЕ СЕБЯ ЛЕДЯНОЙ СЛЕД
НА ЛЕДЯНОЙ ДОРОГЕ,
В ГЛУБИНЕ ЛЕДЯНОГО ДОМА


хочешь сотри его,
хочешь сотри себя


нет разницы в том,
кто перед кем исчезает


кто кому должен молчание,
кто — тишину…


закатным светом обведённое слово присягает на верность камню


всё повторяется


ОСЕНЬ УХОДИТ,
ОСТАВЛЯЯ ПОСЛЕ СЕБЯ
НЕПРЕОДОЛИМЫЙ ЛЁД ОДИНОКОЙ ДОРОГИ
И ЛЕДЯНЫЕ КАМНИ
НЕПОДВИЖНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ



II


лёд остановил время,
и теперь я не знаю,
где нахожусь,
в каком бесконечном пространстве


СЛЫШУ ШЁПОТ
СЛОВО ВСКРЫВАЕТ ТИШИНУ,
ОСВОБОЖДАЯ ЛЕДЯНОЙ ДЫМ
ОТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
УСТРЕМЛЯТЬСЯ ЛИШЬ В НЕБО


дым
выкачивает из меня то,
что я пытаюсь тщательно скрыть


дым ленивых костров незаметно исчезает в осеннем воздухе,
словно дорога ведёт к незнакомому храму


лёд
покрыл землю словами



III


не прерывай тишину,
она может сказать больше,
чем скажут слова


вдохни глубоко дым ледяного костра,
чтобы увидеть зеркало без отражения


скажи тихо в пустом доме:


я здесь не один


и тени на стенах заулыбаются


зная


одиночество —
это та глубина,
на которой говорят без слов


одиночество —
это точка на карте,
куда направляется каждый не замечая того


одиночество стало странным предметом


и


шёпотом



IV


в камине разгораются берёзовые поленья и пахнущее древесной смолой слово становится дымом


это странно,


когда вдохновение живёт в мёртвых словах


ИНОГДА В ТИШИНЕ НОЧИ СЛЫШУ, КАК ИГРАЕТ ЛЕДЯНАЯ СКРИПКА и ЛЕДДЯНОЙ СМЫЧОК НАРЕЗАЕТ ПОЛОСКИ СВЕТА


музыка звучит всё громче,
но никакого эха


осень — это время осветления чувств, которые обладали единственной целью
услышать тишину — обрести то, о чём не мечтали



V


услышать тишину — обрести то, о чём не мечтал:


— ковёр из запахов осенних грибов и горькой солодки


— ледяное пламя бьющихся друг о друга слов, словно камень об камень


свеча на письменном столе говорит обо мне.
она тает медленно.
в сочетании с часами, которые уже давно остановились, это выглядит странно


лёд отражается отчаянием в моих глазах


ледяное дыхание забирает последнюю каплю жизни


тишина наполняет меня бесконечностью


всё повторяется



VI


тишь,
глухая тишь,
ледяные стекла на ветру без движения


Я НАПРАСНО ПЫТАЮСЬ ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД


ВОКРУГ НЕПРЕОДОЛИМЫЙ ЛЁД ОДИНОКОЙ ДОРОГИ,
ЛЕДЯНЫЕ КАМНИ,
ЛЕДЯНЫЕ СЛОВА,
ледяной дом


лёд — осознание падения, когда земля сбивает тебя с ног


когда
слова, как стены,
отделяют всех друг от друга


когда
расстояние между мной и всем остальным миром — это константа, которая никогда не изменится


так думаю, но говорю иначе:


расстояние между мной и другими — это не проблема, а возможность понять, что в нашей жизни бывают вещи, которые нельзя изменить



VII


один на один с тишиной, я обретаю спокойствие


осенний дождь, которого было так много, перестает сниться


В ГЛУБИНЕ ЛЕДЯНОГО ДОМА, Я ОХВАЧЕН ЛЕДЯНЫМ ДЫХАНИЕМ,
МОИ МЫСЛИ ОБРАСТАЮТ ЛЬДОМ
лёд отражается отчаянием в моих глазах


ВСЁ ПОВТОРЯЕТСЯ


я пытаюсь выйти не найдя выхода


и даже


открытая дверь говорит об отчаянии


одиночество приковало меня к своему ледяному сердцу



VIII


глубокий вздох сушит рот,
оставленная в глубине буфета бутылка портвейна
спасение в ледяную ночь


буду пить, что ещё делать? буду дышать и пить.


жизнь слишком коротка для долгих раздумий


буду пить этот чёрный закат в ледяную НОЧЬ


БУДУ ДУМАТЬ И ПИТЬ,
ПОСЛЕ ПОРТВЕЙНА — ДЫМ,
ПОСЛЕ ДЫМА — СЛОВА,
ПОСЛЕ СЛОВ — ОДИНОЧЕСТВО…


одиночество — состояние, в котором ты сам себе и враг, и друг,
ты можешь петь, танцевать, рисовать, но это всё беззвучное противостояние себе самому


думаю так, но говорю иначе:


ОДИНОЧЕСТВО — ЛУЧШЕЕ МЕСТО В МИРЕ


одиночество — состояние, находясь в котором понимаешь, что мир внутри намного больше, чем за окном


всё повторяется


одиночество — ЭТО ТОТ, КТО ВСЕГДА ПРИСУТСТВУЕТ ТАМ, ГДЕ НЕТ НИКОГО



IX


всё повторяется


дым от слов,
слова
от дыма


листья осени будто живые, сжимаются в ледяном воздухе


а осеннее солнце кусается холодной землей, возвращая зиму


лёд в сердце моём,
кричит голосами жизней, прожитых кем-то ещё


я смотрю в небо,
и там нет ничего,
что может утешить меня


тишина — это небо, которое медленно опускается на землю


так думаю, но говорю иначе:


тишина — это не только отсутствие звуков,
но и возможность наконец-то услышать себя



X


СПРЯТАВШИСЬ В ДЫМ, сойти вниз и ОЩУТИТЬ БОЛЬ


холодно, но не смертельно, когда заняты мысли


дым — это недостигнутый мир, который стоит ЗА ТОНКИМ ПРИКОСНОВЕНИЕМ ОДИНОЧЕСТВА К СЛОВУ


или:


слово — остаток чьей-то боли, сломанной где-то внутри веры,


в далёком прошлом и В ДАЛЁКОМ БУДУЩЕМ — щемящее одиночество...



я вжимаюсь в себя, чтобы понять, что я не ледяная стена


оставленный на краю земли, я поражён тишиной


тишину нарушает осенний ветер


осенний ветер несёт капли дождя, которые скоро превратятся в снег


белый снег и зимняя ночь у окна


всё повторяется


становится просветлением — и эта бессмысленность


осенние дни возвращаются к зимним детям,
которые никогда не вырастут в своём ледяном доме,
в доме, оставленном на краю земли
в моём ледяном одиночестве
в моей ледяной тишине


я ЧУЖОЙ СЕБЕ САМОМУ


ЛЕДЯНОЙ ДОМ, ПОКАЗАВШИЙСЯ НА ГОРИЗОНТЕ —
ОДИНОКИЙ ПУТНИК НА БЕСКОНЕЧНО ДЛИННОЙ ДОРОГЕ.







Об авторе: ЛЕОНИД ФОКИН
Поэт. Доктор экономических наук, профессор, журналист, исполнительный директор Школы сонета. Окончил Институт текстильной и лёгкой промышленности и двухгодичные курсы миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Публиковался в журналах «Лиterraтура», «Нева», «Бельские просторы», «День и Ночь», «Параллели». Автор книги стихов «Сто посвящений несбывшейся мечте Гарсиа Лорки» (Торонто, 2018). Живёт в Москве.





Другие статьи в литературном дневнике: