Старик, мальчик и прихожанка...

Иван Варфоломеев: литературный дневник

В храме Святителя Николая у Соломенной сторожки, стал свидетелем такого эпизода.


В заполненный молящимися храм вошёл, опирающийся рукой на трость старик.За другую его руку держался мальчик, лет пяти. Седой, будто прихваченной крепким морозцем, несколько согнувшийся да к тому же в очках, в пластмассовой, но довольно изысканной оправе, старик, увлекаемый этим мальчиком, продвинулся вперёд. Он стал сбоку от меня. Погладил своего сопроводителя по светло-русой голове, взял трость в левую руку, а правой сосредоточенно, не спеша осенил себя крестом и поклонился. В худощавом его лице, особенно в искрившихся за стёклами очков глазах, выражались и набожная кротость, и то достоинство, в котором сразу угадывается подлинная, а не показная наша русская интеллигентность.
- Дедушка, дедушка, - умоляюще уставился между тем на него заблестевшими глазами мальчик и, схватив за руку, начал было увлекать старика к стене. - Дедушка там скамейка, ты сможешь сесть.


Улыбнувшись, старик прижал мальчика к себе, вновь погладил по голове и похлопал по плечу: мол, успокойся, я постою. Стоять приходилось ещё и потому, что свободных мест на скамейке, как мною было замечено, не оказалось. Между тем, старика, опирающегося на трость, увидела уже одна женщина-прихожанка. Она быстро отыскала и принесла ему стул. Старик однако, поблагодарив её поклоном и добрейшей улыбкой, сесть опять отказался. Более того, дед даже выпрямился перед молодою прихожанкою, расправил худые плечи и дал знать, что он ещё в силах служить Богу, так, как положено: стоя и благоговейно.


Происходящее стало как бы иллюстрацией к зазвучавшей вскоре проповеди отца Антония. Проповедь же посвящалась притче Христа о добром самарянине. Именно эта притча проходила лейтмотивом всей службы. Наверное, многие, даже не верующие, помнят её содержание.


Один иудей спросил Иисуса, кого можно считать ближним?
Иисус сказал почти дословно следующее: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Иудей сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.


От себя добавлю: конечно, в моём случае забота внука о дедушке, равно как и внимательность к старику молодой прихожанки, не сравнимы с поступком доброго самарянина. Однако с учётом нынешних нравов, когда, как говорится, старый и малый, и прочий между ними, только сам за себя, наблюдаемое мною в храме достойно всяческой похвалы. Тут же вспомнился самый распространённый тип сегодняшних поступков. В вагон метро, ведя за руку крепкого, краснощёкого внука, входит согбенная, старая бабуля. Внук, оглядевшись, моментально вырывает из руки бабули свою ладонь и со всех ног бросается занять одно-единственное свободное в вагоне место. Нет, не для бабушки. Для себя. Бабушка же будет стоять рядом, да ещё похвалит внука за сообразительность и проворность.


СПРАВКА. Самаряне были иноверцами, поклонялись идолам и не считались чистокровными иудеями.
Левит - священнослужитель, со специфическим кругом обязанностей: к примеру, мог быть распорядителем жертвоприношений.




Другие статьи в литературном дневнике: