***

Новелла Лимонова: литературный дневник

12 марта 2023 г. ( 27 февраля ст.ст.), воскресенье.
Неделя 2-я Великого поста. Великий пост.



Пища с растительным маслом.


Свт. Григория (икона) Паламы, архиеп. Солунского. Прп. Прокопия (икона) Декаполита, исповедника. Прп. Фалалея Сирийского. Прп. Тита, пресвитера Печерского. Прп. Тита Печерского, бывшего воина. Собор (икона) всех преподобных отцев Киево-Печерских. Сщмч. Сергия пресвитера. Сщмч. Петра пресвитера, мч. Михаила.


Утр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. - Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3. Мк., 7 зач., II, 1-12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.


Священномученик Михаил Марков, Горетовский, пресвитер


Житие
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 4 но­яб­ря 1881 го­да в се­ле Го­ре­то­во Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Мар­ко­ва. В 1899 го­ду Ми­ха­ил окон­чил Зве­ни­го­род­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1905-м – Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­риюпрофиль удален. В те­че­ние двух лет, с 1905-го по 1907 год, он был учи­те­лем цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы в Гус­лиц­ком окру­ге Бо­го­род­ско­го уез­да; с сен­тяб­ря 1907-го по ян­варь 1909-го – пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Мос­ков­ской Да­ни­лов­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле при Об­ще­стве трез­во­сти. 15 де­каб­ря 1908 го­да мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Тро­иц­кой церк­ви се­ла Го­ре­то­во на ме­сто по­чив­ше­го от­ца. В 1909 го­ду отец Ми­ха­ил был на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим Ав­до­тьин­ской и Го­ре­тов­ской цер­ков­но-при­ход­ски­ми шко­ла­ми, с 1912-го по 1914 год он пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Хо­ти­лов­ской и Тро­иц­кой зем­ских шко­лах, был чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та 3-го окру­га Мо­жай­ско­го уез­да. В 1913 го­ду про­слу­шал мис­си­о­нер­ские кур­сы в го­ро­де Мо­жай­ске.
При­хо­жане Тро­иц­кой церк­ви хо­ро­шо зна­ли его от­ца-свя­щен­ни­ка, зна­ли с дет­ства и его са­мо­го, и с мо­ло­дым свя­щен­ни­ком у них вско­ре сло­жи­лись доб­рые от­но­ше­ния, и они го­то­вы бы­ли от­клик­нуть­ся на лю­бую его прось­бу.
А прось­бы во вре­мя все же­сто­ча­ю­щих го­не­ний с при­хо­дом к вла­сти без­бож­ни­ков ста­но­ви­лись все бо­лее се­рьез­ны­ми. В 1929 го­ду мест­ные вла­сти по­пы­та­лись за­крыть храм. Они по­тре­бо­ва­ли от свя­щен­ни­ка упла­ты стра­хов­ки за зда­ние хра­ма, пред­по­ла­гая, что тот не су­ме­ет со­брать нуж­ных средств. Но отец Ми­ха­ил об­ра­тил­ся к при­хо­жа­нам с прось­бой о по­мо­щи, и тре­бу­е­мая сум­ма бы­ла вы­пла­че­на. То­гда свя­щен­ни­ка аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в том, что он за­ни­ма­ет­ся при­ну­ди­тель­ным сбо­ром «в поль­зу цер­ков­ных и ре­ли­ги­оз­ных групп»Светлана Пешкова. За­ко­но­да­тель­ство пред­по­ла­га­ло за та­ко­го ро­да пре­ступ­ле­ния ис­пра­ви­тель­ные ра­бо­ты до ше­сти ме­ся­цев или штраф до трех­сот руб­лей, но отец Ми­ха­ил был при­го­во­рен к вось­ми го­дам ссыл­ки. При­го­вор, од­на­ко, как фор­маль­но не со­от­вет­ству­ю­щий за­ко­ну, вско­ре был от­ме­нен, и на­ка­за­ние огра­ни­че­но вы­пла­той трех­сот руб­лей штра­фа.
В фев­ра­ле 1933 го­да сель­со­вет из­дал по­ста­нов­ле­ние о за­кры­тии Тро­иц­кой церк­ви. Свя­щен­ник не со­гла­сил­ся с ним и по­слал чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та с хо­да­тай­ством об от­мене непра­во­го ре­ше­ния в Моск­ву. От­цу Ми­ха­и­лу и на этот раз уда­лось от­сто­ять храм от за­кры­тия. То­гда 11 мар­та 1933 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли пас­ты­ря и за­клю­чи­ли в тюрь­му в го­ро­де Мо­жай­ске.
Сви­де­те­ля­ми об­ви­не­ния про­тив него вы­сту­пи­ли ини­ци­а­то­ры за­кры­тия хра­ма – сек­ре­тарь сель­со­ве­та и пред­се­да­тель кол­хо­за. Сек­ре­тарь по­ка­зал, что свя­щен­ник «ко всем про­во­ди­мым на се­ле ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти на­стро­ен яв­но враж­деб­но; ис­поль­зуя как ору­дие борь­бы с по­след­ни­ми цер­ковь... в пе­ри­од цер­ков­ной служ­бы сре­ди по­се­ти­те­лей церк­ви го­во­рил: “Пра­во­слав­ные граж­дане, ком­му­ни­сты нам не да­ют спо­кой­но жить, они со­вер­шен­но нас ду­шат сво­и­ми на­ло­га­ми и сбо­ра­ми, жи­тья со­вер­шен­но не ста­ло...”».
Вы­зван­ный на до­прос, отец Ми­ха­ил по­ка­зал: «На со­вет­скую власть я смот­рю как ре­ли­ги­оз­ник и счи­таю, что со­вет­ская власть, так же как и осталь­ные вла­сти, от Бо­га... По­ми­мо цер­ков­ных служб, в на­шей церк­ви ча­сто со­би­ра­лись со­ве­ща­ния чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та, на ко­то­рых по их прось­бе при­сут­ство­вал и я, но с пра­вом со­ве­ща­тель­но­го го­ло­са. На со­ве­ща­ни­ях цер­ков­ни­ков ста­вил­ся ли во­прос о кол­хоз­ном стро­и­тель­стве и во­об­ще о вла­сти, я не пом­ню, но в пе­ри­од мо­е­го при­сут­ствия это­го не бы­ло. В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю»Сэр Писатель.
22 ап­ре­ля 1933 го­да трой­ка при ПП ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Ми­ха­и­ла к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в Ка­ра­ган­дин­ский ла­герь в Ка­зах­стан. Через год, 29 ап­ре­ля 1934 го­да, трой­ка ОГПУ за­ме­ни­ла ему за­клю­че­ние в ла­ге­ре ссыл­кой в Ка­зах­стан на остав­ший­ся срок.
Вер­нув­шись из ссыл­ки в 1936 го­ду, он по­се­лил­ся в род­ном се­ле; 25 ап­ре­ля 1937 го­да его на­зна­чи­ли слу­жить в Пре­об­ра­жен­ский храм в се­ле Го­ряч­ки­но Мо­жай­ско­го рай­о­на, где отец Ми­ха­ил про­явил се­бя как рев­ност­ный пас­тырь. Уви­дев, что храм дав­но не ре­мон­ти­ро­вал­ся, он, несмот­ря на го­не­ния, со­брал сред­ства и от­ре­мон­ти­ро­вал его. Цер­ков­ный со­вет все­гда шел на­встре­чу прось­бам свя­щен­ни­ка и в июле 1937 го­да раз­ре­шил ему на­ко­сить тра­вы. Вла­сти по­пы­та­лись при­влечь свя­щен­ни­ка за это к от­вет­ствен­но­сти, но, бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству кре­стьян, это им то­гда сде­лать не уда­лось.
Отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван 29 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в мо­жай­скую тюрь­му. По­сле его аре­ста на до­про­сы ста­ли вы­зы­вать­ся сви­де­те­ли.
Пред­се­да­тель кол­хо­за по­ка­зал: «До Мар­ко­ва в се­ле Го­ряч­ки­но слу­жил свя­щен­ник... ко­то­рый со­вер­шен­но не имел ни­ка­ко­го вли­я­ния сре­ди кол­хоз­ни­ков, ка­ко­во­го ве­ру­ю­щие вы­гна­ли. Но ко­гда стал слу­жить в церк­ви свя­щен­ник Мар­ков, то ста­ло для каж­до­го за­мет­но, что Мар­ков за­во­е­вы­ва­ет ав­то­ри­тет сре­ди ве­ру­ю­щих... С мо­мен­та служ­бы Мар­ко­ва уча­сти­лись слу­чаи невы­хо­да на кол­хоз­ную ра­бо­ту от­дель­ных кол­хоз­ни­ков в дни служ­бы в церк­ви. Из раз­го­во­ров кол­хоз­ни­ков мож­но слы­шать, что Мар­ков хо­ро­ший свя­щен­ник, ко­то­рый креп­ко сто­ит за ре­ли­гию и да­ет им на­пут­ствие, чтобы не за­бы­ва­ли Бо­га. 20 июля Мар­ков, не спро­сив раз­ре­ше­ния у прав­ле­ния кол­хо­за, са­мо­воль­но ско­сил 0,75 га се­но­ко­са, на что со­став­лен был акт, как на са­мо­воль­ное се­но­ко­ше­ние. Но ко­гда Мар­ко­ву пред­ло­жи­ли это се­но сдать в кол­хоз, то Мар­ков за­явил: “Вы мне за­пи­ши­те за ра­бо­ту, так как не по мо­ей вине был ско­шен се­но­кос, мне его от­вел цер­ков­ный со­вет... Я для со­вет­ской вла­сти не ба­трак и по­это­му про­шу мне за тру­ды за­пла­тить”. За­щи­щать Мар­ко­ва ко мне при­шла граж­дан­ка из де­рев­ни Гря­зи Бог­да­но­ва, ко­то­рая мне пря­мо за­яви­ла: “Вы ка­кое име­е­те пра­во оби­жать на­ше­го свя­щен­ни­ка? Мы вас под суд от­да­дим за та­кие без­об­ра­зия. Свя­щен­ник этот не ваш, и он вам не ме­ша­ет, а нам он ну­жен, по­это­му дай­те ему сво­бо­ду дей­ствий в его служ­бе и не при­тес­няй­те его...”».
4 де­каб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Ми­ха­и­ла и, узнав, ко­го из свя­щен­но­слу­жи­те­лей он зна­ет, спро­сил:
– С кем из них име­е­те хо­ро­шие свя­зи?
– Я хо­дил ча­сто мо­лить­ся в гла­зов­скую цер­ковь и ино­гда бы­вал у свя­щен­ни­ка Пет­ра Ни­ко­ла­е­ви­ча Го­лу­бе­ваA.
– Це­ли ва­ших встреч?
– Хо­дил мо­лить­ся в гла­зов­скую цер­ковь, по­сле это­го ме­ня при­гла­шал свя­щен­ник Го­лу­бев пить чай, и я у него про­си­жи­вал ми­нут трид­цать.
– С кем вы име­ли связь в се­ле Го­ряч­ки­но?
– Связь в се­ле Го­ряч­ки­но по де­лам служ­бы я имел с пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та Мат­ре­ной Бог­да­но­вой.
– На ка­ких ос­но­ва­ни­ях вы ско­си­ли кол­хоз­ный се­но­кос?
– Я ско­сил се­но­кос по рас­по­ря­же­нию пред­се­да­те­ля цер­ков­но­го со­ве­та Мат­ре­ны Бог­да­но­вой. От сель­со­ве­та мне не бы­ло да­но раз­ре­ше­ния.
– Ка­кую контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность вы ве­ли сре­ди на­се­ле­ния?
– Я ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния не вел, так как за это мо­гут по­са­дить в тюрь­му.
7 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в Ма­ри­ин­ский ла­герь в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти.
Свя­щен­ник Ми­ха­ил Мар­ков скон­чал­ся через пол­го­да, 16 июня 1938 го­да, в Ма­ри­ин­ском ла­ге­ре и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле на ла­гер­ном клад­би­ще.



Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)


«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Июнь».
Тверь. 2008. С. 13-16



Дождем нарисовало лужи на месте том
Где розы к небу ветви простирали
Коль позаботился садовник в том
Чтобы на землю не упали

Проснулась от сильного дождя
У Китайца под ногами, изображенными изолированными кабелями, спиной - туловища распределительного ящика без головы
Образовалась лужа
Если бошку отстрелить, непроизвольное мочеиспускание бывает??или это кровь небесная - прозрачная
Идиотические мысли вместо молитвы…
Графоманию нагнетаю кофе, чтобы не забыть про сумочные турецкие разборки
К маминому дню рождения пограничных Советско по-советски лет у меня из рук вырвали сумку после опроса
В ней как назло были все мои докумнты- днем в Ленинке меняла читательский ( их подкинули потом)
Сумка была югославского производства из мягкой натуральной кожи цвета что то ближе к Бардо от кораллового
В форме большого кисета


В магазине, занявшем географическое место наших детских лет
Купила примерно такого же размера и. формы ярко зеленого цвета
В отличии от югославской она не прослужила и трех лет
Чего то сломалось , не подлежащее ремонту


Турецкие разборки сами знаете чем после 6 февраля 2023 года впечатляют воображение
Присоединяясь к искренним соболезнованиям
Не могу не замечать «коммерческого подтекста обоснования»
На востоке часто об одиноких бездетных незамужних женщинах говорят
Живет для себя


Кто то из чудом оставшихся в живых при размятых железобетоном в кровь детях и родственников
Радовался, что забот о них поубавилось???

ГСМ
две расшифровки абревиатуры
горече смазочные материалы
грунто свайный массив


как мастерски дворники могут окружить и намести клещей
или малосоображающие антисанитарию устроить
от которой кожа горит не пишу


и как грунтосвайным массивом можно не менее тяжкие мучения устроить
тоже не заморачиваюсь


что за чудо мозговой штурм
можно говорить о любви
и придумать, наконец
как от деяния придурка
устроившего грибок на стене
конструктивно избавиться



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.03.2023. ***
  • 28.03.2023. ***
  • 23.03.2023. ***
  • 21.03.2023. ***
  • 20.03.2023. ***
  • 17.03.2023. ***
  • 15.03.2023. ***
  • 14.03.2023. ***
  • 12.03.2023. ***
  • 10.03.2023. ***
  • 08.03.2023. ***
  • 05.03.2023. ***