Прочитанные книги 2020 - 113, 114

Вера Петрянкина: литературный дневник

Начинаю открывать для себя интересного автора - Сару Уотерс. Прочла два её романа.
113. "Бархатные коготки" - деютный роман Уотерс.
Нэнси живет в провинциальном английском городке, ее отец держит приморский устричный бар. Каждый вечер, переодевшись в выходное платье, она посещает мюзик-холл, где с бурлескным номером выступает Китти Батлер. Постепенно девушки сближаются, и когда новый импресарио предлагает Китти лондонский ангажемент, Нэнси следует за ней в столицу. Вскоре об их совместном номере говорит весь Лондон. Нэнси счастлива, еще не догадываясь, как близка разлука, на какое дно ей придется опуститься, чтобы найти себя, и какие хищники водятся в придонных водах...


Было интересно плыть вместе с Нэн по волнам житейского моря. Какие бури ей довелось пережить! То на гребень волны, то в бездну - автор мастерски делит роман на три части, и мы ощущаем перемены в жизни Нэн как некий водораздел.
Вспомнилась мне бедняжка Джейн Эйр, герои Диккенса(но на то автор и доктор филологии, чтобы в её романах проскальзывали мотивы из классики), а также наводнившие рынок в 90-е годы откровенные романы на грани порнографии.
Мне не очень понравилась Нэн, при всём моём к ней сочувствии. Думаю, для Флоренс она не слишком надёжная спутница.
Финал показался мне неубедительным. Но это дебютный роман автора, прочту ещё пару её романов, чтобы составить адекватное мнение.



114. Второй роман Уортерс из прочитанных мною - "Дорогие гости".
Сара Уотерс – современный классик, «автор настолько блестящий, что читатели готовы верить каждому ее слову» (Daily Mail). О данном романе газета Financial Times писала: «Своими предыдущими книгами, три из которых попадали в Букеровский шорт-лист, Сара Уотерс поставила планку качества очень высоко. И даже на таком фоне „Дорогие гости“ – это апофеоз ее таланта».


Итак, познакомьтесь с Фрэнсис Рэй и ее матерью. В Лондоне, еще не оправившемся от Великой войны, они остались совершенно одни в большом ветшающем доме: отца и братьев нет в живых, держать прислугу не позволяют средства. Отчаявшись, Фрэнсис и миссис Рэй сдают полдома совершенно незнакомым людям – молодым супругам Барбер, Леонарду и Лилиане, из «класса клерков». И вся жизнь семейства Рэй меняется, но совершенно не так, как они рассчитывали. «Это книга о старом капризном бойлере, фарфоровых чашках и прогнивших половицах. Это книга о любви и страсти, потрясающей до основания и сводящей с ума. И еще это настоящий детектив, с трупом, полицией и нагнетанием атмосферы в духе Достоевского».


Роман великолепен! Автор, разумеется, знаком с такими шедеврами литературы как "Преступление и наказание" Достоевского и "Американская трагедия" Драйзера. Влияние этих произведений ощущается, и всё же это совершенно оригинальное явление.
Меня поразило мастерство автора: Уотерс сумела в некоторых сценах создать такую атмосферу, что читатель испытывает эффект абсолютного присутствия. Такова, например, сцена игры в "Змеи и лестницы". Поразительно!
Мне, честно говоря, приходилось порой делать умышленные перерывы в чтении, чтобы не задохнуться от эмоций. Впечатлена!



Другие статьи в литературном дневнике: