Аверроизм и мир идей Платона

Лев Агни: литературный дневник

Я понимаю мир идей Платона. Сократ пользовался формальной логикой и путем обобщения выводил некое общее единое - идею (эйдос по древнегреч.) Например, есть два разных горшка. Прежде чем они были сотворены (Сократ любил использовать понятие творца-демиурга, т.е. ремесленника) возникла идея каждого горшка. Далее есть общая идея горшка. Затем еще идея общего и далее до того момента, что есть единое. При этом Платон (все-таки развернуто он писал об идеях) сближает идеи как понятие, так и вещественный мир. Иногда по контексту употребления эйдоса напрашивается русское слово "образ". Идея - что-то нерасщепленное, абстрактное, а образ - нечто, что имеет законченную форму...Даже некоторые современные физики вроде Стивена Хокинга считают возможным существование мира идей Платона (С. Хокинг и др. Большое, малое и человеческий разум. СПб., 2008).


Но все-таки мира идей не существует. Сократ и Платон переумствовали, физику (натурфилософию) они не брали во внимание, занимаясь метафизикой. Мир идей как понятие и что-то вещественное они как раз и смешивали с натурфилософией. Поэтому у них и получался идеализм - логика, оторванная от практики, опыта и от реальности. Идеи все-таки "находятся" в мозге. Мозг способен к абстрактному мышлению и к обобщениям.


В общем-то проблема эйдоса так или иначе понятна. Однако я не понимаю бессмертие общечеловеческого интеллекта в аверроизме. В аверроизме душа человека смертна вместе с телом человека, но вот общечеловеческий интеллект, как и интеллект отдельного человека бессмертен. И этого я не могу понять. Интеллект - умственные способности. Как они могут быть бессмертны?..Получается, имеется некая коллективная бессмертная сущность, иначе еще называют монопсихизмом. Если душа смертна, зачем тогда вместо нее вводить новую сущность? Это тот же самый Бог только в виде единой души/сущности/субстанции...Фома Аквинский в первой главе "О единстве интеллекта против аверроистов" указывает на неправильное толкование слов Аристотеля аверроистами о том, что интеллект не является ни душой, ни частью души, он вечен и нерушим. Возможно они и ошибались, но в части восприятия слов Аристотеля,когда он говорил об интеллекте как силе-способности тела и души к размышлению. А аверроисты создали целое направление о бессмертии интеллекта. Надо будет еще к Аристотелю обратиться.



Другие статьи в литературном дневнике: