22 ноября 1963 года происходят три смерти. Льюис представляет христианский теизм. Он — защитник ортодоксального христианства. Его позиция канонична: есть личный Бог (Троица), Иисус Христос — единственный путь к спасению, объективная истина существует, а добро и зло абсолютны. Кеннеди выступает за гуманистический модернизм. Он — культурный христианин (по традиции), но не догматик. Для него мораль важна, но религия — личное дело каждого человека. Для него самое важное — этика, справедливость и прогресс. Кеннеди скептичен к абсолютным претензиям на истину. Олдос Хаксли — за симбиоз Востока и Запада. Для него все религии ведут к одной истине, а Бог — это безличная реальность, космическое сознание. Ему не нравится примитивный дуализм: добро/зло, небеса/ад. Для Хаксли спасение — это не личные отношения, а растворение в божественном. Психоделический опыт может помочь на пути к трансценденции. Вот некоторые из тем, которые они обсуждают: Природа Истины Для Льюиса Бог — это Личность (Отец, Сын, Святой Дух). Отношения, любовь, общение возможны только с личностью. Безличный абсолют ничем не отличается от безразличного космоса. Проблема Ада Доказательства или Вера? Кеннеди: Важны дела, а не верования. Хороший атеист лучше злого христианина. Хаксли: Карма — не наказание, а закон причинно-следственности. Вы поднимаетесь по духовной лестнице через прошлые жизни. См. "реинкарнация". На картине мы видим трех человек, стоящих вокруг чана с уксусом. Каждый из них обмакнул палец в уксус и пробует его на вкус. По выражению их лиц сразу видно, как они оценивают уксус. Так как картина аллегорична, мы должны понимать, что это не простые дегустаторы уксуса, а представители «Трех Учений» Китая и что уксус, который они пробуют, символизирует Сущность Жизни. Три мастера — это Конфуций, Будда и Лао-цзы. У первого кислое выражение лица, у второго — горькое, а на лице третьего сияет улыбка. Конфуцию жизнь казалась кислой. Он думал, что настоящее утратило связь с прошлым и что нынешнее правление человека на земле идет вразрез с Путем Неба, которому следует вся вселенная. Поэтому он придавал особое значение почитанию предков, а также древних ритуалов и церемоний, в которых император, Сын Неба, действует как посредник между безграничным Небом и ограниченной землей. В конфуцианстве использование строго продуманной музыки, предписанных шагов, действий и фраз дополнялось чрезвычайно сложной системой ритуалов, каждый из которых использовался для определенных целей и в строго определенное время. Про Конфуция ходила поговорка: «Если циновка лежит неровно, Мастер ни за что на нее не сядет». Для Будды, второй фигуре на картине, жизнь на земле была горькой, полной привязанностей и желаний, которые вели к страданиям. Мир представлялся ему механизмом, расставляющим капканы, генератором иллюзий, вращающимся колесом боли для всех созданий. Ревностные последователи Будды полагали, что покой можно найти, только вырвавшись за пределы этого «бренного мира» и достигнув Нирваны, буквально, состояния «безветрия». Согласно учению Лао-цзы, каждый в любой момент может достичь гармонии. Для Лао-цзы жизнь была не механизмом, расставляющим капканы, а учителем, преподающим ценные уроки. Необходимо эти уроки усвоить, также как законам нужно следовать, и тогда все будет хорошо. Вместо того, чтобы отворачиваться от «бренного мира», Лао-цзы советовал «слиться с бренностью мира». Почему Лао-цзы улыбается на картине? В конце концов, тот уксус, который символизирует жизнь, должен иметь неприятный вкус, судя по выражению лиц Будды и Конфуция. Но благодаря гармоничному взаимодействию с жизненными обстоятельствами, даосское понимание изменяет то, что другие воспринимают как негативное, во что-то позитивное. С точки зрения даосов, горечь и разочарование исходят от назойливого и неблагодарного ума. Сама по себе жизнь, если ее понять и принять такой, какая она есть, имеет сладкий вкус. © Copyright: Наталья Тимофеева 007, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|