05-12-2012 cреда праздник детства подарили мне Господь, Богродица, Михал Тверской.... и конечно папа.... не забыть бы про Виталика... Ж. написано в традиционном агиографическом каноне: оно открывается риторическим рассуждением о “венце многоцветном”, которым украшаются мученики; этот фрагмент оказывается заимствованным из переводного жития Коинта. Далее следует изложение истории христианства и его распространения на Руси; этот мотив, как полагают, возник под влиянием Чтения о Борисе и Глебе Нестора (см. Жития Бориса и Глеба). Излагая сами события, агиограф обнаруживает свою отличную информированность о них (что подтверждает мысль об авторстве Александра, находившегося с Михаилом в Орде), но дает всему происходящему типично житийную оценку. Михаил предстает в Ж. обладающим всеми христианскими добродетелями: мать воспитала его “в страхе господни и научи святым книгам и всякой премудрости”, действиями врагов Михаила руководит дьявол, а сам тверской князь постоянно руководствуется в своих поступках высоконравственными христианскими побуждениями. Так, решая ехать в Орду, где уже находится один из его сыновей, “крепкий... умом” Михаил, “исполнися смирения”, говорит: “Если я где уклонюсь, то (народ) отчизны моей весь будет пленен и истреблен, а после того и я смерть приму, так лучше мне сейчас положить душу свою за многие души”, и вспоминает при этом подвиг святого Дмитрия Солунского. В Орде, будучи на положении почетного пленника, над которым постоянно нависала угроза расправы, Михаил, “как привык смолоду, никогда не изменял правилу своему, по ночам пел псалмы Давыдовы”, и с тех пор, как покинул Владимир, постился и не спал по ночам, а беспрестанно молился и т. д. В Ж. приводятся сами молитвы святого, сочинивший их агиограф демонстрирует свое мастерство церковного ритора. Перед смертью Михаил, как подобает святому, причащается, кается и исповедуется своему духовному отцу и поет псалмы все то время, когда у хана решается его судьба. Он отвергает предложения своих спутников о побеге, с покорностью и достоинством встречает смерть. “И принял венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал”. Над телом святого происходят чудеса: “два облака светлых всю ночь осеняли тело блаженного, расступаясь и снова соединяясь вместе, и сияя как солнце”. Видевшие знамение поняли, что князь был святым и что был убит без вины, а облака знаменуют сошествие к нему ангелов. МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ ТВЕРСКОЙ (1271 г. – 1318 г.) – князь Тверской с 1285 г., князь Великий Владимирский с 1305 г. по 1317 г. Отец его Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, умер за шесть недель до рождения сына, возвращаясь из Орды. Воспитан матерью княгиней Ксенией и Тверским Епископом Симеоном. Впервые упоминается в летописных источниках, как Тверской князь, в возрасте 14-и лет в 1285 г. при закладке первого на Руси после нашествия Орды каменного храма в Твери Спасо-Преображенского собора. В это время в Твери впервые после долгого перерыва возобновляется общерусское летописание. Устанавливаются церковно-гражданские правовые нормы, ставится задача представить Тверь носителем правопорядка, свидетельством чего явился сборник “Мерило Праведное”, рассматривавший вопрос “цесарского достоинства” и истинности власти. Вопросы единодержавия были важнейшими в “Хронике Георгия Амартола”, переизданной в Твери. Жена Анна, дочь Ростовского князя, правнучка Михаила Черниговского по его дочери Марии. Приход Анны в Тверской княжеский дом укрепил в этом доме культ общего предка Михаила и Анны — Михаила Черниговского, его идеи борьбы с Ордой, его борьбу за чистоту православия. Не случайно все трое были канонизированы русской православной церковью. После смерти в 1304 г. Великого князя Андрея Александровича Михаил Ярославич в возрасте 33 лет едет в Орду и получает там ярлык на Великое Владимирское княжение. На Великокняжеский Владимирский стол приходит русский князь ярко выраженной антиордынской направленности, воспитанный в духе единодержавной власти на Руси. Его первым стали называть “Великим князем всея Руси” и “самодержцем”, именно так к нему обращался в письмах Патриарх Константинограда Нифонт. Михаил Ярославич встал на долгий путь будущего объединения Руси и начал делать на нём первые шаги к экономическому объединению. Немецкий учёный Э. Клюг утверждает: “Михаил Ярославич был первым великим князем, о котором мы доподлинно знаем, что он перенял у прежних баскаков взимание податей для Орды”. Это и есть тот главный инструмент, который в будущем с блеском использовал Калита для экономического укрепления Москвы. Таким образом, именно в Твери, и именно Михаил первым завладел мощнейшим рычагом будущего экономического благосостояния. В 1315 г. новый хан Орды Азьбяк вручил Михаилу Ярославичу ярлык на Великое Владимирское княжение. Но через два года князь Юрий Данилыч Московский, женившись на сестре хана, получил в приданое этот ярлык на Великое Владимирское княжение. Московский князь вернулся на Русь в сопровождении огромного Ордынского войска во главе с князем Кавгадыем. Под Костромою Михаил Ярославич добровольно, без боя уступил Великое княжение Московскому князю, оговорив с ним и Ордынским князем Кавгадыем свою неприкосновенность в тверской земле. Но Кавгадый и Юрий Московский нарушили договорённость и вторглись в пределы тверской земли с Востока, а с Запада по приказу Кавгадыя пришли воевать тверские земли Новгородцы. Началось трёхмесячное разорение тверской земли. Михаил Ярославич, разбив сначала под Торжком новгородцев, дал решительное сражение объединённым Московско – Ордынским силам в 40 верстах от Твери под Бортенево. Петербургский учёный В.С. Борзаковский в дополнение к летописной дал и вторую координату места битвы - 32 версты от Старицы, на реке Шоша. Современные исследования показали, что на этом месте на рубеже ХIII и ХIV веков действительно существовала деревня Бортенево. Наши предки поставили на краю этой деревни часовню и раз в год служили там благодарственный молебен в честь Тверского князя и его великой победы — первого, подробно описанного в источниках, сражения, когда Владимиро-Суздальская Русь разгромила ордынскую конницу. Русичи вынудили непобедимых доселе ордынских воинов бежать с поля боя и “неволею отступить в стан”, после чего ордынцы вместе со своими князьями были взяты в плен. Эта победа была одержана за 63 года до Поля Куликова и не могла не сыграть свою роль в великой Куликовской битве. Выходя на Бортеневское поле, Тверской князь знал, что в случае его победы Орда не простит своего поражения, что и произошло. Михаил Ярославич был вызван на суд в Орду, где был осуждён и казнён. Перед отъездом на суд у Тверского князя был выбор: бежать, и тогда из Орды пришло бы огромное карательное войско. Михаил Ярославич Тверской предпочёл сохранить жизни тысяч своих подданных, добровольно поехав на суд и казнь. На заре становления нашей государственности русский князь совершил великий подвиг — “положил жизнь за други своя”. В 1549 году на втором Московском Соборе он был причислен к лику святых. Русская православная церковь установила день поминовения Святого Благоверного князя Михаила Тверского 5 декабря. Духовник Михаила Тверского, настоятель Тверского Отроч монастыря, свидетель казни Михаила в Орде, отец Александр оставил нам жизнеописание Тверского князя: “Житие Михаила Тверского”, которое является одновременно и памятником истории и литературы. Наши предки на памятнике “Тысячелетию Руси” в Новгороде изобразили Михаила Тверского рядом с Александром Невским, так же рядом они изображены Карлом Брюлловым в Исаакиевском соборе в Петербурге. К образу Михаила обратился и ученик К. Брюллова, П. Орлов, две работы которого хранятся в Тверской картинной галерее. Образ Михаила Ярославича вдохновил и выдающегося русского живописца конца XIX века Виктора Васнецова. Блестящие поэтические строки посвятили Михаилу Ярославичу К. Рылеев, А.А. Бестужев- Марлинский, А.Н. Муравьёв и современный поэты. Битва при Бортенево состоялась 22 декабря 1317 г, а 22 декабря 1941 года деревня Бортенево была сожжена немцами при отступлении. Сейчас на этом месте создаётся мемориальный комплекс — поставлен памятный гранитный крест и воссоздаётся часовня Михаила Тверского. В 1996 году впервые в истории в Твери была проведена международная конференция: “Михаил Ярославич Тверской — личность, эпоха, наследие”. Администрация области учредила, как высшую региональную награду — “Крест Михаила Тверского”. Н. М. Карамзин вслед за “Житием” назвал тверского князя “Отечестволюбцем”, и теперь мы вслед за Дм. Карамзиным рядом с именами, которыми его нарекли народ и церковь: Святой Благоверный князь Михаил Тверской ставим и “Отечестволюбец”! И уже в наше время, в августе прошлого года в докладе “Основы социальной концепции Русской православной Церкви” на Юбилейном Архиерейском Соборе имя Михаила Тверского было названо вслед за именем Апостола Павла, ещё до Сергия Радонежского и других! И было подчёркнуто, что он “положил душу свою за своё отечество”! И символично, что не просто “за други своя” – “за отечество”! Михаил Ярославич Тверской первым стал объединять Русь, и потому первым был назван “великим князем всея Руси”! Михаил Ярославич Тверской первым вышел на открытое военное столкновение с ордынской конницей и разгромил её. Михаил Ярославич Тверской – первое лицо государства добровольно поехал на суд и казнь в Орду и положил жизнь свою ради спасения жизней своих подданных, ради спасения своей земли. Хочется верить, что юбилейный 2001 год, совпадающий с началом огромных перемен в нашей стране, зажжёт для россиян, как яркую путеводную звезду, имя Святого Михаила! Нам необходимо имя – знамя! Это имя – Михаил Тверской! Нам необходим пример из нашей собственной истории, пример государственного национального правителя, высоконравственного, мудрого, твёрдого – это тоже Михаил Тверской! Нам необходим пример Чести и Достоинства, ради сохранения которых можно отдать жизнь, “положить душу за други своя”, за ОтечОсновная версия какой решила придерживаться, чтобы беречь свои силы и нервы © Copyright: Новелла Лимонова, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|