***

Нина Писарчик: литературный дневник

Ночь на Ивана Купала началась пробежкой по пустой совершенно Вологде, после ночного киносеанса в "Салюте" и после обильного дождя, разогнавшего фестивальную публику по домам. Очень уж хотелось "Овсянок" посмотреть", в Москве пропустила. Фильм довольно страшный, хотя всё внешне обыденно. Есть (было) племя Меря в угро-финской семье. Жили они в районе нынешней Кинешмы (верхняя Волга). В общем, фильм о том, как два мужика - меря, якобы, сохранившие старую веру и обычаи (а меря в Бога не верят, только в родовые предания), везут хоронить на берег реки (условно Волги) умершую молодую женщину. Муж и любовник, но у меря свобода нравов (половая распущенность), они не выясняют отношений, но муж всю дорогу рассказывает о сексе с покойной женой (такова традиция после смерти кого-то из супругов). Наконец, привозят, кладут на костёр и сжигают, а пепел высыпают в реку. У меря жизнь должна уходить в воду, чтобы возродиться в новом теле. У них гибель от воды - наивысшая справедливость и знак святости. Вот, на обратном пути оба мужика погибают в Волге, сорвавшись в машине с моста, но не специально, а птички, овсянки, клетка с которыми стоит в машине, вырываются и кидаются в лицо водителю. Жуть, в общем-то. Идея - национальное самосознание? Или потрясение режиссёра от вновь приобретённого знания? Или он - тоже меря и самоутверждается? Хотелось бы порасспросить, но заявленной встречи с режиссёром после фильма не было, да и поздновато всё закончилось...
Сегодня - день перегруженный чрезвычайно. Участвовала в телебрифинге по поводу сдачи культурного центра "Забота" для ветеранов. Потом отправилась на мастер-класс Александра Сокурова. Киномэтр исключительно отвечал на вопросы, очень пространно, увлекаясь и донося основную мысль, что главное сейчас для России - организоваться, а раз сами мы не мастера в вопросах организации, не стыдно бы европейцев на должности приглашать. Прозвучало очень неприятное замечание, что русские в 90-ста процентах грязные и нечёсаные, что на многих русских баб стыдно глаза поднять... Особенно это заметно в интернациональных местностях.
А конкретно по поводу кино - скорее, киносценариев, А. Сокуров утверждает (он прав!), что художественная правда жизни отличается от жизненной правды, вообще история - вещь лукавая и непостоянная, нет ни момента истории (жизни), который можно оценить по истине, так как всегда присутствует множество факторов - от точки зрения "оценщика" до мельчайших, часто невидимых нюансов происходящих событий.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.07.2011. ***
  • 23.07.2011. ***
  • 22.07.2011. ***
  • 21.07.2011. ***
  • 19.07.2011. ***
  • 17.07.2011. ***
  • 16.07.2011. ***
  • 15.07.2011. ***
  • 14.07.2011. ***
  • 13.07.2011. ***
  • 12.07.2011. ***
  • 11.07.2011. ***
  • 10.07.2011. ***
  • 09.07.2011. ***
  • 08.07.2011. ***
  • 07.07.2011. ***
  • 06.07.2011. ***
  • 05.07.2011. ***
  • 03.07.2011. ***