Прочитанные произведения 2021 - 26, 27

Вера Петрянкина: литературный дневник

26. С огромным удовольствием прочла мемуары Веры Васильевой "Жизнь, похожая на сказку".
В своей биографической книге актриса Театра сатиры Вера Васильева искренне делится своими мыслями и чувствами, за многое благодарит судьбу. Еще студенткой театрального училища она снялась в фильме «Сказание о земле Сибирской» и мгновенно стала знаменитой, а затем сыграла в спектакле «Свадьба с приданым» и заблистала на театральных подмостках. Роли, что удалось сыграть, артисты и режиссеры, с которыми выпало счастье работать (а среди них Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Ольга Аросева, Нина Архипова, Александр Ширвиндт, Елена Образцова, Иван Пырьев, Эраст Гарин, Борис Равенских, Валентин Плучек и другие), а также любовь зрителей – «все это чудо». Вера Васильева выходит на театральную сцену более семидесяти лет, не переставая поражать своей красотой, грацией, молодым задором и удивительным жизнелюбием.


Очень люблю Веру Васильеву, поэтому её книга для меня подарок и откровение.
По канве судьбы она вышивает своими ролями. Как интересен их разбор! Васильева рассказывает и о рисунке роли, и о партнёрах, и о своих личных переживаниях во время репетиций, и о гримёрах, и о своих костюмах.
Счастье, что ей удалось сыграть роли, о которых она мечтала - Раневская, Кручинина, пусть даже и не в своём театре.
Читая, можно посмотреть в Википедии фото актёров, о которых Васильева с таким теплом рассказывает, а также отрывки из спектаклей.
Меня заинтересовала личность Андрея Денникова - актёра, режиссёра, поэта, певца, балетмейстера. Он поставил в Театре кукол имени Образцова спектакль с Верой Васильевой в главной роли - "Странная миссис Сэвидж". К сожалению, он рано ушёл из жизни. Но отблеск его многогранного таланта остался.

Васильева очень искренне общается с нами, своими читателями и почитателями. В финале она пишет:

Как мне выразить все то, что у меня внутри? Да! Я не хочу расставаться с вами, я хочу чувствовать ваше сердце. Я хочу, чтобы вы помнили меня не потому, что я долго жила, а потому, что, долго живя, я не разуверилась в своих понятиях о жизни, о любви, о красоте человеческих чувств.


В книге много фотографий.


27. С большим сожалением закончила читать роман Елены Радецкой "Одинокий пастух".
В Лизе - главной героине романа - собрались все особенности ранней юности: бунтарство и романтизм, наивность и эгоизм, ранимость и неуверенность, непреодолимая жажда любви и счастья. Вместе с ней мы пройдем дорогой ее жизни: от первой любви и замужества до рождения и воспитания ребенка. Ей предстоят тяжелые жизненные испытания, а горячо любимый муж Фил занят научной работой, сын рождается «особенным», и время его не излечит. Все живут в своем обособленном мире. Опереться не на кого. Героине предстоит узнать, что мечты и реальность не совпадают, научиться принимать решения, новыми глазами увидеть окружающих людей и прежде всего – собственную мать. Героиню мы встретили на пороге совершеннолетия, а оставляем на пороге взрослой жизни с пониманием своей ответственности за все происходящее и с надеждой.


У меня с героиней много общего, разве что бунтарства не наблюдалось ни в молодости, ни сейчас. Но некоторые совпадения просто ошарашивают: например, Лиза в 4-м классе прочла "Жизнь" Мопассана, и я - тоже. Она - студентка филфака, влюблённая в преподавателя. Так было и в моей жизни. Конечно, я помню реалии 90-х и 2000-х годов, узнаваемость их в романе делает его рельефным. Особенно жуткие сцены героиня переживает в роддоме. И у меня тоже было нечто похожее.
Великолепна параллельная вселенная - рассказ о цивилизации инков. Но жить только мечтами о золоте инков в реальности невозможно! Получается примерно так:"Муж был в другом месте, а сын - в другом мире".
В одной из сцен, близкой к финалу, происходит нечто фантастическое, то, отчего мурашки бегут по телу. Возможно ли такое?! Но если у ребёнка синдром саванта*, то возможно.
И всё-таки финал возвращает героиню в реальность и дарит ей настоящее тепло домашнего очага.


*Синдро;м сава;нта, иногда сокращённо саванти;зм (от фр. savant — «учёный») — редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического характера) имеют «остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний.



Другие статьи в литературном дневнике: