Вещь и Бытие - по Гачеву

Сергей Батонов: литературный дневник


Всякая вещь культуры никогда не мертва, она и форма ее – слепок, тень акта живой жизни. Именно акта = жизне – действия. Точнее: человек, повинуясь естественной потребности поглощения (женское) или выделения жизни (мужское), начинает – творить. Если каждое проявление (и действие) человека зачинается в зоне Жизни (Эроса), то продолжается, выйдя на «свет Божий», в зону Логоса: на свету, через ум, причины и цели. Так что каждый акт есть жизнь Целого, и в каждой вещи оно запечатлено.


Каждая вещь пребывает на свету, отдельная, сделанная, и принадлежит, кажется, только и чисто к космосу Творения: ведь трудом для какой-то цели сделана и по какой-то потребности и нужде... И вот, в идее цели и нужды мы вышли из зоны труда и ума, из космоса творения, и погрузились в космос рождения. Ведь «цель» - от Целого: вещь таким образом делается, чтобы человек, соединившись с нею в какой-то момент и в каком-то действии, союзом своим с вещью произвел «монаду» («единицу», «атом») целости мира, - что выражается в том чувстве удовлетворения, блаженства, равновесия всего духа и существа нашего, которые мы испытываем по достижении цели. (это, как раз эмоциональные состояния, присущие Целому, так что можно и обратно заключить, что «цель» есть представитель Целого в нашей жизни).


А «нужда», потребность, ради утоления которой вещь делается, - есть, напротив, наша «пустотность»: то, что мы, человек, - вечная недостача, вакуум, разряженное пространство, пустоутробие, ненасытимость, бочка Данаид – словом, «женское» в нас.


Таким образом, чтобы прочитать смысл каждой вещи культуры, ее надо рассматривать не в Космосе творения лишь (труд), и не в Логосе (смысл, предназначение и устройство ее) – это даст лишь механизм мертвый, - но совокупно с этим еще и в Космосе Природы, Рождения, Жизни (во Эросе), «откуда есть-пошла» та нужда и цель, что, протянувшись щупальцем с праматеринского дна Матери-Природы на свет Божий, - вылилась именно в эту вещь.


...Ничего не поймем мы в вещи, если будем видеть ее как лишь механизм. Вещь, продукт культуры и труда, - безжизненность, но для жизни. Как при взрыве атомной бомбы от испарившегося в миг человека на земле осталась тень, т.е. его вторая половина, «тот свет» его, - так вот и эта дверь, шляпа, нож – не как всё бытие заключающие, но как «потусторонние» лишь слепки, отпечатки эро-логосного совокупного Целого толковаться могут.


В вещи, изделии труда, дан нам Архимедов рычаг, но без точки опоры и без точки приложения сил. Лишь путь здесь явлен: в ней застыл вообще-то космический акт рождения-творения, но откуда и куда? – неясно. Лишь если мы вещь будем рассматривать как промежуток, как вольтову дугу между Природой («Эросом»), видя в ней ту вмятину или выступ, куда на несовершенном шаре Земли приложен архимедов рычаг, - и Обществом, трудом человечества, «Духом», «Логосом» (точка опоры-то взыскуемая Архимедом, ведь, вне Земли, над Землей, от нее независимая!) – мы сможем прочитать смысл вещи: что в ней – вещее? будем ее ведать – и сможем тогда ею и заведовать.


В каждом существе мира главнейшее – форма. Форму свою, как норму нравственности блюдет всякая вещь. В форме – мера и смирение вещи: смирение = сомирение, сожительство с миром, в мире с ним. Именно сохраняя форму свою, вещь соблюдает завет свой, закон, цель и предназначение в Целом.


(неполное цитирование по: Георгий Гачев «Философия быта как бытия». С.411-413. Фонд «Мир», Москва, 2019)



Другие статьи в литературном дневнике: