***

Гуйван Богдан: литературный дневник

Любое произведение начинается с внутреннего толчка. Кому-то не нравятся толкиеновские эльфы, кому-то хочется убить монаха. Я начал писать «Зенит», потому что после прочтения очередного романа в жанре «женского фэнтези», описывающего приключения человека в мире фантазий, вдруг решил сделать свою историю о грезопроходцах, но с халвой и наложницами. И вот уже почти полгода я работаю над одной повестью, одной идеей, одним миром. Да и ноут у меня тот самый, если уж на то пошло. Хотя, по правде, выбрасывать готовые главы в корзину и лениться неделями напролет, отдаваясь мещанским потехам, я прекратил всего лишь с начала этого года, но это все детали…


Учитывая, что уже скоро пройдет двенадцать месяцев с тех пор, как я закончил написание «Лжи против лжи», в первые недели моего творческого ренессанса я думал, мол, это новый старт, новая точка отсчета качества моих произведений, и так далее и тому подобное. Иными словами, всячески открещивался от ответственности за результат. Мне даже казалось, что после такого перерыва многому придется заново учиться. Но теперь все эти заблуждения отброшены в сторону. «Зенит» будет лучшим из всего, что я когда-либо писал. Я приложу для этого все усилия. Теперь, когда цель поставлена, надо взяться за ее осуществление. И сейчас главная моя проблема – это то, что первая глава, сюжет которой одним бессонным вечером вспыхнул в моем мозгу, до сих пор не дописана. В результате, образы остыли, и их приходится постоянно подогревать в микроволновке воображения, что точно не улучшает качество текста.


Кстати, в который раз преодолевая расстояние между штудентенхаймом и супермаркетом, я сформулировал для себя критерии качества литературного текста. У этого фонарного столба моего творческого пути, их всего три. Во-первых, опыт решает. Nuff said. Во-вторых, текст должен быть продуманным. Хорошей может быть только страница, написанная после того, как прочитано десяток других, и отброшен еще десяток неудачных вариантов, ну, хотя бы в сознании. А, в-третьих, я считаю, что текст должен быть вылизанным, то есть читабельным, грамотно оформленным, стилистически выдержанным и, в конце концов, приятно смотреться там, где его видят глаза читателя... Ну а насчет столь любимого многими вдохновения, внутреннего резонанса, муз и прочей ереси, то сегодня процесс чистки зубов вдохновил меня на мысль о том, что любая разновидность творческого подъема – это всего лишь субъективное ощущение писателем правильности своих действий. К качеству конечного результата это чувство имеет такое же отношение, как нахождение хакера под синтетическими эндорфинами к вероятности того, что написанная программа скомпилируется с первой попытки.


Заключительные рассказы «Сожжения Хром» вернули мне надежду на то, что Уильям Гибсон еще не скатился в УГ. Звучит несколько абсурдно, учитывая то, что это его ранние произведения. И все же в них просматривается занятный симбиоз стилей Великого «Нейроманта» и просто-двух-остальных-романов-из-трилогии-«Киберпространство». Здесь только лучшее: грязь, огнестрел и femme fatale «Нейроманта» и насыщенный язык произведения вместе с отсутствием киношных штампов «Графа Ноль» и «Моны Лизы Овердрайв». Надеюсь, подобная сбалансированность не обошла вниманием «Трилогию моста», и вместо смеси соплей и слез таки попадется удобоваримый коктейль крови и машинного масла. Перемешать, но не взбалтывать.


«
То был Собор Ненависти.
То был плод сознания не просто искалеченного, но буквально согнутого в дугу.
Он был велик и ужасен.
В нем находилась Статуя.
К статуе мы еще вернемся
»


Третья книга из цикла «Автостопом по галактике» не подкачала. Абсурд, ирония, образная авторская «речь» и вполне вменяемый сюжет не заставили меня жалеть о потраченных на прочтение этого романа пяти днях. Жаль, так тонко троллить современную фантастику (а, может, господин Адамс удостоил бы своим вниманием даже фэнтези), пока некому. Good night, sweet prince…


Чувствую, что пора заканчивать мое философско-моральное эссе, doc-файл которого носит глубокомысленное название: «Статья». Итак, неделя была удачная, и я написал все, что запланировал:


Эпичную статью о Зените, приправленную точными и, что главнее, согласующимися цифрами.


Вполне удачную статью об одном из героев. После написания я понял, что остальным повезло. Дрянное детство первые шесть из них получили и расписались, так что у остальных биография будет не настолько очернена. Разнообразие превыше всего.


Допилил старые статьи. Некоторые очень серьезно допилил. Цель и кредо логично вписались в образы. Осталось вписать все это в текст «Зенита». Я окажусь в крайне дурацком положении, если со всей этой макулатурой, описывающей характеры и биографии, опять напишу произведение, где даже главный герой хрен знает, откуда взялся и хрен знает, чем занимался до событий повести. А вообще, тем, как теперь выглядят статьи о героях, я больше всего доволен. Не нравится мне только одна статья, которую я отвел единственному позитивному персонажу в первой части. Может, потому, что вводить позитивного персонажа – для меня не самое естественное занятие. Впрочем, время покажет. Тем более что вторая глава будет сфокусирована именно вокруг этого героя.


Четыре новые страницы чернового материала Зенита на фоне всего этого выглядят ну совсем уже само собой разумеющимся достижением. Примечательным для меня стал второй день работы. Вместо того чтобы просто писать дальше, я занялся заменой сделанной вчера сцены на более удачный вариант. Надо сказать, раньше ничего подобного я не предпринимал. Тоже позитив. В целом же получилось неплохо. Герои много болтают, но не мне же затыкать им рты. Мои догадки насчет дневного темпа работы подтвердились. Весь черновой материал этой недели я создал за трое суток. Остальное время я потратил на улучшение статей и написание парочки новых. Да я вообще не напрягался особо.


Сегодня я поглядел на два файла, один называется «Зенит», а другой «Мир Зенита», и внезапно понял, что с накачкой вселенной стоит остепениться. Во-первых, с написанием статьи «Зенит» был достроен фундамент мира. Во-вторых, сейчас материала в «Мире Зенита» у меня больше, чем в самом черновике «Зенита». И, в-третьих, первая глава, первая глава! Так что я принял решение бросить всю энергию на написание черновика, проработку сюжета, мест действий, внутренней логики поступков персонажей и т. д. Конечно, я не собираюсь ни гробить идеи, ни спешить куда-то. То есть, если в голову придет что-нибудь стоящее касательно вселенной, то такую статью я напишу. И, если для дальнейшей работы над черновиком окажется необходимым написать статью о чем-то, то я отложу перо (зачеркнуто) клавиатуру писателя и схвачусь за лупу энциклопедиста.


Цель следующей недели - это 6 страниц чернового материала «Зенита». Тем не менее, я очень постараюсь завершить первую главу к следующей пятнице. Ведь так приятно держать в руках написанную тобой книгу… Никогда, правда, не пробовал, но синтезировать впечатления – не писательский ли это труд? Полагаю, даже главу приятно. И даже флешку с doc-файлом главы. А вот это как раз можно устроить в обозримом будущем. Но лирику в сторону! Стремление повторить творческий подвиг ложь-style – вот что должно подстегивать меня к действию.


P.S. Хоть основную работу я и выполнил до пятницы, но статью опять пишу в последний момент. Пары в субботу – хуже ресоциализации!


Пятая флотилия. Отбой.



Другие статьи в литературном дневнике: