***

Татьяна Вика: литературный дневник

Анастасий



Он был нещадно гоним



Святого Нектария Эгинского можно по праву назвать «любимцем Богородицы» – Она являлась святителю неоднократно во время его земной жизни. Афонский иконописец из скита Данилеев по описанию и просьбе святителя написал образ Богоматери, именно так, как являлась ему Приснодева. Перед этим образом святой составил пять тысяч гимнов в честь Богородицы, Которую очень чтил. Во время молитвы святой Нектарий обращался к Ней всегда «на Вы», он говорил в молитве: «Госпожа Пресвятая Богородица, очень Вас прошу обратиться к Вашему Сыну с такой-то нижайшей просьбой», «только, простите, Госпожа, нам это нужно очень срочно, у нас просто нет сил и времени, и без Вашей помощи нам будет плохо». У него были способности для такой молитвы и воспитанное в скорбях доброе сердце.


Афонский старец Даниил Катунакский отзывался о святителе, как о «муже высочайшей святости... украшенном добродетелями и не уступающим древним святым отцам». И прибавлял: «О сколь велик сей отец Церкви нашей! Поистине, новым Василием Великим кажется... прозорливейший сей отец».


Источник:



1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии, у Димоса и Василики Кефалас родился пятый ребенок. При крещении мальчик получил имя Анастасий.



Родители воспитывали своих детей в любви к Богу: с ранних лет обучали их молитвенным песнопениям, читали духовную литературу. Анастасию больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: "Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся". Он мечтал получить христианское образование, но, закончив начальную школу, вынужден был оставаться в родном селе, так как в семье не было денег, чтобы послать его на учебу в город.
Когда Анастасию исполнилось 14 лет, он упросил капитана судна следовавшего в Константинополь взять его с собой...



В Константинополе юноше удалось устроиться на работу в табачный магазин. Здесь Анастасий, верный своей мечте — духовно помогать ближнему, начал писать на кисетах и обертках табачных изделий изречения святых отцов. На мизерную зарплату было невозможно полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Анастасий, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к самому Господу и написал Ему письмо.
Рассказав в письме о своем бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: "Господу Иисусу Христу на Небеса". По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Анастасий с радостью вручил ему свое послание. Изумленный торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, а, прочитав его, сразу же послал на имя Анастасия деньги. Вскоре Анастасию удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему удалось продолжить свое образование.



Он был нещадно гоним


Святитель Нектарий родился 1 октября 1846 года в селе Силиврия, в Восточной Фракии, крещен 15 января 1847 года с именем Анастасий. Его родители — Димос и Василики Кефалас были простыми бедными людьми, но по-христиански сердечными, благочестивыми, добродетельными. Они имели множество достоинств, и благодатным духовным плодом всего этого стал Анастасий Кефалас, впоследствии — святитель, чудотворец Нектарий мироточивый. Благочестивые родители растили Анастасия, пятого из шестерых детей, "в традициях и духе заповедей Господних".


Мать учила его песнопениям, молитвам и часто заставляла читать и петь различные тропари. Особенно старалась она, чтобы мальчик запомнил 50-й псалом Давида «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Этот умилительный псалом, волнующий всякую христианскую душу, производил особое впечатление на благословенное чадо. Мальчик читал его часто и, как он сам позже рассказывал сестрам своего монастыря и другим ученикам, когда доходил до слов: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся, — то останавливался и множество раз повторял этот стих, чем будущий святитель как бы предугадывал свое миссионерское служение.


С юного возраста мальчик чувствовал зов Божий и свое священническое призвание. Он очень любил церковь, с радостью посещал все службы и сколь можно долго оставался в храме — прислуживал священникам. Особо он внимал проповедям. Возвратясь домой из храма, мальчик повторял наизусть целые отрывки из проповеди и приводил тем самым в изумление всех домашних. Будучи еще совсем крохой, он мастерил из бумаги «облачения» и совершал со своими сверстниками всевозможные «службы». Когда Анастасию исполнилось семь лет, он где-то раздобыл белые листы бумаги и стал старательно их сшивать нитками. На вопрос матери, что он делает, Анастасий ответил: «Я хочу сделать книгу и записывать туда Словеса Божии». В Силиврии мальчик получил начальное образование. Особенно он любил читать книги религиозного содержания. Но продолжать учебу он не мог, потому что ни средней школы в его родном селе не было, ни денег, чтобы поехать куда-то учиться. Препятствия были большие, но еще большими были его вера и желание. Он весь пребывал во власти мечты получить христианское образование, с тем, чтобы учить других творить волю Божию. Так Анастасий принимает трудное решение уехать на чужбину. По благословению родителей, он отправляется в Константинополь. Сохранилось предание о том, что четырнадцатилетний Анастасий добрался до порта, чтобы подыскать корабль, на котором можно было бы пуститься в плавание. Он подошел к какому-то судну и стал упрашивать капитана взять его с собой. А тот, посмотрев на подростка, лишь ухмыльнулся: «Иди, погуляй, малыш. А потом приходи, мы тебя возьмем». Анастасий понял иронию как отказ капитана и со слезами смотрел, как готовили корабль к отправлению.


Вот уже капитан отдает команды машинистам, заработали двигатели, а судно — ни с места. Поступил приказ набрать обороты, но судно стояло, как привязанное. В недоумении капитан встретился взглядом с печальными глазами Анастасия, стоявшего на причале, и, пожалев подростка, сделал ему знак подняться на корабль. И — о, чудо! Лишь только Анастасий вступил на палубу, корабль сам отошел от берега! В Константинополе его первым рабочим местом стал табачный магазин. Но труд там оплачивался очень низко, потому юноша и ходил унылый, одетый в лохмотья, часто совсем голодный. Единственным его утешением была вера Христова: он беспрестанно молился. Днем трудился не покладая рук, а ночью изучал Священное Писание. Стремясь к миссионерской деятельности, он на кисетах и обертках табачных брикетов писал различные изречения святых отцов, чтобы духовно помогать своим клиентам. Об этом вспоминал сам святой Нектарий в предисловии к книге «Ученых сокровища».


Молодой человек продолжал жить в страшных лишениях. Как-то, совсем отчаявшись, он задумал испросить у Самого Бога то, в чем испытывал нужду. Он всегда это делал в молитве, но в простоте своего искреннего сердца решил обратиться к Богу... с письмом. Мальчик хотел изложить свою жалобу и попросить Господа укрепить его. Он взял ручку, бумагу и простосердечно написал то, что чувствовал. Заклеил конверт и подписал: «Господу Иисусу Христу на Небеса». А потом отправился на почту. По дороге повстречался хозяин соседнего магазина, который хорошо знал этого доброго мальчика и видел, какие испытания выпадают на его долю. Сосед тоже шел на почту и предложил отправить письмо Анастасия вместе со своими. На почте торговец увидел адрес на конверте и пришел в изумление. Не веря своим глазам, он открыл письмо и прочитал. Господь помог ему понять всю драму, переживаемую Анастасием. Этот человек тут же взял чистый конверт, вложил деньги и по-отечески написал, как этими средствами распорядиться. Запечатав конверт, он отправил его по адресу Анастасия, который, получив такое послание, не знал, куда и деваться от радости. В жизни мальчика наступил настоящий праздник, праздник в честь «ответа» от Господа. Он тут же купил себе одежду, обувь, продукты. А хозяин табачной лавки, завидев столь разительную перемену, сразу подумал, что все это куплено на краденные у него деньги. Он обругал мальчика, избил и выгнал его. Напрасны были слезы и объяснения. Конфликт разрешился лишь после вмешательства благодетельного соседа. Очень скоро Анастасию нашли новое, более подходящее для юноши занятие — он стал смотрителем в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему можно было и самому учиться.


В Константинополе он прожил шесть лет. В возрасте двадцати лет в канун Рождества Христова, в 1866 году, тоскуя по дому, юноша решается поехать на праздник к своим. Во время плавания поднялась страшная буря. Кораблю грозило крушение. В какой-то момент мачта надломилась. Анастасий тут же снял с себя пояс, привязал к нему крест, который дала ему его добрая бабушка, и скрепил поясом сломанную мачту. Держа ее одной рукой, другой он совершал крестное знамение, произнося слова: «Господи, спаси нас. Дай мне, Господи, получить богословское образование, чтобы затворять уста оскверняющим божественное имя Твое!» И свершилось чудо! Корабль благополучно прибыл в порт.


В тот же год Анастасий перебирается на остров Хиос. Здесь ему предлагают место учителя в селе Лифи, где он и проработал более семи лет. Сельчане несказанно любили своего учителя, ценили то, что он не ограничивал свою деятельность лишь рамками школы, а проповедовал в храме слово Божие, проводил обширную духовную работу, занимался благотворительностью. Сам учитель жил чрезвычайно скромно, почти аскетически. По воскресным и праздничным дням он приходил в скит святых отцов на острове Хиос и слушал поучения старца Пахомия о началах монашеской жизни.


7 ноября 1876 года Анастасий принимает монашеский постриг с именем Лазарь. Его записывают в насельники знаменитого Нэа Мони (Нового Монастыря), построенного еще в 1045 году императором Константином Мономахом. Инок Лазарь получает послушание секретаря. Братия монастыря питала особую любовь к молодому монаху, ценя его покладистость и исключительно смиренный нрав. Через год после пострига многочисленные дарования инока были оценены по заслугам, и 15 января 1877 года, в день своего крещения, митрополитом Хиосским Григорием в кафедральном соборе святых Минаса, Виктора и Викентия Лазарь рукополагается в сан диакона. Он получает новое имя — Нектарий. Это имя станет позже известно всему миру. Призывая его, многие люди по вере своей сподобятся милости Божией.


В непрестанной молитве и посте провел отец Нектарий в Нэа Мони три года, готовя себя к тому высокому служению, на которое его подвигал Господь. Благодать Божия щедро изливалась на диакона Нектария. Величие его души проявлялось во всем. Молодой монах жаждал учиться, а средств не было. Но Господь не оставлял его! Он внушил одному благочестивому и богатому христианину, по имени Иоанн Хоремис, обратить внимание на диакона Нектария из Нэа Мони и помочь ему стать благословенным орудием Промысла Божия. Этот человек и взял на себя затраты по переезду отца Нектария в Афины для продолжения учебы. Возрадовался отец Нектарий, видя, как начинает воплощаться его мечта, И славил имя Преблагого Бога. Молясь за своего благодетеля, он с головой окунулся в учебу.


После завершения образования, по рекомендации Хоремиса, он переезжает в Александрию к Патриарху Софронию IV, занимавшему эту кафедру с 1870 по 1899 год. Патриарху нравились молодые люди, обладавшие истинно христианским нравом и любившие науки. Он особо оценил диакона Нектария, посоветовал ему вернуться в Афины, чтобы продолжить учебу и получить высшее богословское образование. В 1882 году отец Нектарий поступает на богословский факультет Афинского университета. Учится он блестяще, получает даже стипендию имени А. Пападакиса. Диплом выпускника богословского факультета отец Нектарий получает 13 ноября 1885 года и возвращается в Александрию. В соборе Святого Саввы 23 марта 1886 года Патриарх рукополагает его во священника. Через пять месяцев, в августе того же года, его возводят в сан архимандрита в храме Святителя Николая в Каире. Параллельно он назначается проповедником и патриаршим секретарем, а затем и патриаршим наместником в Каире. Архимандрит Нектарий проявил великое рвение в выполнении своих высоких обязанностей. Он заботился прежде всего об умножении числа клириков в своей епархии, проповедовал и вразумлял людей, направлял деятельность храмов. За его трудами пристально следил Патриарх Софроний и принял решение вознаградить его усердие. Так Нектарий получил титул верховного архимандрита Александрийской Церкви. Через три года, 15 января 1889 года, верховный архимандрит Нектарий Кефалас рукополагается во архиерея и назначается митрополитом когда-то славной Пентапольской митрополии. Хиротония совершалась в патриаршем соборе Святителя Николая в Каире Патриархом Софронием и архиереями — бывшим епископом Керкирийским Антонием и Порфирием, епископом Синайским.


Митрополит Пентапольский Нектарий, славя Господа, начинает прилагать еще большие усилия для воситания своих духовных чад. Слава о нем идет по всему Египту и распространяется далеко за его пределами.


Но ненавидящий добро диавол устроил так, что у Владыки Нектария объявляется непримиримый враг в лице правящего архиерея. Все предполагали, что митрополит Пентапольский станет в будущем Патриархом Александрийским и с этого возвышения сможет наносить удары по главным центрам сатанинской державы. И это мнение, возможность осуществления такого, хотя митрополит Нектарий об этом никогда не думал, сатана делает темой пересудов, сплетен, домыслов. Завистливые и злобные люди стали убеждать Патриарха в том, что митрополит Пентапольский замышляет заговор и трудится лишь для того чтобы достичь одной цели: завладеть патриаршим престолом Александрии. Коварные доклады не замедлили оказать воздействие на более чем 90-летнего Патриарха, и через некоторое время благочестивый, смиренный и безобидный Нектарий очутился я роли гонимого. Его жизнь в Патриархии стала невыносимой. Поначалу с него сняли все обязанности, освободили от должностей, которые он занимал, наконец, Патриарх без всяких объяснений его уволил. Зло и зависть восторжествовали. Святитель Нектарий был удален с поста патриаршего Местоблюстителя, а через два месяца его изгоняют из пределов Патриархии с такой вот бумагой: «Наше недостоинство настоящим патриаршим отпустным письмом заявляет, что податель сего Преосвященный Митрополит славной Пентапольской епархии Владыка Нектарий Кефалас, не ужившийся в климате Египта, отсылается в земли иные и призывается исполнять свои архиерейские обязанности, где бы он ни находился, по разрешению местных церковных властей. В подтверждение сего выдается сие отпустное письмо для предъявления его во всех необходимых случаях, Александрия, 11 июля 1890 г. Патриарх Александрийский Софроний».


Святой Нектарий терпеливо переносит выпавшее на его долю испытание. Он уезжает из Египта в скорби, ибо оставляет здесь свою паству и все, что сделано его трудом. Около тысячи его духовных чад из греческой общины в Каире обратились к нему со скорбным прощальным письмом, в котором благодарили его за труды и за святость жизни. И вот он уже в Афинах.


Более семи месяцев святой Нектарий живет в Афинах в страшных лишениях. Но все свои духовные и материальные нужды, всю свою жизнь он вверяет Самому Господу. Он верил, что Господь и на сей раз позаботится о нем. Так и случилось. 15 февраля 1892 года ему предоставляется место проповедника во Фтиодитской и Фокидской епархиях. В марте 1894 года его приглашают возглавить Духовную школу имени братьев Ризари. Это была огромная ответственность. Он должен был готовить к служению способных богословов, проповедников, епископов, иереев. В этой должности святой оставался 14 лет. Период работы в Ризарийской школе был продуктивным и необыкновенно плодотворным. Вклад святого Нектария и здесь невозможно было переоценить. Как раз в период работы святителя на посту директора школы опустел патриарший престол Александрии и, как свидетельствуют печатные материалы того времени, мысли всех обратились к митрополиту Пентапольскому.


Но он предпочел уединенную жизнь. К этому времени он посещал уже Святую Гору и желание следовать по монашескому пути все более укреплялось в нем. В 1904 году, будучи еще директором Ризарийской школы, святой Нектарий основывает женский монастырь Святой Троицы на острове Эгина. Там поселяются первые инокини — его ученицы, которых он часто посещал, укреплял их духовно и материально. В 1908 году он уходит с должности директора школы по состоянию здоровья и поселяется на острове Эгина. Сохранились многочисленные воспоминания о его святой жизни там, о необычайных чудотворениях, когда он, подобно древним подвижникам мог низводить дождь в засуху, или изгонять саранчу, или исцелять тяжелых больных, даже слепых. В монастыре Святой Троицы он в большом смирении проводит остаток своей земной жизни, непрестанно молясь, служа Богу, создавая богословские труды, проповедуя, исповедуя, наставляя, духовно укрепляя людей до того самого дня, когда 8 ноября 1920 года в 10.30 вечера Господь призвал его к Себе. Пастырь оставил сей мир в возрасте 74 лет в Афинах и больнице «Аретэо» после двухмесячного лечения по поводу острейшего воспаления предстательной железы.


Сразу же по преставлении Владыки началось приготовление тела к погребению. С усопшего сняли рубашку и положили ее на рядом стоящую кровать, где лежал парализованный. Как только одежда коснулась тела больного, он тут же встал на ноги, славя Господа. В тот же миг вся комната наполнилась благоуханием. Без вскрытия тело подготовили к погребению и переправили на остров Эгина. А там с великим благоговением инокини и местные жители предали его земле на территории монастыря.


В апреле 1921 года, с целью возведения мраморной гробницы, захоронение было раскрыто, и тело усопшего оказалось нетленным. Свежими были даже цветы, положенные во время погребения. Само тело источало удивительный аромат. Его перенесли на 48 часов в игуменские покои, затем облачили в новые одежды и вновь захоронили.


Через три года после преставления тело опять было обнаружено нетленным и благоухающим. В 1927 году, по инициативе Хризостома I, архиепископа Афинского, в третий раз были обретены мощи. Тело святого оставалось нетленным и источало аромат.


3 сентября 1953 года гробницу раскрыли вновь. На этот раз мощи святого, лишь Господу ведомо почему, были найдены истлевшими. 5 ноября 1961 года в монастыре и в городе Эгине прошли торжества по случаю официального причисления к лику святых Православной Церкви Нектария Кефаласа, митрополита Пентапольского (Патриарший указ за № 260 от 20 апреля 1961 г.). Труды, которые оставил после себя святитель Нектарий, многочисленны и представляют для всех нас, православных христиан, огромную духовную ценность. Но и сам святитель постоянно подает свою помощь всем, кто к нему обращается со смиренной верой. Известны случаи явления святого, предупреждение им опасностей, исцелений.









Один чудесный случай в забытой горной деревне на Пасху
– Несколько лет назад жители одной из горных деревень Эгины остались без священника, – сестра сделала длинную паузу и набрала легкими воздух, будто собиралась брать невидимую высоту. – Время шло, а нового священника все не назначали. Наконец настал Великий пост, и крестьяне заволновались. В Греции в первую и последнюю неделю Святой Четыредясятницы прекращается работа и учеба – Эллада молится. Везде приспускаются флаги – как траур о распятом Христе, люди ежедневно стоят на длинных Великопостных службах, ходят крестными ходами по всей округе парафии, держат строгий пост без елея, а многие вообще не вкушают. Остаться в это время без священника для прихода вещь немыслимая.
Посоветовавшись, крестьяне решили написать просительное письмо правящему архиерею епархии. «Святый Владыка, – умоляли обитатели деревни, – пришлите нам священника хотя бы на время Страстной недели и Пасхи. Чтобы мы могли достойно приготовиться, покаяться, помолиться и радостно со всем миром встретить Светлое Христово Воскресение. Не оставьте нас сиротами, Святый Владыка, не забудьте о нашей скорби. Пришлите нам иерея, которого благословит Ваше Высокопреосвященство».
Епископ прочитал письмо и на ближайшем епархиальном собрании в череде других вопросов огласил просьбу мирян Эгинского селения: «Кто сможет поехать, отцы, в эту деревню?» Но каждый из присутствовавших объяснял свою занятость и называл причину, почему поехать не сможет. Затем собрание перешло к другим вопросам, и письмо горцев оказалось засыпано ворохом других бумаг. А потом о нем просто забыли по причине многих хлопот и приготовлений к приближающейся Пасхе.
Наконец настал Великий День Воскресения Христова, который в Греции чрезвычайно празднично и торжественно встречают всем миром. Православие – официальная религия Эллады, и здесь это еще и государственный праздник, который отмечается с участием не только церковной, но и правительственной иерархии. Прошла первая праздничная седмица, епархиальные служащие вышли на рабочие места, и вскоре архиерей обнаружил на своем столе новое письмо из горной деревни. «Святый Владыка! – писали крестьяне. – Нет слов, чтобы выразить всю нашу благодарность и сердечную признательность за Ваше пастырское участие и помощь нашему приходу. Будем вечно благодарить Бога и Вас, Святый Владыка, за благоговейного священника, которого Вы нам прислали, чтобы встретить Пасху. Никогда нам еще не приходилось молиться с таким благодатным и смиренным слугой Божьим...»
Ближайшее епархиальное собрание архиерей начал с вопроса: «Кто из священников ездил в деревню, из которой прошлый раз зачитывалось письмо?» Все молчали, никто не отозвался. Великое недоумение и горячее любопытство овладело святителем. Через несколько дней каменистые горные дороги острова Эгина клубились пылью – в загадочное село мчался архиерейский кортеж. Впервые в жизни в эту забытую деревню приехал Владыка с пышной свитой. С пасхальными куличами, кулуракией, крашенками и цветами их встречали жители в полном составе от старого до малого и торжественно проводили в небольшой старинный храм.
Владыка взял журнал, торопливо пролистал страницы и прочитал: “Нектарий, Митрополит Пентапольский”



Все греческие священники считаются госслужащими, и каждый обязан оставлять запись в специальном церковном журнале, даже если служил в храме единожды. Архиепископ приложился к чтимой храмовой иконе и сразу прошел в алтарь. В открытые Царские Врата все видели, как он взял журнал и подошел к высокому узкому окну. Торопливо пролистав страницы, он повел пальцем по последней строчке. «Нектарий, Митрополит Пентапольский» – красивыми чернилами было выведено там. Владыка уронил журнал и упал на колени, где стоял.
Известие о великом чуде громом небесным поразило всех стоявших в храме. Долгую звенящую тишину оборвал шквал захлестнувших чувств. Люди падали на колени, воздевали руки горе, обнимались, рыдали, громко благодарили Бога и святого Нектария. Только теперь каждый из присутствующих начинал понимать, что произошло. Господь Вседержитель, услышал слезное воздыхание сердца Своих верных овец, оставленных в печали в далеком маленьком селении у вершины горы и послал к ним великого пастыря из Царствия Небесного. Владыка земной по немощи забыл о вверенном малом стаде, но не забыл о нем Владыка Неба и Земли. Теперь они знали, что такое момент Истины. Целую неделю святитель Нектарий, почивший в 1920 году, был плотию с простодушными пастухами и их семьями, служил в храме, водил их Крестными ходами, возглавлял в ночи торжественные траурные шествия-эпитафии с Гробом Господним, пел с ними гимны и молитвы, утешал, наставлял. Никогда и ни от кого они не слышали таких слов о Боге. Казалось, этот старенький геронда с мягким голосом знал Его лично.
Только тут народ понял, почему все это время неземная радость переполняла их сердца. Почему слезы покаяния и умиления текли рекой, и никто их не сдерживал и не стеснялся. Почему им не хотелось есть, не хотелось спать, а только – молиться с этим дивным добрым батюшкой. Икона святителя Нектария находилась в их храме на почетном месте, но никто из них его не узнал. Сие Господь сокрыл от них.
Христос послал святителя Нектария встретить Пасху с пастухами не только потому, что эта местность была в «зоне его ответственности». Существуют на то и другие причины...
Его преследовали, обвиняли во взяточничестве, интригах и даже блуде. А как-то его застали моющим пол в школе
Многие годы великий святой Вселенской Церкви Нектарий Эгинский был нещадно гоним. Он подвергался чудовищной клевете со стороны части духовенства, терзаемого ревностью и завистью к его талантам и народной любви. Его преследовали, на него писали тома доносов, обвиняли во взяточничестве и блуде. По милости Божьей он стал выдающимся богословом, плодовитым писателем и проповедником и рано был возведен в епископский сан. Нектарий оставался самым заметным, самым образованным, самым увлеченным и безукоризненным.



1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии, у Димоса и Василики Кефалас родился пятый ребенок. При крещении мальчик получил имя Анастасий.



Родители воспитывали своих детей в любви к Богу: с ранних лет обучали их молитвенным песнопениям, читали духовную литературу. Анастасию больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: "Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся". Он мечтал получить христианское образование, но, закончив начальную школу, вынужден был оставаться в родном селе, так как в семье не было денег, чтобы послать его на учебу в город.
Когда Анастасию исполнилось 14 лет, он упросил капитана судна следовавшего в Константинополь взять его с собой...



В Константинополе юноше удалось устроиться на работу в табачный магазин. Здесь Анастасий, верный своей мечте — духовно помогать ближнему, начал писать на кисетах и обертках табачных изделий изречения святых отцов. На мизерную зарплату было невозможно полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Анастасий, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к самому Господу и написал Ему письмо.
Рассказав в письме о своем бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: "Господу Иисусу Христу на Небеса". По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Анастасий с радостью вручил ему свое послание. Изумленный торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, а, прочитав его, сразу же послал на имя Анастасия деньги. Вскоре Анастасию удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему удалось продолжить свое образование.



Вскоре Анастасий получил место учителя в селе Лифи на острове Хиос. Семь лет он не только преподавал, но и проповедовал "слово Божие". В 1876 году Анастасий становится насельником монастыря Нео Мони (Нового Монастыря).
Если говорить об оставлении гнева, то эту степень смирения святой прошёл ещё до пострига. Когда он служил сельским учителем на Хиосе, мальчик, помогавший ему по кухне, однажды забыл на открытом огне кастрюлю с едой. Еда сгорела, и сам дом оказался в опасности. Вспылив, Анастасий дал юному помошнику два подзатыльника, но тут же раскаялся. Он попросил у мальчика прощения, а для себя в наказание за грех выпросил у Бога полную потерю вкусовых ощущений. Бог исполнил его просьбу: до самой смерти святой Нектарий не чувствовал ни гнева, ни вкуса принимаемой им пищи. Вот так до крови подвизались святые!
А уж неверию собственным делам и постоянному желанию поучаться преисполнена вся жизнь святого Нектария.



7 ноября 1876 года Анастасий был пострижен в монашество с именем Лазарь. 15 января 1877 года митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона, с новым именем Нектарий. Молодой дьякон по-прежнему мечтал учиться, в своих ежедневных молитвах он просил Господа предоставить ему эту возможность.



По промыслу Божиему, один благочестивый богатый христианин предложил молодому монаху Нектарию оплатить дорогу и обучение. С 1882 года по 1885 год дьякон Нектарий учится на богословском факультете Афинского университета. После завершения образования, по рекомендации своего благодетеля, он переезжает в Александрию.
23 марта 1886 года дьякона Нектария рукополагают во священника. Отец Нектарий получает назначение в Свято-Никольский храм г. Каира. В этом же храме вскоре его возводят в сан архимандрита, а спустя некоторое время Патриарх принимает решение о присвоении ему титула Верховного Архимандрита Александрийской церкви.
15 января 1889 года Верховный Архимандрит Нектарий рукополагается во архиерея и назначается митрополитом Пентапольской митрополии. В те годы Владыка Нектарий писал: "Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения". Он по-прежнему стремится стяжать любовь и смирение.
Добродетельная жизнь Владыки, его необычайная доброта и простота, вызывали не только любовь и уважение верующих. Влиятельные люди патриархии опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского и оклеветали святителя. По своему глубочайшему смирению праведник даже не попытался оправдаться...
"Добрая совесть — это самое великое из всех благ. Она — цена душевного мира и сердечного покоя", — говорил он в своих проповедях, покидая свою кафедру навсегда. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю.
Вернувшись в Афины, Владыка Нектарий семь месяцев живет в страшных лишениях. Тщетно он ходит по инстанциям, его нигде не принимают...
Именно в это время святитель Нектарий Эгинский записал молитву «Марие дево чистая».
Произошло это так. Однажды, когда святитель Нектарий Эгинский, изможденный нищетой и потрясенный предательством и недоверием всех своих друзей и близких, молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Казалось, он слышит стройное пение. Догадываясь, что происходит, он поднял глаза и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении сонма ангелов, поющих особым напевом:
Тотчас скорбь и воспоминание о предательстве превратились в такую сладость, что святителю хотелось только благодарить Бога за все происшедшее. Пресвятая Богородица повелела святому записать эту песнь, чтобы люди пели ее вместе с ангелами... Поистине, удивитеьны судьбы Божии!
Впоследствии эта молитва стала известным гимном. А причина ее написания - клевета... Поистине, разве диавольская клевета не является величайшим благодеянием душе? Разве можно минуя ее запрыгнуть на небо?
Мэр города, узнав о бедственном положении Владыки Нектария, добился для него места проповедника в провинции Эвбея. Слава о необычном проповеднике из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись со старцем, вскоре стала его духовной дочерью.
Благодаря королеве Владыка назначается директором Духовной школы - Владыка сам тайно убирал школу, чтобы никто не заметил отсутствие заболевшего работника...
Монастырь на острове Эгина
В 1904 году Владыка Нектарий основал женский монастырь на острове Эгина. На собственные средства ему удалось купить небольшой участок земли, на котором находился заброшенный, полуразрушенный монастырь.
Некоторое время старец Нектарий одновременно руководил школой и монастырем, но вскоре он уходит из школы, и переселяется на остров Эгина.
Духовные чада старца рассказывали, что Владыка не гнушался никакой работы: сажал деревья, разбивал цветники, убирал строительный мусор, шил тапочки для монахинь. Он был безгранично милостивым, быстро отзывался на нужды бедных, часто просил монахинь отдать последнюю еду бедным посетителям. По его молитвам на следующий же день в монастырь привозили продукты или денежные пожертвования...
Двенадцать последних лет своей жизни он провел на этом острове... Духовные чада старца рассказывали, что благодаря молитвам старца Нектария не только обстановка на острове изменилась в лучшую сторону (прекратились разбой и грабежи), но и изменился климат. Крестьяне не раз обращались за молитвенной помощью к старцу во время засухи: по молитве Владыки Нектария благодатный дождь сходил на землю.
В сентябре 1920 года семидесятилетнего старца отвезли в больницу в Афины. Владыку определили в палату для бедных неизлечимо больных людей. Два месяца врачи пытались облегчить страдания тяжелобольного старца (у него было обнаружено острое воспаление предстательной железы). Владыка мужественно переносил боль. Сохранились свидетельства медицинских работников о том, что бинты, которыми перевязывали старца, источали необычайные аромат.
8 ноября 1920 года Господь призвал к себе душу Владыки Нектария. Когда тело почившего стали переодевать, его рубашку случайно положили на кровать лежащего рядом парализованного больного, он исцелился...



“Нет ничего неисцелимого для святого Нектария”
Уже в наше время одной монахине из Эгинского монастыря святитель явился в тонком сне, облаченный в епископские одежды и сообщил: «Я присутствую в мире своими мощами... Пусть священник, который знает меня, благословит всех, кто приходит за облегчением, очищением, прощением... Мои мощи – это моя епитрахиль». После длинной паузы он добавил: «У меня горячее желание помочь людям... ибо я вижу Христа... Он все еще распят».
В 1904 году владыка с несколькими духовными чадами, девушками, желавшими посвятить себя Христу, приехал на остров Эгина с тем, чтобы выбрать место для монастыря. Благословенный остров! Здесь даже собаки не лают на незнакомцев. Повстречав на своем пути прохожего, мужчину или женщину, вы чаще всего услышите Христово приветствие: «Радуйтесь!» На скудные средства и пожертвования благотворителей Нектарий приобрел развалины старого монастыря. На одной из мраморных плит, укрепленных на стене церковного притвора, написано: «Нектарий, Митрополит Пентапольский, воздвиг сей храм в вечную славу Триединого Бога.»
Однажды Эгинский монастырь, находившийся еще в стадии строительства, посетил митрополит Афинский. Остановившись у служебного входа, он попросил у бедно одетого старика, готовившего строительный раствор, позвать митрополита Пентапольского. Старик тотчас отправился за «ним». Когда Афинский митрополит увидел рабочего, превратившегося в иерарха, он испытал некоторое замешательство и сказал:
– Это ты, Нектарий? В таком виде?.. Через несколько лет твой монастырь, на который ты тратишь столько сил, будет выглядеть так же, как развалины напротив.
Святитель вдохновенно ответил:
– Брат мой и сослужитель, речь вовсе не о том, придет ли мой монастырь в такое состояние, как ты говоришь. Наоборот, в скором времени эти развалины восстанут на острове во славу Триединого Бога.
Божии люди не ведут дневников, поэтому мы знаем очень мало об их внутренней жизни, их внутренняя борьба нам неведома. Один живший на Эгине аскет рассказывал, что святителя видели молящимся со слезами на глазах в храме перед святыми иконами в течение трех дней и трех ночей без всякой пищи и без воды. Никто не знает, какое испытание он тогда претерпевал. Лишь после явления Ангела Господня он покинул храм и, победив искушение, вернулся к обычной повседневной жизни. Искушениям подвергаются даже святые – до самого конца их земной жизни.
Люди, которым довелось молиться с владыкой, говорили, что эти службы были подобны той Литургии, которая должна совершаться на Небесах. Ибо сам святитель удостоился стать обиталищем Духа Святого и обладателем благодатных дарований.
Последний год жизни в монастыре святитель страдал от нестерпимых болей. У него был рак. Два месяца он провёл в Афинской больнице, куда его привезли две монахини. Глядя на маленького, одетого в выцветшую рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный спросил: «Он монах?» «Нет,– ответила сестра, – он епископ.»
Дежурный несказанно изумился: “Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег”
Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Вскоре медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывались раны владыки, благоухают. 9 ноября 1920 года в возрасте семидесяти четырёх лет душа святого отошла ко Господу. Сиделка, готовившая тело к погребению, положила его рубашку на край соседней кровати, где лежал больной, много лет страдавший параличом. Палата наполнилась дивным благоуханием, и парализованный тут же встал с постели здоровым. Благоухание разлилось по всей больнице и не исчезало несколько дней. Тело митрополита начало обильно мироточить.
Когда гроб привезли на Эгину, весь остров со слезами вышел проводить своего святого. Его хоронил простой народ, который любил его как родного отца. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что благоухает даже одежда, в которой они были на похоронах. Когда спустя три года вскрыли монастырский склеп, где был погребен святитель Нектарий, то обнаружили его тело и облачение совершенно нетленными. Тление не коснулось даже фиалок, положенных в гроб девочкой.
20 апреля 1961 года митрополит Нектарий был причислен к лику святых Вселенской Церковью. А бесчисленные чудеса, сотворенные святителем, не прекращаются с момента его блаженной кончины
До конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Он вынужден был подписывать все свои бумаги «странствующий епископ». Неудивительно, что именно этот Божий странник, спустя почти восемьдесят лет после своего преставления, был послан Иисусом к пастухам в горную деревню, оторванную от мира, но близкую к Небу служить Пасхальную Литургию. Христос благоволит пастухам, которые первыми пришли Ему поклониться. Он любит простецов, как и Его верный слуга Нектарий. Приемный сын владыки говорил: «Он очень любил местных жителей, особенно бедных и смиренных. Когда кто-либо из высокопоставленных лиц приходил к нему в кабинет, он говорил мне:
– Дитя мое, как они пусты, эти эрудиты...»
Своих смиренных и простодушных чад Господь доныне удостаивает величайших чудес и утешает молитвами ангелов и святых. Подтверждением тому эта потрясающая история-символ, случившаяся в наши дни. Она вырастает до Библейской эпопеи, простирается от времен праотца Авраама до святителя Нектария Эгинского. Все так же в ее центре, посреди безумного мира, до предсмертного хрипа, сдушенного сетями тоталитарной цивилизации, в ковчеге-колыбели на вершине горы действуют герои, прообразы которых воспеты еще в псалмах царя Давида. Эта история возвышается до Евангельской притчи. До древнегреческого эпоса. До мистерии-архетипа, где Пастырь и стадо вместе в блаженной вечной радости празднуют Пасху. Где законы, образы и сюжет неизменны ныне и присно и во веки веков.




Валаамский текст и исполнение
Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице,
Радуйся, Невесто неневестная.
Царице Мати Дево, Руно всех покрывающее,
Радуйся, Невесто неневестная.
Превысшая Небесных Сил, Нетварное Сияние.
Радуйся, Невесто неневестная.
Ликов девичьих Радосте, и Ангелов Превысшая,
Радуйся, Невесто неневестная.
Небес Честная Сило, и Свете паче все светов,
Радуйся, Невесто неневестная.
Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств,
Радуйся, Невесто неневестная.



Всех праотцев Надеждо, пророков Исполнение,
Радуйся, Невесто неневестная.
В подвизех Ты — Помоще, Кивоте Бога Слова,
Радуйся, Невесто неневестная.
И девам — Ликование, и матерем — Отрадо,
Радуйся, Невесто неневестная.
Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение,
Радуйся, Невесто неневестная.
Покрове ширший облака, и страждущих Пристанище,
Радуйся, Невесто неневестная.
Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных,
Радуйся, Невесто неневестная.



Марие — Мати Христа — Истиннаго Бога,
Радуйся, Невесто неневестная.
Ааронов Жезле Прозябший, Сосуде тихой радости,
Радуйся, Невесто неневестная.
Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех — Помоще,
Радуйся, Невесто неневестная.
Священная и Непорочная, Владычице Всепетая,
Радуйся, Невесто неневестная.
Приклони ко мне милосердие Божественнаго Сына,
Радуйся, Невесто неневестная.
Ходатайце спасения, припадая взываю Ти:



Радуйся, Невесто неневестная.



Другие статьи в литературном дневнике: