А.С.Хомяков. Опыт проговаривания дословного
Проговорить дословное означает дать чему-то возможность высказаться через тебя. Никому не дано знать то, что ему удалось сказать. В этом смысле сказанное Хомяковым принадлежит тем, среди кого оно оказалось, - Собору. Собором были его родственники, которых назовут славянофилами.
С.45 Хомяков был в свойстве (родственная связь) с Киреевскими и Аксаковыми. Валуев - его свояк. Вот соберутся родственники вечером. Что делать? Чай пить. С вареньем. Чаепитие располагало к разговору. Бессмысленным говорением за чаем рождались смыслы русской философии. За чаем родственники, близкие люди. Нечто единое. И поэтому мир описывается ими соборно. С живознанием и благодушием. «Они хотели бы и весь мир видеть устроенным по-родственному, как огромное чаепитие дружных родственников, собравшихся вечерком поговорить о каком-нибудь хорошем вопросе». (писал Флоренский).
С.52 Хомяков видит в русском народе миссию. У русских есть религиозное призвание. Русские – это отклик на вселенский призыв.
С.54 Политический аскетизм русского народа проявился в самодержавии.
С.56. Хомяков вводит представление о разрыве между человеком и личностью. Ю.Самарин резюмирует: община выше личности. Общинный быт основан не на личности, а на человеке. Он предполагает высший акт личной свободы и сознания – отречение от личности. Ты входишь в мир общего, самоотрекаясь от своей единичности. В общине есть что-то, что нельзя делать. Потому что свято. Семейно-бытовой мир имеет смысл, если в нем возобновляется сакральное действие – действие во имя.
Вот если все возможно, то ты личность. Если не все – то ты человек. Личность – это как бы пройденная сознанием бесконечность. Это принцип. Для личности достаточно цели. Целерационального действия. Личность работает как машина. Она самоопределяется в сознании. Личность исчерпывается целью. Она является тем, кем она хотела бы быть. Человек – это путь, который ведет дальше своей цели.
Личность лицемерна своими опосредованиями. Человек – простодушен в своей непосредственности. Истина в том, что живет. Потому что живое – это чистая искренность. Без живого знания – ты не человек. Без самосознания – ты не личность. Соборная личность – это человек, отвечающий любовью на любовь.
С.57
Человек есть грядение человека, то есть стремление быть на пути, ведущем дальше цели.
С.67
Самая гениальная фраза Хомякова: «Всякий путь ведет дальше цели». Значит, вот есть цель. И ты знаешь, как к ней идти. На этом знании ты основываешь свое движение. Оно рационально. Но путь ведет дальше цели. И поэтому никакому человеку не дано совершить его. У этого пути нет конца. Нет цели. Это не переход из одного места в другое. Это жизнь. Что живо? Не умерло? То, что идет по пути, ведущем дальше цели. То есть вот есть в нашей жизни то, что исчерпывается сущностью жизни. А сущность – это как бы пройденная бесконечность. Так вот жизнь – это бесконечный тупик. Путь непройденной бесконечности. По нему можно идти шаг за шагом. Медленно. Не торопясь. Потому что спешить некуда. Это шаги, ведущие дальше цели. И они уже в тебе. В них есть что-то органическое. Бессознательное. Какое-то прорастание вбок. Охват. Что нас связывает в этом продвижении? Путь, для которого нет понятия. И нет времени, которым можно было бы его измерить. Этот путь не для скорости. Не для временного. Путь, ведущий дальше цели, есть в общине. В семейно-бытовом мире.
Когда Хомяков говорит, что общество - это организм, то имеется ввиду, что оно не содержит цели вне себя. Оно не для чего-либо, а само по себе прорастает дальше всякой цели. Ну а если дальше цели, то людей в нем связывает не идея, не интерес, а путь. Или, как его называет Хомяков, живая органическая связь. Вот она и есть целое. Никакое целое не держится сознанием. Будущее определяют не цели, а пройденный путь.
Живое всеединство
Для Хомякова живое – это не то, что шевелится, чихает или размножается. Это не облеченное в речь слово. Живой народ есть еще невысказанное слово. Ну а мертвый народ – тот, который успел высказаться. Одно дело, когда все еще высказывается невысказанное. И есть что сказать, да слов не хватает. И ты задыхаешься от переполненности невысказанным. Другое – когда все уже сказано. А тебе надо говорить. И ты говоришь то, что говорится, если говорить нечего.
Живое понимается живым. То есть во всяком языке есть два языка. Язык сознания. И язык жизни. И они не совпадают. Язык сознания ориентирован на другого. На коммуникацию. Он универсален. Язык жизни конкретен. Коммуникация невысказанного невозможна. Или возможна как немая речь.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.