Мышление и Воображение по Георгию ГачевуДиалог Мышления с Воображением 1 ... Образы непроизвольны... они наплывают на нас извне и изнутри; мышление же есть воля и право и держава: суверенно оно, и я в нем упражняю власть над чувственным полем воображения... Ум – это оркестр, где разные инструменты партии свои исполняют и особыми тембрами и звучностями одарены, и ...способами извлечения звуко-мысли. Тут и ощущение, и воление-желание, и восприятие, представление, по-знание, по-нятие, знание, рассудок, способность суждения, фантазия, воображение, мышление, верование, убеждение, совесть, идеалы и т.д. 3 4 Воображение – вводит во образ, в целостность. В нем – воля к жизни, движению, тогда как в мышлении – воля к смерти, к небытию, к статике. Ибо только в остановленном виде можем мы постигать всякое бытие: иначе нашему уму за ним не угнаться, нам ведь надо вникнуть, сосредоточиться, подумать. Но этим самым мы имеем перед собой ложь в предмете ума сразу: это явление изъято из живой текучести существования – и, значит, не в истине своего бытия предстает перед судом разума нашего и будет им толковаться по его, разума, меркам и интересам. Воображение же, напротив, любит живую текучесть и непрерывность Целого, Природы и туда восхищает нас. В нем эфирный ветер живого Бытия проносится и нас несет – и это и есть «вдохновение» и слетание «музы». Так что можно и так представить, что воображение – это не наш ум-разум, но мы в нем выступаем вдохновенные Бытием, как его живой орган и голос. Предел Воображения и его родина – это Целое, а предел стремлений мышления и его родина – это Единое. Целое есть многообразие, предполагает цветущую сложность существования и благое неравенство своих частей, благодаря чему они могут обитать на разных уровнях и не мешать друг другу. Единое же полагает, что «всё равно», «всё – едино», сводимо к одному простому началу – и этого домогается философия и ее орган – мышление. Философия, домогаясь Единого, а видя кругом множественность, старается как бы видя – не видеть: прозирать сквозь дразнящую множественность вещей и частей, объявляя их призрачностью, кажимостью, неистиной – и преследуя некий свой образ и идеал – «суть», «субстанцию», «начало» = «принцип» всего. И в этом философия тоже работает Воображением. Единое – тоже образ: идеал очищенного Бытия. Разум проводит работу развоображения бытия: очистку его от призраков всяких. Но при этом имеет дело с той же толщей существования и ее множественностью частей и членов, что и Воображение. Только последнее любит это всяческое, им проникается и останавливается на всяком образе, на всякой целостности малой, а Разум сечет сплошь и насквозь, преследуя величайший, но один образ: Единое. 6 (цитируется по: Георгий Гачев «Философия быта как бытия». Фонд «Мир», Москва, 2019) © Copyright: Сергей Батонов, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|