Патриарх Кирилл мыслит по-католически.

Мария Березина: литературный дневник

Только что Поместный собор РПЦ избрал архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла Патриархом всея Руси. Многие связывают с избранием Кирилла большие надежды. Действительно, под рукой деятельного Кирилла церковь просто не может остаться в нынешнем состоянии.
Пожалуй, для людей, принадлежащих к другим христианским церквям, интереснее всего узнать, как политика нового Патриарха повлияет на отношения между конфессиями. Очень многие, помня о деятельности Кирилла на посту председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, рассчитывают на их потепление. Скорее всего, так и будет. Однако, не исключено, что политика Кирилла превзойдет даже самые смелые ожидания экуменистов. Есть некоторые основания считать, что Кирилл мыслит по-католически, а именно, разделяет основные положения догмата католицизма о непорочном зачатии Марии.


Позвольте привести некоторые красноречивые цитаты из книги митрополита (тогда еще) Кирилла «Слово пастыря» (текст можно найти на сайте Смоленской и Калининградской епархии http://www.smolenskeparxi.ru/slovo/) из главы «О Матери Божией».


«Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились. Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии.»


«Почитание Божией Матери основывается на изначальном в христианской общине понимании особого значения Пресвятой Девы для спасения человеческого рода, на Ее личной святости, превышающей святость кого-либо из людей, и даже ангелов.
Господь спасает мир вместе со Своей Матерью. Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха. А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой.»


Итак, митрополит Кирилл в своей книге вполне однозначно высказался в поддержку католического догмата о непорочном зачатии Марии. Приведет ли такой элемент католического мышления во взглядах Кирилла к каким-либо уступкам в диалоге с РКЦ, пока сложно сказать. Время покажет.



Комлев Алексей.


31 января 2012 г. СКГ 29 января с.г. в сербской газете «Вечерние новости» было опубликовано интервью Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мы приводим ту его часть, которая касается отношений РПЦ с Католической Церковью. Полностью с текстом интервью можно ознакомиться на сайте «Православие и мир». — Недавно многие газеты опубликовали сообщение о возможности Вашей встречи с Папой Бенедиктом XVI. Настаиваете ли Вы и дальше на том, чтобы сначала решить все спорные вопросы, так как в противном случае эта встреча не имеет смысла? — Да, я по-прежнему считаю, что для успеха этой встречи необходимо если не решить полностью, то, по крайней мере, более энергично решать конфликтные вопросы. Средства массовой информации подчеркивают исключительно сенсационный аспект возможной встречи. Мне бы как раз очень не хотелось, чтобы ее эффект свелся только к ее сенсационности. Для того, чтобы она была действительно полезна для дальнейшего развития отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической, необходимо совместными усилиями радикально изменить к лучшему атмосферу этих отношений посредством урегулирования существующих между нами проблем. — Во времена бывшего Папы представители Ватикана часто говорили, что они не могут влиять на греко-католиков в Украине, которые захватывали православные храмы. Изменилась ли сейчас ситуация или все осталось по-старому? — Хотя украинские греко-католики всячески подчеркивают свою лояльность Римскому престолу, они вместе с тем настаивают на своей автономии. Когда в 1990 году была создана четырехсторонняя комиссия с участием Ватикана, Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви и УГКЦ с целью урегулирования ситуации в Западной Украине, то греко-католики фактически сорвали ее работу. Мы предлагали совсем недавно возродить эту комиссию, но католическая сторона отнеслась к нашему предложению весьма прохладно. В ходе регулярных контактов с руководством Римско-Католической Церкви мы постоянно поднимаем вопрос о разрешении ситуации с православными храмами в Западной Украине. И Папа Римский, и главы ответственных ватиканских конгрегаций выражают понимание нашей озабоченности, однако проблема так и остается нерешенной. — В Австрии в Граце в 1997 году должна была состояться встреча русского Патриарха с Папой. За 10 дней до встречи из документа, который готовился к подписанию, в Ватикане вычеркнули часть о вреде прозелитизма и конфликте православных и униатов в Украине. С 90-х годов в более чем 200 российских городах открыты католические церкви. Стали ли ближе сейчас позиции Москвы и Ватикана, когда речь идет о прозелитизме, или все осталось без изменений? — Следует отметить, что ситуация в православно-католических отношениях в России за последние 10 лет заметно улучшилась. Проблема прозелитизма уже не стоит так остро, как это было в 90-е годы, когда католические миссионеры приезжали в Россию, чтобы вести здесь активную деятельность. Свою положительную роль сыграла созданная в 2004 году Смешанная группа по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в России. Она стала хорошей площадкой для открытого и честного обсуждения между представителями двух Церквей конкретных сложных вопросов, а также совместной выработки рекомендаций по их решению. Необходимо развивать сотрудничество между православными и католиками, хранящими христианскую традицию и имеющими близкие взгляды на личную и социальную этику, научно-технический прогресс, биоэтику, другие вопросы современности. Все более актуальной проблемой становится христианофобия, преследование христиан за их веру. В области защиты прав христиан тесное православно-католическое взаимодействие мне представляется перспективным, важным и своевременны





Читайте подробности на сайте Сибирской католической газеты —


Патриарх Кирилл. Настоящее имя в миру Владимир Михайлович Гундяев. Родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде. Епископ Русской православной церкви, с 1 февраля 2009 года Патриарх Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной церкви.


Наречен именем Кирилл и пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (настоящее имя - Борис Георгиевич Ротов) 3 апреля 1969 г. Взял имя в честь Святого Кирилла (настоящее имя в миру - Константин, прозвище Философ) - византийского миссионера. Вместе с братом Мефодием являлся создателем славянской азбуки. Братья Кирилл и Мефодий канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские». Принятая очерёдность — «Мефодий и Кирилл».


После публикаций в журнале «Христианский вестник» за октябрь 1992 г. о связях церковных иерархов с Пятым управлением КГБ стал известен оперативный псевдоним (агентурное прозвище) принадлежащий тогда еще молодому иерарху - «Михайлов». Псевдоним, по всей видимости, образован от имени отца патриарха - Михаил. Сам Кирилл встречаясь со студентами МГУ, оправдывался: «Факт встречи духовенства с представителями КГБ нравственно безразличен».


После Табачного скандала* в конце 90-х гг. у В.М Гундяева, в то время занимающего пост митрополита Смоленского и Калининградского, появился псевдоним-прозвище «Табачный митрополит». В разных публикациях того времени митрополита, ныне Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, называли также: «Кундяевым», «Московским Папой» и «Русским Цезарем Борджиа».


Краткая биография:


Родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье главного механика ленинградского завода имени М. И. Калинина, впоследствии православного священника.


После окончания 8 класса средней школы поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где работал с 1962 года по 1965 год техником-картографом, совмещая работу с обучением в средней школе.


В 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию, ускоренно (год за два) окончил ее с отличием в 1970 г.


Стремительная карьера будущего патриарха Кирилла началась уже в академии: 3 апреля 1969 г. был пострижен в монашество, через 3 дня рукоположён во иеродиакона, а уже 1 июня того же года – во иеромонаха. После окончания оставлен в академии профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора.


С 30 августа 1970 г. исполнял послушание личного секретаря митрополита Ленинградского Никодима. 12 сентября 1971 г. возведён в сан архимандрита.


С 1971 года — представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.


26 декабря 1974 г. в возрасте 28 лет становится ректором Ленинградских Духовных Академии и Семинарии, где создал специальный регентский класс для девушек и ввел уроки физкультуры.


С 7 июня 1975 г. председатель епархиального совета Ленинградской митрополии.


С декабря 1975 г. — член Центрального комитета и исполкома Всемирного совета церквей, с 1975 г. член комиссии «Вера и устройство» Всемирного совета церквей, с 3 марта 1976 г. член Синодальной комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.


14 марта 1976 г. хиротонисан (посвящен) во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. С ноября 1976 г. по октябрь 1978 г. нёс послушание заместителя Патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Никодима. 9 сентября 1977 г. возведён в сан архиепископа.


12 октября 1978 г. освобожден от должности Заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы и назначен управляющим патриаршими приходами в Финляндии.


В 1978 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.


С 1983 г. преподаватель в аспирантуре при Московской Духовной Академии. С 26 декабря 1984 г. — архиепископ Смоленский и Вяземский; освобождён от должности ректора Ленинградских Духовных Академии и Семинарии. В апреле 1989 г. был изменён титул на «Смоленский и Калининградский».


14 ноября 1989 г. был назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности.


С 1990 г. — председатель комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, член Синодальной библейской комиссии. 25 февраля 1991 г. возведён в сан митрополита.


С 1993 г. — сопредседатель, с 1995 г. — заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора. С 1994 г. почётный президент Всемирной конференции Религия и мир. С 26 февраля 1994 г. — член Синодальной богословской комиссии.


С 1994 г. ведёт духовно-просветительскую программу «Слово пастыря» на Первом канале.


В 1995—2000 г. председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции Русской православной церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества.


6 декабря 2008 г., на следующий день после кончины Патриарха Алексия II, на заседании Священного Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира тайным голосованием было совершено избрание митрополита Кирилла Патриаршим Местоблюстителем.


27 января 2009 г. Поместным Собором РПЦ был избран Патриархом Московским и всея Руси. 1 февраля во время литургии в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация митрополита Кирилла.



Другие статьи в литературном дневнике: