Никто ничего не понимает

Вадим Бережной: литературный дневник

Что такое понимание? Некто попытался это сформулировать: универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений (с). Пока ещё понятно. Но если спросить: а мышление? А операции мышления? уже получаем анализ-синтез, сравнение/сопоставление, сходство/различие, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Понимание исследует герменевтика. Можно ли сложные вещи изложить простым языком? Вряд ли. Кто-то сказал, что факт - упрямая вещь. Наука призвана накапливать факты и создавать из них систему знаний. Системы знаний рассматриваются в эпистемологии, которая приводит к гносеологии... Всё, конец. Познаваем ли мир? Вот и добрались до познания. Знания приводят к познанию. Дальше уже начинаются философы: Платон, Аристотель, Кант. Познавательные процессы с целью их запутывания стали называть когнитивными. Они требуют наличия памяти, внимания, воображения. Дальнейшее вникание приводит к обалдению. Так что надо ставить точку. И всё же, поглядим на Канта (1724-1804). Иммануил Кант написал сочинение "Критика чистого разума". Ты прочёл это сочинение? Нет? Вот иди и читай (если сумеешь найти). Но чист ли разум? Непонятно. Что есть разум? Отличен он от ума? Ум обозначается также словом интеллект. Сегодня мало кто говорит "искусственный ум", они специально впарывают сюда это словечко "интеллект", как будто от этого что-то изменится.



Другие статьи в литературном дневнике: