Правильная рецензия - какой ей должно быть

Сумрачник: литературный дневник

План


1. Сообщение о произведении искусства
1.1.Автор
1.2.Название
1.3.Место создания и публикации
1.4.Время создания и публикации


2.Общая характеристика-оценка произведения
2.1.С привлечением пересказа и комментария сюжета
2.2.Описания кульминационного момента
2.3.Цитирования
2.4.Других приемов.


3.Анализ содержания и формы произведения
3.1. Тема и основная идея
• Тема - круг явлений, отобранных писателем для изображения и представляющих собой основу непосредственного содержания; то, что писатель изображает;
• Основная идея произведения - основное обобщение, которое осуществляется во всей системе характеров; то, что он хочет сказать об изображаемом, оценка его; то, что писатель говорит и самой своей темой, непосредственно изображаемым кругом жизненных явлений, их выбором, тем отношением к жизни, которое он хочет вызвать у читателя и которое может быть шире того, что непосредственно изображено в произведении.


3.2.Сюжет.
• Экспозиция – обрисовка среды, в которой возник конфликт, условий, которые вызвали его к жизни (фон для действия).
• Завязка действия – событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события (определяет действие; толчок).
• Развитие действия – ход событий, то их развитие, которое вытекает из основного толчка, из завязки.
• Кульминация – наибольшее напряжение, решающее столкновение борющихся сил, вершинный пункт борьбы.
• Развязка – показ того положения, которое создалось в результате развития всего действия.


3.3. Система образов (в том числе образ автора, рассказчика).
• Образ - конкретная картина человеческой жизни, объединяющая в себе самые различные её стороны:
- окружающую обстановку;
- людей;
- природу.
• В образе объединяется и индивидуализированное, и обобщённое.


3.4. Роль заглавия и эпиграфа.
3.5. Особенности жанра.
3.6. Анализ формы. Композиция (в том числе роль пейзажей, портретов, вставных эпизодов).
• Как писатель строит тот или иной характер?
• Как писатель соотносит его с другими?
• В какой последовательности располагает события в произведении?
• Какие причины и следствия выдвигает на первый план в изображённом им жизненном процессе?
• Как в связи с этим он организует произведение в смысле его внешней структуры (система и последовательность частей, глав, эпизодов)?


3.7. Особенности языка и стиля.


4. Определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом.


5. Привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению. Пожелания другим читателям (возможно, и автору).




(http://www.proza.ru/rec.html?2010/04/03/2120&2#2)


Интреснейшая работа: Виктор Йог (http://www.proza.ru/avtor/tpvi1958)
«Анализ произведения художественной литературы в эстетике реализма""
http://www.proza.ru/2005/04/06-62


С немаловажным комментарием автора:
"Только обязательно нужно помнить, что всё, о чём там говорится относится к реалистическим текстам.
Эта информация не будет работать при рассмотрении постмодернистских, модернистских, романтических и иных произведений.
У них своя теория, иные подходы к анализу и другие оценки."


Или вот так: Александр Махнев
"рецензия как двигатель творческого прогресса"
(http://www.proza.ru/2004/11/24-12)
:)



Другие статьи в литературном дневнике: