Театр абсурда

Владим Филипп: литературный дневник


добыча угля приносит баснословную прибыль хозяевам и разоряет российский бюджет
Михаил
Справедливость выше закона
Вчера 18:58 1 374



Это уже не экономика — это цирк.


Цирк с государственными деньгами, железными дорогами и списками Forbes.


Где одни получают миллиарды, а страна — триллионы убытков.


Где убыточная добыча угля превращается в личный банкомат для избранных, а «системообразующая отрасль» оказывается гигантской инфраструктурной ловушкой, в которую мы добровольно загнали себя.


За последние десять лет российское государство вбросило в угольную отрасль свыше нескольких триллионов рублей — через прямые субсидии, льготные железнодорожные тарифы, налоговые каникулы и инвестиции в инфраструктуру «под уголь».


Только на расширение Восточного полигона РЖД и ФНБ выделили более 800 млрд рублей.


А что получили взамен?


Право возить убыточный груз на расстояния, в десятки раз превышающие маршруты конкурентов.


Право строить тысячи километров путей, чтобы российский уголь мог едва-едва конкурировать на азиатском рынке — и то лишь благодаря дотациям.


И это при том, что сама перевозка угля приносит РЖД чистый убыток.


В 2024 году — 127,3 млрд рублей в минус. За первые шесть месяцев 2025-го — ещё 62 млрд.


А совокупный объём перекрёстного субсидирования (то есть то, что другие грузоотправители — металлурги, химпром, сельхозпроизводители — вынуждены платить больше, чтобы компенсировать льготы угольщикам) достигает 300 млрд рублей в год. Это не просто цифры.


Это реальные деньги, которые уходят из других отраслей, тормозят их развитие и делают российскую промышленность менее конкурентоспособной.


А кто в выигрыше?


Бенефициары угольных компаний — те самые, кто год за годом красуется в российском Forbes.


Их состояние растёт, пока бюджет истекает кровью.


Их бизнес — убыточен без господдержки, но они не только не разоряются, а, наоборот, требуют всё новых преференций.


«Битва за уголь» — это на самом деле битва за сотни миллиардов бюджетных и квазибюджетных средств, которые перераспределяются в их карманы под видом национальных интересов.


Ирония в том, что никто не предлагает отказываться от угля полностью. Но вместо честного разговора о диверсификации Кузбасса, о перепрофилировании регионов, о социальной поддержке шахтёров — нас втягивают в бесконечный спектакль, где главный лозунг: «Спасайте уголь — иначе рухнет РЖД!»


Это манипуляция. Это ловушка “too big to fail” по-российски.


Между тем, 90% провозной мощности Восточного полигона занято углём, что блокирует развитие других экспортных направлений — зерна, удобрений, леса, контейнеров, транзитных перевозок из Китая. Мы строим инфраструктуру не под будущее, а под прошлое.


Не под диверсификацию, а под монокультуру. Не под людей, а под олигархов.


Хватит субсидировать стагнацию!


Хватит превращать государственные железные дороги в частную логистическую службу для нескольких добытчиков!


Хватит делать вид, что убыточный экспорт — это «стратегический ресурс»!


Если бы не дотации, угольные компании давно бы обанкротились.


Но они не банкротятся — они богатеют. А страна платит.


Это не экономика. Это абсурд, прикрытый патриотическими лозунгами**.


Пора закрыть этот театр.


И начать инвестировать не в уголь, а в будущее — в людей, в технологии, в регионы, которые заслуживают шанса на жизнь после угля.


https://dzen.ru/a/aPY7hoc7gAD7...



Другие статьи в литературном дневнике: