***

Новелла Лимонова: литературный дневник

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
19 декабря 2018 г. ( 6 декабря ст.ст.), среда.
Седмица 30-я по Пятидесятнице. Рождественский пост.


Пища с растительным маслом.
Святителя Николая (икона), архиепископа Мир Ликийских чудотворца.
Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23.


Благ и благодетелен Ты, ; научи меня уставам Твоим.
Гордые сплетают на меня ложь;
я же всем сердцем буду хранить повеления Твои.
Ожирело сердце их, как тук;
я же законом Твоим утешаюсь.
Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим.
Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра.
Руки Твои сотворили меня и устроили меня;
вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.
Боящиеся Тебя увидят меня – и возрадуются, что я уповаю на слово Твое.
Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня.
Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему. Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой – утешение мое.


(Псалом 118:68-77)
Савин день — день народного календаря у славян, приходящийся на 5 (18) декабря. Название дня происходит от имени святого Саввы.
В славянском народном православии это один из ритуально отмеченных дней, следующих друг за другом и образующих единый комплекс:
Варварин день, Савин день, Николин деньпрофиль удален.
Это был домашний праздник, в гости не ходили — вся семья собиралась для встречи новорождённого солнца. «Не ходи за порог — не мешай мостить дорог»Сэр Писатель. «В День Саввы — дома Главы (семейств)». В этот день, как и в предыдущий и последующий дни, известны запреты на женские работыпрофиль удален.
О погоде этого дня говорили: «Савва салит, ледяные настилы стелет, гвозди острит. Варвара заварварит, Савва засалит, Никола закуёт». Или ещё так говаривали: «Варвара мостит, Савва гвозди острит»Сама Ночь. О погоде узнавали, не выходя из избы: «Красный огонь в печи — в окна мороз стучит. Дрова яро горят, трещат — мороз сулят».
В Белоруссии Сава, как и Варвара, был «бабским» праздником с теми же правилами. Савва считался отцом святого Николая, который требовал: «празднуй меня и отца моего!» (белор. святкуй мяне і бацьку майго). На Савву не пряли, толкли просо, ячмень на сочельник, жито мололи на калядники, постолы (грубая обувь из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком) плели, волоки (оборы, завязки у лаптей и постол) вили. «На Савву не надо прясть, не надо крутить, чтобы хорошо было скоту, а то свернётся ягнёнок в колесо». Поскольку он шёл перед Миколой, то звался «Миколиным батькой»Ветренная. А уже завтра на Миколу все главы семейств соберутся вместе — на братчинуРоберт Итиль. Восточные славяне на Варварин, Савин и Николин дни в старину варили кутью и компотAl.
На Украине женщины собирались на рукодельницкие вечёрницы — пришла пора «і савити, і варварити, і куделю кучматити»Аlex. На Украине говорили: «Варвари ночі урвали, а Сави дня прибавили»Алекс.
Особое отношение в этот день хозяев к лошади: «на Савву нельзя ругаться тому хозяину, у которого есть лошадь»Доленнарвен.
в праздник не искушаю гордых сплетающих наменя ложь и удалилась от них
так просто получилось


вчера отстояла утренюю службу с митрополитом
в почти пустом пределе Николая Угодниканикто не торопился отблагодарить его раньше срока


то, что раньше сабо собой разумелось в советское время
теперь
кажется ответом на молитвы Николаю Чудотворцу
картина 21 века
дожили




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.12.2018. ***
  • 29.12.2018. ***
  • 28.12.2018. ***
  • 26.12.2018. ***
  • 25.12.2018. ***
  • 24.12.2018. ***
  • 22.12.2018. ***
  • 19.12.2018. ***
  • 15.12.2018. ***
  • 14.12.2018. ***
  • 13.12.2018. ***
  • 12.12.2018. ***
  • 11.12.2018. ***
  • 08.12.2018. ***
  • 06.12.2018. ***
  • 05.12.2018. ***
  • 03.12.2018. ***