Они уйдут. С кем останемся?

Иван Варфоломеев: литературный дневник

Полдень. Московский парк «Дубки». Отдалённая аллея. Навстречу мне пожилая женщина катит кресло-коляску. В ней - пожилой мужчина. По мере медленного приближения, всё отчётливее их вид. Она, с непокрытыми, ухоженными седыми волосами. Славянского типа, слегка загорелое лицо. Одета в серый жакет, под которым голубая блуза, с красивой брошью, у кружевного ворота. Он - в аккуратном, тёмно-сером костюме, с белой рубашкой и галстуком. Худые ноги согнуты в коленях. Сухощавое, с щёточкой седых усов лицо. Сизо-серебристые, причёсанные волосы и того же окраса, жёсткие брови. Прищуренные от солнца, смеющиеся глаза. Они такие потому, что женщина, легко толкая коляску, рассказывает что-то, видимо, забавное.


Шагов за десять до меня, мужчина вдруг жестом своей, узкой ладони показывает на стоящую сбоку дорожки каменную урну для мусора. Женщина подкатывает к ней и, достав из нагрудного кармана зажигалку, помогает своему подопечному зажечь уже вынутую им тонкую сигаретку. Поравнявшись с ними, вижу эти длинные, с высохшей стариковской кожей пальцы, аккуратно стряхивающие в зёв грубой урны серые комочки сигаретного пепла. Вижу, наслаждающееся табачным дымком интеллигентное, скорее даже, – аристократическое лицо мужчины и лицо его, продолжающей что-то рассказывать, подруги.


Подумалось: ему, этому ограниченному в движениях старику-«аристократу», равно как и его милой спутнице, сбросить пепел сигареты на утоптанную, укатанную дорожку было бы всё равно, что грубо пренебречь чувством собственного достоинства. Всё равно, что плюнуть на свои честь и совесть. Причём, соль вопроса ведь не только в частном случае. И кроме того, привычка к порядку, культуре, сами её гены выработаны, наверное, отнюдь не десятилетиями. За десятилетия такое не вырабатывается (привычка - вторая натура). Это - из глубины жизни их предков. Из генов, переданных многими поколениями. Из недр самой нашей русской, российской истории, которую подчас так не любят, а нередко - над ней и шутовски потешаются отдельные отечественные и зарубежные горе-историки.


И ещё думается: уйдут они, последние могикане своих привычек, носители прежнего этикета и традиционной культуры, с кем и чем останемся? С кого будем брать пример в базарно-рыночном, "россиянинском" обществе мyльтикультурализма и вседозволенности? И в кого выродимся? Но... Нет вразумительных ответов. Лишь какое-то мычание и тупое глазение.


...Еду в электричке "Москва-Савёлово". Вагон замусорен. В тамбуре растоптанные окурки, пустые бутылки, пахнет мочой и кислым железом. В самом вагоне трое парней-лоботрясов, а с ними и пожилой "дядя", выглушив по несколько банок пива, бросают пустую "тару" под скамейки и, весело гогоча, идут в тамбур. Курят и поочерёдно сцеживают потреблённое пойло на площадку сцепки вагонов. Привычно, не правда ли?



Другие статьи в литературном дневнике: