новая ересь соминизма -

Мария Березина: литературный дневник

"православного социализма" находит все больше сторонников.
Хотя русский человек и был самым читающим, однако ж,видимо, не понимал прочитанного.
Ведь соминизм - совершено устарелая дешевка.



Священномученик Иоанн Восторгов


«ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ»


Изъ нашего очерка: „Христіанство и Соціализмъ", надеемся, съ достаточною ясностью и уб;дительностью вытекаетъ мысль о томъ, что между соціализмомъ и христіанствомъ лежитъ глубокая пропасть.


„Соціализмъ"— это въ настоящее время совершенно опред;лившееся ученіе, въ основ; своей совершенно атеистическое, покоющееся, въ теоретическомъ отношеніи, на полномъ и открытомъ матеріализм;, объявляющее нравственность понятіемъ условнымъ и изм;нчивымъ, им;ющее ц;лью совершенно ниспровергнуть существующія этическія основы семьи и государства. По откровенному заявленію представителей своихъ, соціализмъ враждебенъ всякой религіи, въ частности и въ особенности — къ христіанству. Поэтому трудно представить себ; такое, можно сказать, противоестественное сочетаніе понятій, какое мы видимъ въ нын; распространенномъ термин;: „христіанскій соціализмъ": по самому существу, по природ; своей они взаимно исключаютъ другъ друга.


Терминъ этотъ, столь двусмысленный и неудобный, представляющій въ себ; наглядное contraditio in adjecto, естественно, способенъ оттолкнуть и устрашить какъ истиннов;рующаго христіанина, такъ и правов;рнаго соціалиста нашего времени. Но скажутъ: нельзя же отрицать, что въ соціализм;, въ его стремленіяхъ придти на помощь б;дности, есть много достойнаго вниманія и уваженія, есть много такого, чего не только не отрицаетъ, напротивъ, прямо требуетъ и христіанство. Но если въ соціализм; можно найти положенія, которыя встр;чаются въ христіанств; и отсюда оправдывать выра­женіе: „христіанскій соціализмъ", то в;дь и въ язычеств; можно найти упоминанія о справедливости, а въ мусульманств; — настойчивыя запов;ди о помощи нищимъ, сл;довательно, съ такимъ же правомъ можно, повидимому, говорить о мусульманскомъ соціализм;, а также о христіанскомъ язычеств; или о христіанскомъ мусульманств;, т.е. о вещахъ, зав;домо безсмысленныхъ.


Неудачный терминъ — пережитокъ стараго времени. Возникъ онъ гораздо ран;е того времени, когда нов;йшій соціализмъ въ обработк; Маркса, Моста, Бебеля, Энгельса, Лафарга и друг. ещё не явилъ себя, какъ ученіе откровенно атеистическое и матеріалистическое. Много способствовало укр;пленію этого термина и появленіе такъ-называемаго „государственнаго соціализма" въ Германіи. Повидимому, пора бы теперь зам;нить его другимъ, бол;е подходящимъ и соотв;тствующимъ содержанію и основамъ христіанства, какъ религіи.


Т;мъ не мен;е терминъ этотъ удерживается частью по привычк;, частью по отсутствію вдумчивости и осв;домленности въ вопросахъ о христіанств; и соціализм;, а иногда сознательно и нам;ренно, по столь излюбленнымъ въ наше время соображеніямъ „тактическимъ".


Соціалисты не могутъ не вид;ть и не сознавать, что религія и нын; является великою общественною силою, и нын; им;етъ уб;жденныхъ и горячихъ посл;дователей въ сред; рабочихъ. Не уйдетъ никогда челов;къ отъ Бo­ra, ибо не уйдетъ онъ отъ себя; религія глубоко и прирожденно присуща душ; челов;ка. И вотъ, въ сред; руководителей соціализма, въ ц;ляхъ привлеченія въ свои ряды большаго числа посл;дователей, является безнравственное р;шеніе обманывать народъ заявленіями, что соціализмъ-де не только самъ ничего не им;етъ противъ христіанства, но и прямо имъ оправдывается, предполагается и пропов;дуется, если же народъ объ этомъ не знаетъ, то это значитъ-де одно: церковь и ея представители скрываютъ отъ народа соціалистическое ученіе I. Христа, въ ц;ляхъ утвержденія власти и эксплоатаціи бога­тыхъ классовъ надъ неимущими. Соображенія „тактики" пересилили чувства правды.


Въ вышеупомянутомъ нашемъ труд; приведены по этому вопросу буквальныя выдержки изъ сочиненій современныхъ вождей соціализма. Да позволено будетъ, въ дополненіе къ нимъ засвид;тельствовать, по личнымъ наблюденіямъ, что эти наставленія привились и къ русской жизни.


Въ начал; 1907 года мн; пришлось ;хать по жел;зной дорог; вм;ст; съ новоизбранными членами второй Государственной Думы, которые открыто называли и называютъ себя соціалистами. Посл; бурныхъ проводовъ въ Саратов; они отправлялись въ Петербургъ. На вс;хъ бол;е или мен;е видныхъ станціяхъ они держали р;чи къ народу, призывая слушателей поддержать ихъ въ Дум; сочувствіемъ, а въ случа; роспуска Думы, отв;тить вооруженнымъ возстаніемъ противъ самодержавнаго правительства. „Товарищи, мы идемъ на Голго;у, — говорилъ одинъ изъ нихъ, — но мы вамъ достанемъ землю, волю и свободу"... Эти р;чи, столь несвойственныя для т;хъ, кто уподобляетъ себя Голго;скому Страдальцу, обыкновенно произносились съ площадки вагона 3-го класса, очевидно, для того, чтобы ораторы могли казаться народу истыми плебеями; зат;мъ, по отход; по;зда, ораторы переходили въ салонъвагонъ 1-го класса и располагались весьма удобно за яствами и питіями, нер;дко, какъ авгуры, посм;иваясь надъ только что оставленными слушателями, изъ которыхъ большинство состояло изъ самой незр;лой молодежи.


Отм;чаемъ эту подробность, чтобы подчеркнуть то лицем;ріе, которое сказалось въ дальн;йшихъ руководящихъ бес;дахъ г.г. соціалистовъ.


На одной изъ станцій къ нимъ вошла группа крестьянъ и попросила позволенія про;хать со своими избранниками около часа до сл;дующей большой остановки по;зда и выслушать ихъ наставленія. Д;лать нечего, пришлось ввести крестьянъ въ 1-й классъ съ предварительнымъ заявленіемъ, что въ виду многолюдства приходится-де попросить у кондуктора пом;щеніе салонъ-вагона ненавистнаго 1-го класса. Зд;сь-то мн; и пришлось въ теченіе часа поневол; выслушать соціалистическую непринужденную бес;ду. Крестьяне не слушали, а „пили" эти р;чи г.г. соціалистовъ. Добродушныя лица, вопрошающіе взоры... И тутъ сказалась сразу же набожная душа народная. Одинъ крестьянинъ спрашиваетъ: „ну, а какъ на счетъ в;ры, правдали, что надо отъ в;ры отказаться?" Другой, видимо, стыдясь вопроса и пересиливая себя, спрашиваетъ: „можно ли предъ выборными собраніями отслужить молебенъ? Какъ-то стыдно къ такому д;лу-де приступать безъ молитвы". И все вопросы въ такомъ род;.


Въ отв;тъ слышатся р;чи, полныя нескрываемаго лицем;рія. Думу-де мы будемъ держать кроткою и покорною, пока не сорганизуется народное движеніе и не будетъ подготовлено вооруженное возстаніе. Правительство надо пока усыпить покорностью и скандаловъ не д;лать. Молебны теперь наша партія... разр;шаетъ служить. Противъ христіанства мы ничего не им;емъ; тамъ есть много хорошаго, наприм;ръ, на счетъ разд;ла имуществъ и требованіе, чтобы богатые отдали б;днымъ землю и деньги. Теперь-де и священники многіе стоятъ за насъ, только они боятся своего начальства, а есть и такіе, которые прямо высказываются за соціалистовъ; называютъ при этомъ имена: Петровъ, Михаилъ, Огневъ, Брихничевъ... Молиться-де теперь партія наша разр;шаетъ; отъ этого вреда не будетъ.




Другие статьи в литературном дневнике: