Русские - это отклик на вселенский призыв -Хомяков
источник: Федор Гирёнок
Пато-логия русского ума. Картография дословности
Аграф. 1998.
(выборочное цитирование)
А.С.Хомяков. Опыт проговаривания дословного
Проговорить дословное означает дать чему-то возможность высказаться через тебя. Никому не дано знать то, что ему удалось сказать. В этом смысле сказанное Хомяковым принадлежит тем, среди кого оно оказалось, - Собору. Собором были его родственники, которых назовут славянофилами.
С.45 Хомяков был в свойстве (родственная связь) с Киреевскими и Аксаковыми. Валуев - его свояк. Вот соберутся родственники вечером. Что делать? Чай пить. С вареньем. Чаепитие располагало к разговору. Бессмысленным говорением за чаем рождались смыслы русской философии. За чаем родственники, близкие люди. Нечто единое. И поэтому мир описывается ими соборно. С живознанием и благодушием. «Они хотели бы и весь мир видеть устроенным по-родственному, как огромное чаепитие дружных родственников, собравшихся вечерком поговорить о каком-нибудь хорошем вопросе». (писал Флоренский).
С.52 Хомяков видит в русском народе миссию. У русских есть религиозное призвание. Русские – это отклик на вселенский призыв.
С.54 Политический аскетизм русского народа проявился в самодержавии.
С.56. Хомяков вводит представление о разрыве между человеком и личностью. Ю.Самарин резюмирует: община выше личности. Общинный быт основан не на личности, а на человеке. Он предполагает высший акт личной свободы и сознания – отречение от личности. Ты входишь в мир общего, самоотрекаясь от своей единичности. В общине есть что-то, что нельзя делать. Потому что свято. Семейно-бытовой мир имеет смысл, если в нем возобновляется сакральное действие – действие во имя.
Вот если все возможно, то ты личность. Если не все – то ты человек. Личность – это как бы пройденная сознанием бесконечность. Это принцип. Для личности достаточно цели. Целерационального действия. Личность работает как машина. Она самоопределяется в сознании. Личность исчерпывается целью. Она является тем, кем она хотела бы быть. Человек – это путь, который ведет дальше своей цели.
Личность лицемерна своими опосредованиями. Человек – простодушен в своей непосредственности. Истина в том, что живет. Потому что живое – это чистая искренность. Без живого знания – ты не человек. Без самосознания – ты не личность. Соборная личность – это человек, отвечающий любовью на любовь.
С.57
Человек есть грядение человека, то есть стремление быть на пути, ведущем дальше цели.
С.67
Самая гениальная фраза Хомякова: «Всякий путь ведет дальше цели». Значит, вот есть цель. И ты знаешь, как к ней идти. На этом знании ты основываешь свое движение. Оно рационально. Но путь ведет дальше цели. И поэтому никакому человеку не дано совершить его. У этого пути нет конца. Нет цели. Это не переход из одного места в другое. Это жизнь. Что живо? Не умерло? То, что идет по пути, ведущем дальше цели. То есть вот есть в нашей жизни то, что исчерпывается сущностью жизни. А сущность – это как бы пройденная бесконечность. Так вот жизнь – это бесконечный тупик. Путь непройденной бесконечности. По нему можно идти шаг за шагом. Медленно. Не торопясь. Потому что спешить некуда. Это шаги, ведущие дальше цели. И они уже в тебе. В них есть что-то органическое. Бессознательное. Какое-то прорастание вбок. Охват. Что нас связывает в этом продвижении? Путь, для которого нет понятия. И нет времени, которым можно было бы его измерить. Этот путь не для скорости. Не для временного. Путь, ведущий дальше цели, есть в общине. В семейно-бытовом мире.
Когда Хомяков говорит, что общество - это организм, то имеется ввиду, что оно не содержит цели вне себя. Оно не для чего-либо, а само по себе прорастает дальше всякой цели. Ну а если дальше цели, то людей в нем связывает не идея, не интерес, а путь. Или, как его называет Хомяков, живая органическая связь. Вот она и есть целое. Никакое целое не держится сознанием. Будущее определяют не цели, а пройденный путь.
Живое всеединство
Для Хомякова живое – это не то, что шевелится, чихает или размножается. Это не облеченное в речь слово. Живой народ есть еще невысказанное слово. Ну а мертвый народ – тот, который успел высказаться. Одно дело, когда все еще высказывается невысказанное. И есть что сказать, да слов не хватает. И ты задыхаешься от переполненности невысказанным. Другое – когда все уже сказано. А тебе надо говорить. И ты говоришь то, что говорится, если говорить нечего.
Живое понимается живым. То есть во всяком языке есть два языка. Язык сознания. И язык жизни. И они не совпадают. Язык сознания ориентирован на другого. На коммуникацию. Он универсален. Язык жизни конкретен. Коммуникация невысказанного невозможна. Или возможна как немая речь.
Другие статьи в литературном дневнике: