Рыба, как символ солнца.

Владимир Городничев: литературный дневник

Известным археологом академиком Окладниковым А. П. описан рисунок на скифской стеле, на котором изображена рыба с тремя солнечными знаками на брюхе!


Казалось бы нелепица: рыба и, вдруг, символы солнца.


Археолог Даниленко В.Н. при описании древних рисунков отмечает: «Интересна увязка схематизированных изображений рыб с сакральными воспроизведениями фалов». Он же отмечает наличие у тунгусов образа рыбы-лося.


Известно, что лось у некоторых северных народностей являлся метафорой солнца, так же, как у скифов – олень. У многих других народов символами солнца являлись медведь, тур (бык), орел, сокол, лев. Выходит, что рыба-лось являлась символом солнца. Опять рыба и солнце.
Известный знаток дохристианских воззрений и миропредставлений Фомицын А. С. В 19-м веке пишет: «следует вспомнить, что рыба в древнейшей индоевропейской мифологии является одним из очень архаичных зооморфных символов солнца. Древнейшее арийское божество Брахма, почитавшееся в качестве выражения абстрактного созидательного начала и творца Вселенной, представлялось выходящим из воды и в образе вепря, и в образе рыбы. По велению Брахмы засветились в небе солнце и луна. Вместе с солнцем возник и владыка солнечного диска – всемилостивый бог Вишну.. Он также получил в дар приобретать разные формы и мог становиться и рыбой, и вепрем». Добавлю, что, знаменитые «три шага Вишну», которыми он обошел весь белый свет, это ничто иное, как образ трех солнц: утреннего, дневного и вечернего.


С чего бы все это?



Ответ на этот вопрос кроется в древних представлениях о том, что земля окружена мировым океаном и солнце плывет по небесным водам. По утрам оно встекает на небосвод. От этого «встекания» и слово восток. А по вечерам стекает вместе мировыми водами и ночью продолжает свой путь в потустороннем мире с запада на восток с тем, чтобы утром снова встечь на небеса. Рыба же является символом вод и вместе с тем и символом солнца, находящегося ночью в водах потустороннего мира.


Символами потустороннего ночного, поникшего солнца являлись и др. египетский Осирис, и Адонис, и Дионис. Известная мифологическая птица Феникс тоже является символом зашедшего потустороннего солнца. Название ее произошло от То Ни кс-то поникший царь (кс), бог. Она в мифах каждый вечер сгорает и по утрам восстает из пепла.


Если птица Феникс –это символ ежесуточного уходящего солнца, то Озирис, Дионис –символы полярного солнца, исчезающие в водах потустороннего мира на долгие месяцы. Имя Осирис у египтян звучало как Усир. Оно произошло от У сё Ра. Дионис произошел от то Ни (поникший) сё, имеется в виду поникший Ра. В этом имени звук Д произошел от Т.


В др. индийской мифологии злобная , кровожадная богиня Кали, черная на вид, постоянно требовала для себя жертв. Имя Кали созвучно древнейшему названию солнца коло. Женский образ этого божества показывает, что она относится к ночной стихии и черный ее цвет усиливает образ ночи. В древности все светлое, теплое, духовное соотносилось с мужским началом, а темное, холодное, материальное с женским. Приходилось приносить немало жертв на протяжении полярной ночи, чтобы убедить ее вернуться на небеса. Дневной образ солнца назывался Сурья (от сё Ра).


«Цицерон упоминает, что римлянам известны четыре божества с именем Диониса... Один Дионис покорил Индию, другой ходил на Египет и его там назвали Озирисом, третий дошел до Иберии..»..


Известно, что <<Apec, встречающийся у Гомера как олицетворение войны, первоначально был богом солнца,>>


<<В лице Ареса, Диониса и Артемиды, единственных, по словам Геродота, народных богов в древней Фракии (Арии), видим раздвоение бога света на бога солнца (в свою очередь распадающегося на два лица, соответствующие летней и зимней фазам солнца) и богиню луны>>


Арес –бог летнего солнца, Дионис – бог зимнего солнца. Имя Арес произошло от А Ра сё.


Но вернемся к рыбе с «сакральными воспроизведением фала». Причем тут фал то?.


А дело все в том, что светлое, теплое дневное солнце является мужским началом на небесах оно и название свое коло получило от первослов Ко и Ла, в кот. Ко –яичко, Ла –фал. Поскольку Ла является Творцом всего живого на земле и все произошло от него, он и стал основным смысловым компонентом в названиях многих животных, порожденным им: лось (Ла сё), лошадь (от лось то), олень (О Ла ни), лев (от Ла), орел (от О Ра Ла), сокол (от сё КоЛа).


Духовным названием, именем Ла являлся Ра. Ра – изначально, это духовное, сакральное название Ла. Поэтому они при словообразовании часто взаимозаменяются. От Ра произошли слова бер (бо Ра) –медведь, что означает Ра в активном состоянии, тур (от то Ра), рыба (от Ра бо). По этой причине они с стали каждый в свое время и в своем месте символами солнца. Ну а рыба с изображение фала, это что-то вроде «масла масляного». Появился этот образ у народов, в языке которых из-за табуирования рыбы слово рыба вышло из употребления и было заменено другим, как у нас вместо бера появился медведь. Слово исчезло, а сакральный смысл остался. Вот его и подчеркивали уже не словесными, а изобразительными средствами.



Представления о подземном солнце возникли очень давно. Историк Лидия Грот упоминает об идее «подземного» солнца на сосудах из могил фатьяновской культуры - археологической культуры бронзового века (II тыс. до н.э.), локализовавшейся в центральной России на территории Ивановской, Владимирской, Московской, Тверской, Смоленской, Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Нижегородской и Ярославской областей, в Чувашии (Баланово).»
Любопытно, что саамское слово коль, произошедшее от коло-солнце, означает золото, а куль -рыба. У казахов место обитания рыбы называется куль –озеро.


Думаю, что рыба стала зооморфным образом солнца –Ра по той причине, что появилось такое представление у жителей острова , где солнце садится в море и восходит из моря. Остров этот – Арктида –Гиперборея - Священная гора-вулкан Алатырь. А рыба – это метафора солнца, находящегося все ночное время в подводном царстве. Та рыба могла быть с рогом (фаллосом) на голове, символом бога тура-бога Ра АЛАтыря.



Другие статьи в литературном дневнике: