***Ночь на Ивана Купала началась пробежкой по пустой совершенно Вологде, после ночного киносеанса в "Салюте" и после обильного дождя, разогнавшего фестивальную публику по домам. Очень уж хотелось "Овсянок" посмотреть", в Москве пропустила. Фильм довольно страшный, хотя всё внешне обыденно. Есть (было) племя Меря в угро-финской семье. Жили они в районе нынешней Кинешмы (верхняя Волга). В общем, фильм о том, как два мужика - меря, якобы, сохранившие старую веру и обычаи (а меря в Бога не верят, только в родовые предания), везут хоронить на берег реки (условно Волги) умершую молодую женщину. Муж и любовник, но у меря свобода нравов (половая распущенность), они не выясняют отношений, но муж всю дорогу рассказывает о сексе с покойной женой (такова традиция после смерти кого-то из супругов). Наконец, привозят, кладут на костёр и сжигают, а пепел высыпают в реку. У меря жизнь должна уходить в воду, чтобы возродиться в новом теле. У них гибель от воды - наивысшая справедливость и знак святости. Вот, на обратном пути оба мужика погибают в Волге, сорвавшись в машине с моста, но не специально, а птички, овсянки, клетка с которыми стоит в машине, вырываются и кидаются в лицо водителю. Жуть, в общем-то. Идея - национальное самосознание? Или потрясение режиссёра от вновь приобретённого знания? Или он - тоже меря и самоутверждается? Хотелось бы порасспросить, но заявленной встречи с режиссёром после фильма не было, да и поздновато всё закончилось... © Copyright: Нина Писарчик, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|