Крымские прогулки.

Майя Уздина: литературный дневник


Колонизаторам — крышка!
Что языки чесать?


Перед землею крымской
совесть моя чиста.
Крупные виноградины...
Дует с вершин свежо.


Я никого не грабил.
Я ничего не жег.


Плевать я хотел на тебя, Ливадия,
и в памяти плебейской
не станет вырисовываться
дворцами с арабесками
Алупка воронцовская.


Дубовое вино я
тянул и помнил долго.
А более иное
мне памятно и дорого.


Волны мой след кропили,
плечи царапал лес.
Улочками кривыми
в горы дышал и лез.
Думал о Крыме: чей ты,
кровью чужой разбавленный?
Чьи у тебя мечети,
прозвища и развалины?


Проверить хотелось версийки
приехавшему с Руси:
чей виноград и персики
в этих краях росли?


Люди на пляж, я — с пляжа,
там, у лесов и скал,
«Где же татары?» — спрашивал,
все я татар искал.


Шел, где паслись отары,
желтую пыль топтал,
«Где ж вы, — кричал, — татары?»
Нет никаких татар.


А жили же вот тут они
с оскоминой о Мекке.
Цвели деревья тутовые,
и козочки мекали.


Не русская Ривьера,
а древняя Орда
жила, в Аллаха верила,
лепила города.


Кому-то, знать, мешая
зарей во всю щеку,
была сестра меньшая
Казани и Баку.


Конюхи и кулинары,
радуясь синеве,
песнями пеленали
дочек и сыновей.
Их нищета назойливо
наши глаза мозолила.
Был и очаг, и зелень,
и для ночлега кров...


Слезы глаза разъели им,
выстыла в жилах кровь.


Это не при Иване,
это не при Петре:
сами небось припевали:
«Нет никого мудрей».


Стало их горе солоно.
Брали их целыми селами,
сколько в вагон поместится.
Шел эшелон по месяцу.
Девочки там зачахли,
ни очаги, ни сакли.
Родина оптом, так сказать,
отнята и подарена, —
и на земле татарской
ни одного татарина.


Живы, поди, не все они:
мало ль у смерти жатв?
Где-то на сивом Севере
косточки их лежат.


Кто помирай, кто вешайся,
кто с камнем на конвой, —
в музеях краеведческих
не вспомнят никого.


Сидит начальство важное:
«Дай, — думает, — повру-ка».
Вся жизнь брехнею связана,
как круговой порукой.
Теперь, хоть и обмолвитесь,
хоть правду кто и вымолви, —
чему поверит молодость?
Все верные повымерли.


Чепухи не порите-ка.
Мы ведь все одноглавые.
У меня — не политика.
У меня — этнография.
На ладони прохукав,
спотыкаясь, где шел,
это в здешних прогулках
я такое нашел.


Мы все привыкли к страшному,
на сковородках жариться.
У нас не надо спрашивать
ни доброты ни жалости.


Умершим — не подняться,
не добудиться умерших...
но чтоб целую нацию —
это ж надо додуматься...


А монументы Сталина,
что гнул под ними спину ты,
как стали раз поставлены,
так и стоят нескинуты.


А новые крадутся,
честь растеряв,
к власти и к радости
через тела.


А вражьи уши радуя,
чтоб было что писать,
врет без запинки радио,
тщательно врет печать.


Когда ж ты родишься,
в огне трепеща,
новый Радищев —
гнев и печаль?



Борис Чичибабин


1959



Другие статьи в литературном дневнике: