Аверроистский монопсихизмНаконец-то понял аверроистский монопсихизм https://club.kuzpress.ru/users/13623/rec/5138/ . Пересмотрел "Сигера Брабантского" Быховского. Разум входит в душу каждого человека, и в отличие от смертной души, он не умирает. Поскольку для разума (интеллекта) не находили в теле органа, в котором он бы находился (для души тоже не находили, но всем казалось очевидным, что она в человеческом теле, неясно только в каком именно органе), его считали активной потенцией. На мой взгляд, здесь проблема напрямую связана с сознанием и самосознанием (как однажды было сказано "я мыслю, следовательно, я существую). Почему-то сама мыслительная деятельность отрывалась от человеческого тела (мозга), и мыслилась философами как нечто отдельное (даже не субстанция, а как сила). Похоже, здесь все упирается в зашоренную формальную логику Аристотеля, а о мозговой деятельности еще толком не было ничего известно. Поэтому то, что было непонятно выводилось вовне человека и наделялось какой-то сверх силой. Видимо, отсюда и проблема эйдоса. Любопытно, как для Аверроэса и его последователей вечный разум соотносился с Богом. ? Тут вообще, Сократ и Платон породили много противоречий (из-за своей метафизики и логики они не соотносили свои учения с положениями натурфилософов, хотя и признавали стихии как некие первоначала). А христианским философам к проблеме единого и вечного Платона-Аристотеля еще добавилась проблема согласования с религиозным Богом. Впрочем, у средневековых теологов как-то могла сосуществовать языческая богиня Фортуна с религиозным Богом и всеми ангелами-демонами. Так что, Аверроэсу и его последователям главное было поставить заново фундаментальные идеи-концепции, разрешить которые они не могли. Есть Бог, есть материя, что-то там еще, пускай будет еще и разум-интеллект, одной неизвестной сущностью больше, одной меньше; этой проблемы, похоже особо никто не замечал, или как-то лично для себя мог состыковать в общем ключе... © Copyright: Лев Агни, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|