Прочитанные произведения 2021 - 55, 56

Вера Петрянкина: литературный дневник

Открыла новое для себя имя - Елена Минкина-Тайчер. Прочла два её романа.
55. "Время обнимать".
Роман «Время обнимать» – увлекательная семейная сага, в которой есть все, что так нравится читателю: сложные судьбы, страсти, разлуки, измены, трагическая слепота родных людей и их внезапные прозрения… Но не только! Это еще и философская драма о том, какова цена жизни и смерти, как настигает и убивает прошлое, недаром в названии – слова из Книги Екклесиаста. Это повествование – гимн семье: объятиям, сантиментам, милым пустякам жизни и преданной взаимной любви, ее единственной нерушимой основе. С мягкой иронией автор рассказывает о нескольких поколениях питерской интеллигенции, их трогательной заботе о «своем круге» и непременном культурном образовании детей, любви к литературе и музыке и неприятии хамства. А еще это Петербург – прекрасный и любимый, вместивший в себя радости и горести героев романа, и вечно живые стихи Пушкина и Ахматовой, вплетенные в долгую-долгую историю.


Очень понравилось! Думаю, обилие героев - фирменный знак автора, поэтому лучше заранее приготовить листок бумаги, на котором можно записывать, кто на ком женился, кто кого родил и тп.
Поразила история Виктора и маленького мальчика - сына Артёма. В общем-то, в каждой сюжетной линии этого романа можно найти такие поразительные истории.
Буду читать и другие произведения автора.


56. "Эффект Ребиндера"
Этот роман - "собранье пестрых глав", где каждая глава названа строкой из Пушкина и являет собой самостоятельный рассказ об одном из героев. А героев в романе немало - одаренный музыкант послевоенного времени, "милый бабник" Лев Краснопольский, и невзрачная примерная школьница середины 50-х, в душе которой горят невидимые миру страсти - зависть, ревность, запретная любовь (Ольга); детдомовский парень, физик-атомщик, сын репрессированного комиссара (Матвей) и деревенская "погорелица", свидетельница ГУЛАГа (Евдокия), и многие, многие другие. Частные истории разрастаются в картину российской истории XX века, но роман не историческое полотно, а скорее многоплановая семейная сага, и чем дальше развивается повествование, тем более сплетаются судьбы героев вокруг загадочной семьи Катениных, потомков "того самого Катенина", друга Пушкина. Роман полон загадок и тайн, страстей и обид, любви и горьких потерь. И все чаще возникает аналогия с узко научным понятием "эффект Ребиндера" - как капля олова ломает гибкую стальную пластинку, так незначительное, на первый взгляд, событие полностью меняет и ломает конкретную человеческую жизнь.


Тут я уже была подготовлена, на листке выписывала имена героев, но всё равно к финалу запуталась. Полифоническое полотно! Из судьбы каждого из героев можно было бы создать отдельный роман, а здесь всё сплетено. Я представляю себе такой сериал. Думаю, он бы воспринимался легче, чем книга, ведь в фильме видишь героев, имя цепляется к образу, и перепутать что-то сложно.





Другие статьи в литературном дневнике: