Тени в раю

Таисий Черный: литературный дневник

Я как уже очень давно уверовал в аксиому, что ничего не происходит просто так, и более того - встречи, фильмы и книги приходят часто тогда, когда нужно, когда ты их способен вопринять. Причем, не надо думать, что этот опыт будет непременно положительным. Встреча с мелким мошенником может дать, например, иммунитет от мошенника крупного.


С Ремарком у меня долго не складывалось. В более раннем возрасте я не смог одолеть "На западном фронте без перемен", затем еще кое что, а после и пробовать перестал. Впрочем, мне позже попались "Три товарища". О, боже и как запал на эту книгу! Это был просто - недостающий кусочек пазла моей души. Более того... спустя некоторое недолгое время, у меня состоялся разговор с человеком, который пытался меня убедить, что мы друзья. Я прекрасно понимал, что он просто использует меня, но не особенно противился в тех случаях, когда мне это ничего не стоило. Но к моаентуэтого разговора у меня появмлся прекрасный аргумент:
- Знаешь,- сказал я, - Для меня "дружба" - это, что описано в "Трех товарищах". Уж не знаю, что это значит для тебя, но мы точно понимаем под этим нечто разное.
И это снова к вопросу о том, что случайных встреч не бывает. Я о книге, в данном случае.


И вот я снова "случайно" наткнулся на "Тени в раю". Одна моя эмоциональная знакомая, еще в Киеве в начале перстройки, прочитав очередное, уже разрешенное властями произведение, вроде "Жизнь и судьба" или "Черные камни", описывала свою высшую форму восторга, как "Я бегала по толку!"
В общем, на сей раз, я был примерно в тех же чувствах от Ремарка! Я с каждой строчкой поражался тому, насколько роман написан на злобу дня! Стоит только поменять слово "Германия" и "немцы" на сами понимаете кого, то - et voil; ! Все это уже было!


Если браться цитировать этот роман, то это стоит делать строчка за строчкой, ибо там сильно просто все. Но я не буду. Приведу лишь наблюдение в отношении явления, которое меня страшно интересует: поведение "патриотов" за границей.


"А как вам нравится пицца?
- Очень нравится. Не хуже, чем в Италии.
- Лучше, чем в Италии, Нью-Йорк - итальянский город. Кроме того, он испанский город, еврейский, венгерский, китайский, африканский и исто немецкий.
- Немецкий? - Вот именно! Попробуйте сходить на Восемьдесят шестую улицу; там полным-полно пивных погребков "Гейдельберг", закусочных "Гинденбург", нацистов, немецко-американских клубов, гимнастических обществ и певческих ферейнов, исполняющих кантату "Ура герою в лавровом венце". И в каждом кафе есть столики для постоянных посетителей с черно-бело-красными флажками. Не подумайте худого! Не с черно-красно-золотыми, а именно с черно-бело-красными (1).
- Без свастики?
- Свастику на всеобщее обозрение не выставляют. В остальном американские немцы часто хуже тамошних. Живя вдали от Германии, они видят обожаемую родину-мать сквозь сентиментальный розовый флер, хотя в свое время покинули ее, потому что она обернулась для них злой мачехой, сказал Кан насмешливо. - Советую вам послушать, как на этой улице разглагольствуют о патриотизме, пиве, рейнских мелодиях и чувствительности фюрера.
Я взглянул на него.
- Что случилось? - спросил Кан.
- Ничего, - с трудом произнес я. - И все это здесь существует?
- Американцам на все наплевать. Они не принимают такие штуки всерьез. Несмотря на войну.
- Несмотря на войну, - повторил я.
"Тени в раю" Э.М.Ремарк



Другие статьи в литературном дневнике: