Мышление и Воображение по Георгию Гачеву

Сергей Батонов: литературный дневник

Диалог Мышления с Воображением


1
Других не трожь, а себя – тереби: изменяйся, улучшайся, совершенствуйся, определяйся спереди, из будущего, каким ты можешь стать; а уж мир познавай как он есть... не мною он создан, так что самоуправство в нем есть глупость и зло, тогда как самоуправлять собой: быть господином самому себе, своим страстям и помышлениям – о, это и благо, и достойная задача человеку!


...


Образы непроизвольны... они наплывают на нас извне и изнутри; мышление же есть воля и право и держава: суверенно оно, и я в нем упражняю власть над чувственным полем воображения... Ум – это оркестр, где разные инструменты партии свои исполняют и особыми тембрами и звучностями одарены, и ...способами извлечения звуко-мысли. Тут и ощущение, и воление-желание, и восприятие, представление, по-знание, по-нятие, знание, рассудок, способность суждения, фантазия, воображение, мышление, верование, убеждение, совесть, идеалы и т.д.


3
Мышление – это будни Ума, а Воображение - его праздник.


4
Мышление всегда атомизирует: задать вопрос – это разрубить поток существования, остановить его, непрерывно текущий, и выделить в нем некую частицу – атом бытия. Мышлению легко разделять – анализировать – и неимоверно мучительно воссоздавать целостность, осуществлять синтез.


Воображение – вводит во образ, в целостность. В нем – воля к жизни, движению, тогда как в мышлении – воля к смерти, к небытию, к статике. Ибо только в остановленном виде можем мы постигать всякое бытие: иначе нашему уму за ним не угнаться, нам ведь надо вникнуть, сосредоточиться, подумать. Но этим самым мы имеем перед собой ложь в предмете ума сразу: это явление изъято из живой текучести существования – и, значит, не в истине своего бытия предстает перед судом разума нашего и будет им толковаться по его, разума, меркам и интересам.
Отсюда мучительные «апории» (= «непроходимости») разума Зенона.


Воображение же, напротив, любит живую текучесть и непрерывность Целого, Природы и туда восхищает нас. В нем эфирный ветер живого Бытия проносится и нас несет – и это и есть «вдохновение» и слетание «музы». Так что можно и так представить, что воображение – это не наш ум-разум, но мы в нем выступаем вдохновенные Бытием, как его живой орган и голос.


Предел Воображения и его родина – это Целое, а предел стремлений мышления и его родина – это Единое.


Целое есть многообразие, предполагает цветущую сложность существования и благое неравенство своих частей, благодаря чему они могут обитать на разных уровнях и не мешать друг другу.


Единое же полагает, что «всё равно», «всё – едино», сводимо к одному простому началу – и этого домогается философия и ее орган – мышление. Философия, домогаясь Единого, а видя кругом множественность, старается как бы видя – не видеть: прозирать сквозь дразнящую множественность вещей и частей, объявляя их призрачностью, кажимостью, неистиной – и преследуя некий свой образ и идеал – «суть», «субстанцию», «начало» = «принцип» всего. И в этом философия тоже работает Воображением. Единое – тоже образ: идеал очищенного Бытия.


Разум проводит работу развоображения бытия: очистку его от призраков всяких. Но при этом имеет дело с той же толщей существования и ее множественностью частей и членов, что и Воображение. Только последнее любит это всяческое, им проникается и останавливается на всяком образе, на всякой целостности малой, а Разум сечет сплошь и насквозь, преследуя величайший, но один образ: Единое.
Так что новое понятие вступает в игру: Раз-во-об-ражение = Раз-ображ-ение. Если Во-ображ-ение есть вхождение в образ, то Раз-ображ-ение есть выход из образа, преодоление образа.


6
Как соотносятся Мышление и Воображение с Пространством и Временем?
Похоже, что Мышление находит пару с Временем, а Воображение бракосочетается с Пространством. Ведь принцип логического мышления – последовательность, шаг за шагом двигаясь, проясняя, ощупывая, удостоверяясь, что понято – на что требуется время. А Воображению подходит понятие полета, который «во мгновение ока», то есть огромное Пространство – при ничто Времени.


(цитируется по: Георгий Гачев «Философия быта как бытия». Фонд «Мир», Москва, 2019)



Другие статьи в литературном дневнике: