Кто же является гением?

Вадим Бережной: литературный дневник

Черниговская может рассуждать на тему гениальности. Она говорит, что Пушкин в школе был чуть ли не двоечником. Но у него прорезалась потрясающая способность к стихосложению. Так же, как и у Лермонтова:
"Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, с милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания".
И он ушёл. И взят могилой, как тот певец, неведомый, но милый, сражённый, как и он, безжалостной рукой.
Гениален тот, у кого мозг хорошо устроен, что является лучшим, чем мозг хорошо наполнен. А вот чем наполнен хорошо устроенный мозг, ученым ещё очень долго предстоит узнавать и рассуждать.
Стойте там и слушайте сюда: https://www.youtube.com/watch?v=p1H7rRrdMO0
Расшифровка видео
0:02 - Татьяна Владимировна Черниговская психолингвист биолог-семиотик и психолог профессор санкт-петербургского государственного университета сфера научных интересов психоневролингвистика когнитивной психологии нейронауки и происхождения языка типа эволюции искусственный интеллект развитие и патологии языка, аналитические философия уверена что увлекается наукой можно изменить интеллект. Если сравнивать среди людей которых они повстречали в жизни какое вот будет процентное соотношение между умными скажем недалёкими. Ну примерно хотя бы Разумеется умных людей очень маленькая количество естественно но дело в том что нужно договориться если всерьёз говорить то нужно договориться до того что мы будем считать умом Потому что есть такая вещь как ум есть такая вещь как интеллект - это отдельная и всё вещи есть разные типы интеллектов и например есть такая очень мало исследованная штука Как мудрость которая может вот свыше упомянутыми со всеми вещами В какой корреляции который определяется с помощью разных тестов типа IQ понимаете от другой тип интеллекта не всякий кто хорошо считает как мы знаем из разных наук умный человек но вот скажем Вы наверное знаете что такое саванты это люди с абсолютной памятью с невероятной память но Человек дождя фильм наверное помните и скажем на вопрос Какой день недели был третья Я не знаю октября
1:56 - 1654 года Они через секунду вам отвечают использовать это качество не умеют Нет
2:01 - они вообще ничего не умеют Это совершенно Это сбой работы нейронной сети на нейронная сеть которая зациклена
2:08 - на том чтобы перебирать варианты Ну как плохой компьютер не мать в архиве
2:13 - Конечно они абсолютно помнят просто все помнят это не значит что это умные люди это не знают что они приспособлены для
2:19 - жизни это не значит что они могут общаться с социумом Так что я это к чему
2:25 - говорю потому что такого Типа люди будут получать огромные высокие эти баллы но
2:30 - если мы не дай Бог сойдем с ума и решим проверить кого-нибудь типа Моцарта
2:37 - Пушкина и я не знаю Шекспира то я думаю
2:42 - результат нас поразят а вот сейчас кто живет умный хватает это вот
2:51 - Пятигорский Ну конечно конечно
2:56 - как минимум сейчас ты кто-нибудь похожий на них
3:02 - живет или нет соотечественников
3:12 - что считать Я думаю все согласятся что мы так или иначе периодически
3:18 - сталкиваемся с людьми ну совсем простыми Без какого бы то ни было образования такого в нашем понимании серьезного
3:26 - которые очень умные а некоторые из них даже мудры А вот что в них такое что вы
3:32 - называете мудростью что умение как-то глубоко не поверхностно смотреть на мир
3:38 - Вы из этого мира вынимать информацию которая на самом деле важная
3:45 - Как это понять Вы смотрите на лицо человек который вы видите впервые в жизни и он еще ничего не сказал и вы уже
3:52 - Видите вот хочется уже общаться тогда вот оно вот что это такое Это то чего мы
3:58 - совсем не знаем подожди ведь это же не ум может быть а просто человечность
4:11 - а потом я подумала что когда вы предположим смотрите на
4:17 - собак Ты что то вы по какой-то причине знаете что эта собака умная а это собака
4:25 - глупая вот тогда раз Вы меня распинаете вопросами то и я вас тоже А вот как вы
4:30 - узнали Умная она или глупая это даже не мозга воспринимается кожей Вот это
4:36 - говорит о том как мы мало знаем вообще возможно чтобы он скажем фанил и вот эти волны от него
4:44 - передавались бы и воспринимались я бы не исключила этого Хотя я не люблю такие
4:51 - разговоры на грани мистики потому что трудно на этой почве
4:57 - разговаривать потому что мы можем смотреть только так как мы можем смотреть мы заперты внутри собственного
5:05 - мозга как он нам разрешает Так мы и видим и видим Мы не глазами а мозгом мы
5:11 - глазами смотрим то есть вот те люди которые умные Они что лишили своего мозга Да вот они как-то имеют больше
5:19 - степени Свободы может быть они более внимательны к тому что имеют их мозг мы-то отсекаем Мы же сами себя не
5:26 - регулирует и живет сам по себе Да конечно очень может быть никто нам вообще никто ничего не обещал Никто не
5:32 - обещал что если мы вынимаем из кармана диплом МГУ или гарварда или
5:38 - Петербургского университета что это гарантирует наш высокий интеллектуальный вот этого нам никто не обещал Если вы
5:45 - мне позволите в боку идти то Вот сейчас много занимаются интеллектом
5:51 - животных это имеет отношение к нам потому что мы могли бы сказать мы самые умные Я хочу два примера привести пример
5:58 - первый птицы скажем птицы уровня врановых вороны вороны вороны у них
6:06 - интеллект приближающийся к интеллекту Ахматов представляете себе теперь дайте
6:11 - мне ответ как это могло произойти у них вот такой мозг иначе устроены чем наш у них вообще
6:19 - отсутствует кора чем мы тогда люди гордятся тем что у них новая кора в
6:24 - которой там бесконечное количество пробегает Да бесконечное количество страшной сложности нейронных образований
6:32 - всяких так вот урановых этого нет ничего при этом очень
6:38 - высокий интеллект Но самое убийственное Это конечно к примеру осьминог у него во-первых в каждой из ног если считать
6:45 - это ногами свой мозг Как вам это нравится 8 мозгов Да разных с которыми он как-то
6:52 - управляется у него интеллект Почти как у приманок
6:57 - Ну что с этим делать если у нас шансы узнать что такое мозг если у нас шансы
7:03 - понять как он функционирует вот мне нравится метафора что мозг Это оркестр
7:12 - или может быть даже джазовый оркестр это у всех людей или у кого-то это просто
7:18 - одна балалайка в принципе у всех другой звезды А есть никто Вот но
7:26 - принцип этот Потому что потому что он у всех одного беса А это неважно что он одинаково веса он разной сложности
7:33 - хороший мозг от плохого отличается невесом не килограммами или граммами или
7:39 - кубическими сантиметрию а он отличается организацией нейронной сети потому что
7:45 - какой бы вам инструмент stainway Не достался от бабушки на нем нужно научиться играть
7:52 - Что значит научиться играть построить нейронную сеть вот нейронная сеть которая нас с вами Вот у взрослых людей
7:59 - Это сочетание того с чем родился Плюс То что на этой нейронной сети написано а
8:06 - это жизненный опыт это что это те книги которые вы читали там музыка которую вы
8:11 - слушали те люди с которыми вы общались вот это что такое если это мне не интересно ну тут и попадает во-первых
8:18 - мозг попадает все мимо чего мы проходим что съедаем что нюхаем что слышим мозг
8:25 - не решит то из него ничего не высыпается поэтому я бы честно говоря всем советовала и советую поберечься от
8:31 - плохой литературы плохой музыки и всё потому что она ложится туда это шлак он
8:37 - не нужен он заполняет пространство тогда получается что любые тесты
8:42 - не могут служить правдивые оценкой будущих возможностей мозга Представьте
8:47 - себе что поэтому тесту мы бы прогнали Пушкина который тройки с трудом получа
8:53 - Но он же двоечник Пушкин двоечник безнадежный И что это отменяет его
9:01 - гениальность что ли он абсолютный гений когда я думаю вот это вещи которые
9:07 - вообще ничем не описывают Подумайте вся комната хрустальным блеском озарена
9:13 - веселым треском трещит затопленная печь Садись два Да во-первых трещит
9:21 - треском трещит Да уже как бы нарушение что что тут есть ничего нет но мурашки я
9:28 - не знаю как у вас А у меня похоже каждый раз бегут когда я что-нибудь подобное слышу Значит получается что гениальность
9:35 - это свойство мозга так это Разумеется свойство мозга больше ничего нельзя гений можно только родиться можно
9:42 - родиться с очень потенциально умным мозгом в случае если повезло еще получил
9:48 - хорошее образование родители правильно воспитывали попал в хорошую среду то это к дополнится вот я повторяю хорошим
9:55 - текстом но как бы ты ни учился Какие бы чернила тебе не давали и ручки
10:01 - гениям стать нельзя гения можно только родиться А что первично мы для мозга или
10:07 - мозг для нас или мы как оболочки мы нужны на этот вопрос нет ответа Это зависит от
10:13 - точки зрения участников то есть мы можем так сказать человек это мозг А все
10:20 - остальное это опорно-двигательный аппарат Но тогда зачем мозгу руки и ноги Вот это Хороший вопрос Я не знаю но он
10:29 - же тогда сам по себе может жить Ну знаете что если вы меня решили прижать то я вас прижму я вам скажу Вы уверены
10:36 - что вас есть руки ноги голова и что Вы не являетесь просто программой уверенным
10:43 - даже в том что мы видим или в том что другие видят эту реальность одинаково с нами например А с
10:51 - конца начну они не видят эту реальность одинаково с нами У нас у каждого свой мир нам немножко помогает в этом ужасе
10:59 - человеческий язык потому что вот как я маниакально говорю уже давно язык это
11:05 - некоторые интерфейс между Вселенной нами и нашим мозгом мозг не разговаривает с
11:13 - нами биохимическим языком его-то язык химический но химический физический там
11:19 - же переливается все туда-сюда импульсы летают Нет ну так и есть но с нами то он
11:26 - говорит словами человеческими словами нам говорит есть стаканы у меня мозгу
11:32 - есть разные категории всякого там есть очки стаканы столы
11:38 - Вселенная руки ноги у меня там так разложено язык это то что делает нас
11:32 - есть разные категории всякого там есть очки стаканы столы
11:38 - Вселенная руки ноги у меня там так разложено язык это то что делает нас
11:44 - человеком так человеком нас делает наш геном который специальный человеческий геном по генома
11:53 - можно сказать это человек или не человек наш делает
11:58 - невероятно мощный мозг который ни с чем кроме как Вселенной сравнить нельзя и
12:05 - это не художественный образ это научная вещь Я говорю потому что количество
12:11 - степеней свободы которые есть у частей мозга для сочетания с другими частями
12:17 - мозга то есть количество связей которые образуется в мозгу А это и есть мышление
12:24 - превышает количество элементарных частиц во Вселенной отдает себя отчет это очень
12:31 - интересные темы на нее можно говорить что часов а давайте вернемся
12:36 - к тому Почему мы должны мозгу доверять Ничего себе
12:45 - Почему Потому что вот я студентов тоже довожу своих я говорю какие у меня есть основания считать что вы здесь Все
12:52 - сидите они у меня в голове это все происходит но они говорят Мы сейчас скажем подойдем и вас там щипнём за руку
12:59 - нет ну это мы очень далеко уходим философия это уже как бы такой философский споры о том что Вселенная на
13:06 - существует или дана нам ощущение Да почему Потому что если не дай Бог с
13:11
кем-нибудь случится психическое расстройство типа шизофренического и появится галлюцинации галлюцинация для
13:19 - человека у которого они есть такая же абсолютно точно такая же реальность как
13:24 - для нас реальная реальность нет спота способы доказать человеку с галлюцинациями что никаких голоса ему в
13:32 - ухо ничего не говорят и на столе нет 8 зеленых чертей нет
13:37 - способа потому что они для него есть он не просто их видит он их может потрогать
13:43 - унюхать что серой пахнут сильно и с ними даже побеседовать они ему отвечать будут
13:49 - Вот что будем делать с этой историей это мозг порождает миры сам то есть мозг нас
13:55 - может обманывать как нас может обманывать конечно А зачем ему это А вот это я то есть я ему не должен доверять
14:02 - так строго говоря у нас нет аргументов последнее время там идиотские разные
14:08 - каналы говорят что мы вообще Матрица и мир Матрица и каждый человек это Матрица
14:13 - не тел никаких нет ни мозгов нет А все это программа Потому что это не доказать
14:28 - почему Ну почему Потому что я считаю что мы вошли в какую-то Согласно фазу
14:35 - цивилизации мы начинаем влезать в какие-то такие зоны в которые мы не
14:41 - входили никогда то есть кто мы на самом деле насколько мы свободны в своих решениях насколько
14:49 - мы запрограммированы генетические к примеру как будет влиять накопленные
14:54 - нами знания которые растут тоннами каждый день тоннами каждый день
15:05 -
15:35
15:45 - а что такое память у человека с вашей точки зрения память Это в самом научном
15:54 - смысле это когда происходит биохимические процессы образующие новые
16:01 - молекулы И тем самым химически записывается та информация в
16:06 - долговременную память которая вам нужна это в данном случае мысль решает в
16:12 - данном случае я решаю а именно Пожалуй нет Надо запомнить и прилагаю некоторые усилия к тому чтобы это куда-то
16:19 - поместилось но человеческая память если может быть это интересно услышать она организована иначе чем
16:27 - компьютерная память для того чтобы вы нашли что-то у себя в компьютерах Вы
16:32 - должны знать где этот файл записан и он записан в какой-то определенной точке вот что касается памяти нашей
16:41 - биологической там нет точек в которых чтобы то ни было записано память распределена по мозгу очень странным
16:49 - образом Ну например такой вопрос вот где находится память на собаку если на слово
16:56 - собака то оно будет в той зоне мозга которая занимается словами то есть тут если на вид собаки то тут если на запах
17:04 - то в другом месте если на кожу то в третьем Кроме того эта собака вчера мне
17:10 - я не знаю чашку старинную уронила и разбила и поэтому она у меня лежит в том
17:15 - месте где чашки а также в том месте где мерзкие твари бьют хорошие чашки То есть
17:22 +- я к чему говорю потому что для мозга правилам является и простым является то
17:29 - что для компьютера является сложным и наоборот можно сказать что человек
17:35 - человек это память с такой формулировкой я согласна я бы даже сказала что мы это то что Мы помним
17:42 - Потому что если вдруг беда случится и у нас память откажет например болезнь
17:47 - Альцгеймера всем известная то тогда мы перестаем существовать как личность а в
17:53 - это понятие памяти входит запахи память на запахи существует Ну да вот это вот кстати интересная вещь запахи наиболее
18:00 - подсознательное или бессознательное из всех наших сенсорных модальностей то
18:06 - есть слуховое зрительное кожное даже вкусовое это как-то через сознание
18:11 - проходит запахи практически не проходят не проходит через Сознание это все идет
18:17 - на подсознательном уровне это мы унаследовали от животных только утеряли мощь то есть мы свои умения на тему
18:26 - анализа запахов утратили но меньше утратили чем мы думаем потому что запахи
18:33 - очень сильно влияют на наше состояние на наши Воспоминания и они совсем не такие
18:39 - простые Как можно было бы подумать и более того о них очень трудно говорить насколько возможно воздействие на
18:45 - состояние может быть даже на сознание человека с помощью запаха вновь допустим вот ситуация такая возможно и в таком
18:52 - бытовом смысле это носит название ароматерапии о чем я думаю все слышали но есть гораздо более серьезные опасные
18:59 - вещи некоторые даже говорят о гипнотическом ключе То есть можно вызвать агрессию вот так целенаправленно
19:05 - так что это прямой прямой химический ход в мозг Это ужасно скажите кто командует
19:12 - этой химии Ну если это химия вообще вот запахи сам мозг и командует Вот это самое
19:18 - неприятное все что я могу вам сказать мозг как-то много воли слишком взял себе То есть у начальника если даже я думаю
19:26 - что я что-то делаю Сам сознательно делают может быть это он делает потому
19:32 - что это ему приятно или нужно это входит в какие-то его планы Если уж так совсем
19:38 - расхулиганится что у мозга свои собственные планы то есть мозг знает как нам надо действовать Какими мы должны
19:45 - быть и заставляет нас такими быть к сожалению я сказала бы так во всяком случае это все освоится к проблеме
19:51 - Свободы воли о чем сейчас очень много пишут и говорят у него есть какие-то
19:57 - клише по которым он действует там есть клише и мы об этих клише довольно мало знаем
20:03 - впечатление такое Я бы сказала что мозг Это самодостаточная Такая сущность как бы
20:10 - ему себя хватает для того чтобы его кормить нужен некий слуга А мы должны его кормить ведь он
20:18 - как кормится вот я не знаю знают ли это наши зрители мозг потребляет 25
20:24 - процентов всей энергии которая идет вообще на все идет на мозг То есть он
20:29 - Дорогой а у маленьких детей у младенцев это вообще 50 процентов энергии мозг
20:35 - очень дорогая дорогостоящая игрушка но если это переводить на привычные нам
20:41 - величины скажем на варты то мозг потребляет всего 30 ватт энергии если
20:50 - маленькая лампочка причем не мощная Прямо скажем лампочка но если мы будем если мы сойдёмся настолько что решим
20:58 - сделать искусственный мозг то энергия которая нам потратит понадобится для того чтобы все эти
21:04 - суперкомпьютеры и будет очень много чтобы они работали Вот это энергия будет равна 180 Мега
21:11 - ваттом Это примерно количество энергии которые используют адронный коллайдер
21:17 - это все у меня в голове к чему я клоню я клоню вот к чему нам очень бы не вредно
21:24 - узнать как мозг умудряется делать такую сложнейшую работу используя такое
21:29 - маленькое количество энергии Значит мы ему нужны только для того чтобы его кормить больше ни для чего вообще мне
21:35 - никогда в голову не приходило так на это посмотреть но мне нравится эта идея Вот какие манипуляции с мозгом можно
21:41 - производить с тем чтобы не умными командовал Ну это дело очень близкого
21:46 - будущего Когда будут сделаны чипы знаете эти маленькие устройства такие которые
21:51 - можно будет внедрить мозг с целью скажем увеличения памяти или увеличение
21:56 - скорости протекания процессов добавления Прогресс со знаком плюс или все-таки со
22:03 - знаком минус новый шаг цивилизационный вы понимаете Какая вещь значит вот Вася Иванов до того как ему вставили чип
22:11 - улучшившие его мозговые процессы Это тот же Вася Иванов как после того как мы
22:17 - вставили этот чек это та же личность или другая личность вопрос серьезный и Кроме того А вы вообще хотите этого потому что
22:24 - это же сращивание человека с компьютером что похоже не изменя неизбежно Посмотрите куда оно идет можно заменить
22:31 - печёнку можно заменить сердце можно заменить легкие руки ноги вставить туда
22:36 - дополнительную память Тогда я вам вопрос Где вы заканчиваетесь это это всё ещё Вы
22:41 - внутри А это всё как бы чужое уже То есть это для человечества это большое
22:48 - испытание но вы же Умирать не хотите правда но я не уверена что я хочу жить в
22:54 - виде робота А как газ душой как будем А что такое а это не знаем монет это субстанция или
23:02 - мысль или чувства или это что это что-то совсем другое Я думаю что это не имеет
23:09 - никакого отношения не к интеллекту ни к мышлению это что-то другое это из
23:16 - разряда чувств ощущений чего-то смутного
23:23 - расплывчатого такого
23:30 - Ну раз уж заговорили о чувствах то подошли к эмоциям они находятся у нас в
23:35 - мозгу Разумеется эмоции находятся в мозгу там есть определенные отделы
23:40 - которые этим занимаются это это вполне мозговое дело И кстати говоря когда обсуждают
23:46 - проблемы интеллекта с которой мы сегодня начали то один из видов интеллекта это
23:51 - эмоциональный интеллект понимаете это не только умение считать это еще умение
23:57 - скажем сопереживать Ну это в частности нас выводят проблемы зеркальных нейронов
24:04 - Не знаю нужно ли сейчас это очень интересно давайте давайте
24:10 - тогда когда они вы что-то делаете А вы за этим наблюдаете объясню простым
24:17 - языком если я иду на какой-то серьезный важный разговор
24:22 - то если я что-нибудь соображаю и хочу в этом разговоре не провалиться в первые же минуту я должна себе построить схему
24:31 - этого разговора учитывая конкретного человека с которым я буду говорить Значит я должна как бы выйти из своего
24:39 - организма Если хотите из мозга и встать на его сторону и его глазами смотреть на
24:47 -себя это есть основа успешного социального взаимодействия Мы точно
24:53 - знаем это Доказано уже что эти зеркальные системы очень сильно попорчены у людей с аутизмом что и
25:02 - объясняет нам Почему они настолько эмоционально глухие вот эти дети Ведь
25:08 - они вот совершенно не понимают скажем что родители устали что кому-то больно у них нет сочувствия никакого то есть люди
25:15 - сейчас стали более равнодушными даже жестокими может быть это вот такая
25:22 - зеркальными нейронами но теоретически говоря можно себе такое представить но здесь вопрос в том где курица где яйцо
25:29 - может быть просто мир такой такой плохой мир стал люди учиться не хотят
25:35 - сочувствовать никому не хотят сидят стрелялки в эти играют там как известно чем эти игры опасны они именно опасны
25:43 - тем что они не подразумевают никакого партнера кроме виртуального которое можно в любой момент выключить
25:49 - ты сегодня его убил а потом включила опять живой вы Задумывались когда-нибудь что в
25:56 - компьютерных мирах виртуальных мирах там нет смерти и это кардинально меняет все то есть
26:03 - человек убивает в жизни как компьютере Так это же известные примеры я сам сама читала девочка по-моему в третьем что ли
26:10 - классе ножом убила соседку по парте и сказала было совсем не так интересно как
26:15 - в игре Вчера вы можете представить А вот есть мозгу такие участки которые отвечают за хорошо или плохо за добро
26:22 - или зло Нет участков в мозгу которая отвечает за добро или зло нету но вот
26:28 - что Про что я могу сказать что мозг Конечно можно использовать и об этом сейчас
26:34 - много пишут этим занимаются как очень хороший Детектор лжи можно натренировать
26:40 - человека но шпионов тренирует может тренировать чтобы он не реагировал кожаной кожей сердцебиением зрачками
26:49 - чистотой дыхания и так далее То есть специально учат этому но мозг обмануть
26:55 - нельзя мозг показывает когда вы лжете А когда нет И кстати говоря в Америке всерьез
27:02 - обсуждается это вот сейчас именно сейчас обсуждается о введении этого в
27:07 - юриспруденцию как законного игрока так сказать анализ того что отвечает на мозг серьезный моральный
27:14 - вопрос очень серьезный в Америке я точно знаю появилась такая мода говорить Это
27:20 - не я это мой мозг А что виноват что ли Жаль что с таким мозгом родился Ну это очень страшная вещь потому что это
27:27 - перенос ответственности с себя как личности на физиологический
27:33 - субстрат просто на ткань ткань мол плохая Это не я мерзавец и негодяй а
27:39 - ткань У меня плохая Ну а кто отвечает за поступки то будет мозг или вы отдам
27:45 - серьезные вещи скажу вот очень много идет разговор про то чем мы отвечаем отличаемся от животных и этот список
27:54 - наших отличительных черт он все время уменьшается то говорили язык а потом
27:59 - говорят Подождите это мы вот мы это называем языком здесь Но есть язык у
28:05
котов и мышей там у шиншилл китов у всех есть свой язык у комаров есть свой язык
28:11
поэтому Дело не в этом хорошо социальностью масса социальных насекомых
28:16
есть и разных животных которые живут по правилам очень схожим с нами так вот Я
28:22
думаю что мы созданы так чтобы помочь делать Свободный выбор мы существа
28:29
которые они делают выбор мы все-таки не полностью подчиняемся этой нейронной сети жестокой которая Чего хочет там то
28:36
и вырисовывает конечно есть вещи автоматизированные в которых сознание не участвует Вот Но когда речь идет о вещах
28:45
серьезных тут не нейронная сеть это это выбор сознательных существ и за этот
28:51
выбор они должны отвечать Ну так я отвечу загадочное существо человека загадочно мир в целом Но
28:59
человек конечно главная загадка это человек Зачем он вообще появился для чего
29:04
и кто он такой он все-таки не чистый зверь правильно он
29:10
же он не просто зверь То есть он не просто биологическое существо то есть мы такие
29:16
же как все другие только гораздо сложнее это один ответ Или мы другие у нас много
29:22
есть того что нас объединяет со всеми остальными соседями по планете но есть и
29:28
совсем другие вещи которых ни у кого это язык осознания и свобода выбора человек
29:35
тщеславное животное очень тщеславное животное ничем не оправдано мы природе
29:41
не видим ничего из того что творит человек природа жестока Но
29:48
разве кто-нибудь слышал про то чтобы представители животного царства скажем
29:54
друг друга мучили Нет никто этого не слышал чтобы они вот подлости какими совершали
30:00
Нет они едят друг друга но они едят поскольку Голодные Да но вот просто
30:06
бессмысленная там убийство каких-нибудь там тысяч соплеменников или не соплеменников
30:13
ничего подобного нету Я бы сказала что нам каяться надо вообще каждый день а не особенно гордиться вот такой неожиданный
30:21
поворот Скажите а насколько устройство человек является универсальным для Вселенной если представить себе такой
30:27
невероятную Вещь что мы все-таки на кого-то наткнемся во Вселенной Кто является мысль мыслящим существом то
30:35
есть обладает сознанием так как мы у нас есть шансы узнать
30:41
что вот это существо есть вот какими критерии к нему можем приложить Вот кто
30:46
он такой никто не скажет что у них есть уши что у них та же самая математика что
30:52
они даже если она та же самая то они ее теми же формулами записывают почему-то
30:57
Понимаете в конце концов задача инопланетных жителей заключается в чем в
31:03
том чтобы завоевать новую территорию с энергией Да нужна энергия значит вот все
31:08
эти фильмы которые показывают что будет обязательно на шествие на шествие агрессивные они имеют под собой может
31:14
быть и рациональность но она правда Потому что есть основания для страха кто сказал что кто-нибудь сюда летит дружить
31:21
вот Стивен Хокинг крупнейший мозг современности к вопросу о гениях
31:27
космолог вот он чистый мозг Да так вот он же Прямо говорит Сейчас я смеются над
31:34
ним но зря смеются он говорит прекратить это забудьте думать о том чтобы искать каких-нибудь собратьев во Вселенной
31:40
потому что либо либо они очень низко организованы тогда что ищи что не ищи А
31:45
если они организованы сложнее чем мы то они представляют нам для нас прямую угрозу
32:04

32:20

32:34

32:45

32:55
вы вообще-то резкий человек да я вообще убиваю да то есть я на защитах
33:03
диссертации такой Киллер главный А зачем нет но если идиоты их нельзя пускать ни
33:08
в коем случае Нет хороших я наоборот невероятно хвалю И устраивают целый праздник из этого
33:14
студентов вы хвалите они для вас праздник они приходят с багажом которого у нас не было когда мы
33:21
заканчивали университет Это точно они приходят они скажем знают 5 языков уже
33:26
это они приходят на первый курс при этом это не гуманитарная школа они также сильны в математике в химии физике Они
33:33
выиграли все олимпиады и после этого почему-то решили скажем заниматься теоретической лингвистикой Ну так
33:39
захотелось в их среде престижно много знать у них Да это не не мальчик или девочки
33:47
которые в понедельник встретивших обсуждают Кто был в Венеции А кто был во Флоренции на уикенде или машина чего
33:56
папы там более серьезное а они говорят То есть ты хочешь сказать что ты не
34:01
читал там Платона в оригинале что ли таких много их немного Нет я честно
34:09
говоря вижу эту опасность что чтобы мы не говорили о расслоение
34:15
общества в отношении образования идет получается либо интеллектуальная Элита и
34:21
очень сильно это везде это не такой у нас это везде либо совсем какой-то
34:27
непонятный вот этот второй полюс очень мало знают люди совершенно не
34:33
ориентируются ни в чем и так далее Что делать в этой ситуации Как вы думаете что нужно образование должно перейти это
34:39
образование знаний к образованию понимания это принципи другая вещь Что
34:45
это значит Это значит что Какой смысл мне учить Бином Ньютона Я за всю жизнь
34:50
ни разу не воспользовалась бы новым Ньютона Хотя кровь проливала в школе знаете что это тогда Но если мне очень
34:55
захочется узнать что это такое и мне нужно будет воспользоваться Я в компьютере это узнаю минуты через
35:00
полторы мы не можем в школе детей держать скажем 15 лет или 16 лет Для
35:06
того чтобы вместить в них все знания которые человечество к данному моменту накопило Да еще по всем наукам там нужно
35:13
вообще всю жизнь провести Значит надо что-то придумать может быть надо наоборот им развивать аппарат понимание
35:19
чтобы они понимали как с этой информацией обращаться Что это значит что такое ценность может быть даже надо
35:26
учить какой-то метод науки а именно способом обращения с информацией которая
35:32
валит каждый миллисекунд философия философия вы просто меня
35:38
опередили как раз хотела сказать философии В известном смысле философии и
35:43
мировоззренческим вещам это серьезный вопрос естественно я некомпетентна на него давать ответ но я уверена что это
35:50
пункт через который нам перешагнуть просто так с легкостью не удастся Нам нужно будет об этом подумать Нам нужен
35:56
человек который в ситуации неразрешимой на первый взгляд что он найдет какой-то
36:02
оригинальный ход Вот кого мы должны выловить из них а не того который зубрешкой добился себе этих баллов Зачем
36:08
мне эти баллы эти баллы вон компьютер Нажми на кнопку а иначе может так получиться что критическая масса тех кто
36:15
не умеет читать писать не умеет думать станет такой большой что она начнёт формировать всё остальное убирает все
36:21
тех кто не будет больше так Такая опасность есть это вот вы сами ответили вопрос Что же делать Как быть когда вот
36:28
оно разваливается на элиту и всех остальных Вот это опасность что тогда будет делать это Элита где что её куда
36:34
её на Эльбрус закинуть Потому что эти дети которые считают что октября-то это
36:40
те которые родились в октябре Это я специально спрашивала я говорю а значит есть ноября До января то
36:46
мартабрята вспоминаю Гоголя Там и так далее ну в общем смеха не было потому что это как бы это считалось что это всё
36:53
нормально так и есть в целом в обществе не востребованы знания которые уже есть
37:00
они уже есть это даже не те в которые нужны деньги вкладывать там в будущее само собой но это и так всем понятно А
37:07
вот уже есть много чего что люди знают никому не надо вот мы приближаемся к
37:13
точке когда на земле не будет людей способных прочесть египетские папирусы потому что исчезают люди которые умеют
37:20
это делать Нет проблем нет Как вам это нет но вы понимаете значит мы теряем знания которые огромным трудом
37:27
цивилизации целой были добыты А вот теперь папирусы будут лежать а читать их
37:33
некому Я понимаю что народному хозяйству ни холодно не жарко от этих папирусов но истории целой планеты холодно и жарко от
37:42
этого то есть мы начнем терять людей которые вообще умеют вот такого рода вещи делать
37:48
это значит снижение общего уровня очень большое и опасное значит хороший тот кто
37:54
быстро бегает а тот который вообще не бегает Хокинг не только скажет раз ты не бегаешь Так
38:00
давай освобождая территорию но еще и инвалид а что это мы налогоплательщики будем
38:06
деньги доплатить понимаете это же на самом деле я не выдумываю это эти разговоры есть если человек не имеет
38:12
гуманитарной подготовки значит он не понимает что он делает значит он неправильно оценивает мир
38:19
неправильные цели себе ставят неправильный акценты ценностные
38:24
расставляет вот в этом я вижу опасность меня давно интересует как удаются
38:29
занятия по русской литературе в школе сейчас когда на каждом шагу тебе из
38:35
телевизора говорят ты этого достойно какое-то поганого
38:41
Это точно она-таки достойно раз она это смотрит Вот но ты этого достойна
38:46
отличная вещь но при этом одновременно с этим этим детям должны в школе
38:53
рассказать про Достоевского и Толстого как это получается понять
38:59
либо то либо другое либо ты должен всех локтями сбросить с дорожки на которой Ты
39:05
бежишь Да такая американская модель либо тогда князь мышки Понимаете вот либо князь Мышкин либо сбрасываем с дорожки
39:11
Вот как это одновременно и они к тому что Нужно обязательно взять сторону князя мышкина Но это культурный багаж
39:18
огромной энергии которой там Толстой это будет или
39:24
Шекспир не в этом дело не в именах А как можно просто взять это и вычеркнуть это
39:30
это и есть вершины нашей цивилизации То есть если вот
39:36
действительно количество людей которые совсем заблудились в пространстве и времени будет расти то я на всех
39:41
поздравляю что из них в итоге получится скажем врачи которые будут нас лечить а также пилоты самолеты которые
39:48
куда мы по неосторожности войдем но я не хотела бы у меня так этот кусок
39:56
этой передачи нашей так апокалиптически уже совершенно зазвучал Это хорошо триллер тоже должен присутствовать
40:03
впечатление что все конец Да все Ну тогда скажите как может измениться наш
40:08
мир в будущем вот прикиньте Что нас ждёт впереди из хорошего из хорошего нас ждёт Вот что
40:15
я считаю что первую скрипку в современном мире будет играть генетика она обладает невероятно мощными
40:23
инструментами которые в итоге приведут к индивидуальной медицине
40:28
медицина должна быть настроена на конкретного человека зная его предков
40:35
его генетику Какие опасности есть у него в геноме какие болезни могут на него
40:41
свалиться Какие есть способы для того чтобы это поправить Как ему помочь
40:46
заранее до того как он валился в эти болезни и это может происходить только лично Так что если вы хотите
40:52
положительных вещей то это бесспорно положительная вещь и мы к ней точно придём просто вызов судьбе какой-то Да
40:59
это вызов судьбе информирован значит вооружен Ну тогда на
41:05
прощение три совета нам на будущее
41:12
можно никому это другому не говорить но самому себе стараться сказать правду как бы видеть себя Ну как на самом деле есть
41:20
вот один на один зеркалом вот быть снисходительным к людям не
41:27
начинает борьбу со всем человечеством Вот и все-таки думать о будущем потому
41:34
что будущем в целом не своем а в целом и это зависит
41:39
По кругу ходим и это зависит от гуманитарной подготовки несомненно если
41:45
мы будем только инженеров человеческих не душ а этих отвёрток делать то будущее
41:52
предсказуемое от вас что зависит от меня зависит учить людей вы считаете это своей
42:00
миссией Ну я бы без пафоса так к этому относилась Но если Пафос немножко убрать
42:07
то в общем не без этого несколько лет назад обедала
42:12
в лос-анджелесе с одним юристом это важно что юрист человек получивший
42:17
хорошее образование из хорошего университета и он меня спросил бессмертная вещь никогда меня спросил
42:23
Больно ли он понимает что Сибирь столица Москвы я его не разуверила я сказал что он
42:29
понимает правильно и в общем все в порядке живет дальше если мы хотим чтобы вот такое полезло то тогда нигде не
42:38
выступать ничего не писать а только закрыться в кабинете и Вот спасибо спасибо вам большое
42:48
образование
43:05

43:32

43:42
. . . . . . Будет вечная музыка. . . . Будет музыка



Другие статьи в литературном дневнике: