Вольнодумство и наука

Лев Агни: литературный дневник

Читаю про философов и ученых Средневековья, Возрождения и начала Нового времени - практически ничего нового они не придумали, за исключением некоторых положений науки и религии (деизм, аверроизм, Новый органон Бэкона и опытов в науке и некоторых др. идей). Все они осмысляли античное наследие, боролись с религиозным мракобесием и клерикализмом. Идея Джорждано Бруно о множественности миров (собственно, это главное, что вменялось ему ввину, на многое в остальном вольнодумство церковники закрывали глаза) - это идея Эпикура и античной философии.


Сейчас прочитал о Толанде, Уриэле Акосте, Френсисе Бэконе - все они осмысляли античное наследие, преодолевали религиозные догматы (при том, что они вообще не отказывались от идеи Бога, да и не могли отказаться в силу традиции и привычки). Только в 18 веке начались подвижки в преодолении античной философии, когда авторитет Аристотеля был окончательно поколеблен, схоластика уступила свои позиции, а наука накапливала знания о мире, что и вылилось в различные обобщающие и классификационные труды Линнея, Гумбольдта и прочих, вплоть до Дарвина. Практически 1800 лет топтания на месте. И все из-за религии.


Сигера Брабантского убили, Джордано Бруно сожгли, Галилей пошел на уступки инквизиции, дабы уцелеть, Акоста покончил с собой (затравили и предали анафеме, правда, иудеи), Толанд боялся писать открыто, боясь травли, даже Вольтеру потом приходилось делать ссылки на признание Бога...


Усиление Церковного контроля через иезуитов, постоянные публикации списка запрещенных книг сказалось на вольнодумстве в Италии, а затем и на Пиренеях. Центры науки и философии сместились на север - во Францию, Нидерланды, Германию (и Швейцарию), Великобританию. Если бы Сигеру Брабантскому и другим аверроистам удалось бы в какой-то степени запрещенности утвердить аверроизм и подготовить тонкую прослойку вольнодумцев в Парижском университете, как быстрее стала бы развиваться наука (конечно, пока в большей степени через философию) и менее трагичной была бы судьба науки и ученых позднейшего времени! Итальянские ученые-гуманисты и Франческо Петрарка во многом даже сделали откат от деизма, аверроистских постулатов. В каком-то отношении гуманизм - застой и регресс (не надо абсолютизировать гуманизм). Можно сказать, что бурное развитие может быть там, где нет жестких идеологических запретов на вольномыслие.




Другие статьи в литературном дневнике: