***

Нина Писарчик: литературный дневник

Очень напряжённый день, забитый до предела мероприятиями, которые не хотелось пропустить... С утра опоздала на поэтический семинар в областной библиотеке, который вели Леонид Костюков и Ирина Ермакова. Пробилась в переполненный зал и даже нашла сидячее место. Впервые я наблюдала, как стихи разбирали нетрадиционно - ничего не говоря о форме, размере, стилистике и рифме, а исключительно о наполненности - или ненаполненности - авторской энергетикой. Из зала постоянно шли реплики, но Костюков практически не соглашался со сказанным, а очень авторитарно заявлял: это - "плохо", а это - "хорошо". Приводил массу примеров "плохого" у знаменитостей, например, у Высоцкого - не более шести - семи приличных стихов, остальное "прокатывает" на обаянии, исключительной артистичности автора. А Окуджава практически не имеет плохих стихов.
Я пыталась уловить его логику оределения "хорошего" и "плохого" и кое-что записала:
Вдохновение - это несвобода, давление, диктовка "сверху". Но способность автора писать "свободно", то есть, по своей воле, без вдохновения-"давления" не означает таланта. Это ближе к графоманству. Поэзия - это всегда мистика, нечто сверхестественное, эзотерика.
Стихотворение должно менять ритм на своём протяжении: "Единый ритм стиха даёт повод задуматься".
Если в стихотворении можно выделить начало и конец - середину нужно выкидывать.
Дактилическая рифма (напевность) - не самые лучшие стихи, но если есть в них сильная энергетика, как у Некрасова, то хорошо. От уменьшительных суффиксов теряется энергетика.
Белый стих - когда есть чёткий ритм. Верлибр расшатан по ритму.
"Поэзия - это показ, а не рассказ".
Есть намерение, есть то, что вышло. "Бойтесь намерений, которые вышли".
Перечисление в стихах - всегда плохо, это горизонталь. Повторение слова или строки неплохо, если идёт по нарастающей, нагнетает атмосферу, добавляет энергетики.
В перерыве я побежала наверх, на семинар драмы, который вела Жанар Кусаинова из Питера. Хотела поддержать Ольгу Кузнецову и Ирину Медведеву. Оказалось, что пьесы обеих уже разобрали и приступили к некой на семейно-этическую тему... Так как всё читалось вслух и по ролям - и роли, и исполнители показались невыносимо-снотворными. Я потихоньку встала и вернулась на своё незанятое место на семинаре поэзии.
Потом опоздала на экскурсию в "Музее кружева", зато прошлась с группой поэтов по городу - "С понтом под зонтом", причём мною пожертвован раритетный (почти) черный зонтик моей сестры. На нём чёрным же (невидимым на чёрном) маркером расписывались поэты, и зонтик, по-видимому, к хозяйке не вернётся! Потом читка стихов гостями в "Музее забытых вещей". Зашли с Медведевой в "Парижанку" чайку испить, и оказалось, зря это сделали, потому что в богатом и щедром музее "Красный мост" был накрыт стол, куда более роскошный, чем в "Парижанке"...
Там, в "Красном мосте", было душно невыносимо - результат "евроремонта" - даже открытая (слишкогм поздно!) форточка не спасала... Стихов было много, непереносимо много для одного дня. Всё-таки я досидела до конца, едва доплелась через пешеходный мост (тоже "Красный") до автобуса и ужин готовить дома не стала - сил не было. А в "Доме актёра" в это время начиналось самое лучшее - музыкальный концерт и ночные бдения - бесконечная читка стихов...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.11.2013. ***
  • 13.11.2013. ***
  • 11.11.2013. ***
  • 04.11.2013. ***
  • 03.11.2013. ***
  • 02.11.2013. ***