Как писать книги. Грамматика фантазии Джанни Родар
Кто из нас не мнил себя новым Рональдом Толкиеном или новой Джоан Роулинг? Кто в тайне не думал, что мог бы замечательно и красочно написать книгу - например, о приключениях мальчика-луковки?
Далеко не все знают, что папа Чиполлино, итальянский писатель Джани Родари, написал "Грамматику фантазии, или введение в искусство придумывания историй". Это своеобразное пособие для тех, кто жаждет развивать воображение и придумывать необычные истории. Писатель предлагает множество советов и приемов для создания своей книги. Вот некоторые из них.
Бином фантазии.
Литературовед Виктор Шкловский заметил эффект "отстранения" в произведенииях Льва Николаевича Толстого - писатель мог писать о предмете словами, которые употребил бы человек, никогда не видевший этот предмет и не знавший, что это, собственно, такое. Вот и нам нужно освободить слово от его повседневного значения.
Джанни Родари приводит пример со словами "пес" и "шкаф", непривычно меняя падежи и комбинируя эти слова: пес со шкафом, шкаф пса и так далее.
Пробуем сами. Возьмем слова "кошка" и "птичка":
кошка с птичкой
птичкина кошка
птичка на кошке и т.д.
Вот и возможная основа для будущего рассказа:
1) Кошка играет с птичкой. Они могут быть врагами и наоборот, кошка может выступить в качестве защитника для своего маленького друга.
2) Птичка решила приобрести домашнее животное, и ее выбор пал на кошку. Кошка может быть и настоящей, и волшебной, может быть маленькой - специально для птиц.
3) Птичка решила путешествовать и охотно согласилась воспользоваться услугами кошкомобиля.
Подвергнув любую идею обработке, можно получить впечатляющий результат.
Фантастическая гипотеза или Что было бы, если…
"Гипотеза подобна сети: забрось ее, и, рано или поздно, что-нибудь да выловишь", - писал немецкий поэт-романтик Новалис.
Именно этого принципа придерживался и Родари. Пожалуй, отличным примером может послужить рассказ Франца Кафки "Превращение", где молодой человек Грегор Замза проснулся и "обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое". Пробуем придумать что-то похожее, отвечая на вопрос что было бы, если…":
Что было бы, если у людей были жабры?
Что было бы, если у всех было по миллиону долларов?
Что было бы, если бы не родился Эйнштейн? и т.д.
Если фантазия отказывает, послушайте детей, они ведь известные почемучки и обожают каверзные вопросы.
Творческая ошибка.
Если у вас хромает правописание, это может иногда сыграть на руку.
Родари писал: "Если, отстукивая на машинке статью, мне случается написать "Лампония" (lampone - малина) вместо "Лаппония" (Лапландия), передо мной возникает новая, душистая и лесистая страна…".
Например, написав "бегемот съел плоТ" вместо плоД, мы поменяем и характер этого самого бегемота: из хорошего, травоядного, животного, он превращается в злобного и коварного. Или "у дома было много пороКов" вместо пороГов - получается страшилка про привидения.
Создание лимерика.
Лимерик - это вовсе не животное, а шуточные пятистишия пятистишия, получившие распространения примерно с середины 18 века.
Схема построения лимерика такова:
1 строчка - герой;
2 строчка - характеристика героя;
3 и 4строчки - действие героя, либо по отношению к нему;
5 строчка - вывод, результат, либо повтор первой строки.
Разберем, например, лимерик, корни которого в английском фольклоре:
"Один старичок из Тобаго (герой - старичок из Тобаго)
Ел только овсянку и саго (характеристика - он ел только овсянку и саго).
К врачу он попал (действие - попал к врачу),
А тот закричал: (действие - врач закричал)
"Баранину ешь, доходяга!" (вывод).
Создание лимерика занятие не из простых, но, как говорится уже в русской пословице, "без труда не выловишь и рыбки из пруда".
Сказки "наизнанку".
Это довольно часто употребляемый метод создания новой сказки. Возьмем всем известную "Спящая красавица" братьев Гримм. Мы точно знаем, что Белоснежка была милой и доброй девушкой, а ее мачеха - деспотичной и чрезвычайно вредной мадам. Однако ваша сказка - это только ваша сказка, поэтому возможен другой вариант: мачеха кроткая и замечательная, а Белоснежка - жадина и вредина, постоянно третирует сестер. Или ей, например, не приглянулся принц, и она отвергла влюбленного юношу.
Кстати, Кори Эдвардс и Тодд Эдвардс, режиссеры мультфильма "Правдивая история Красной Шапки", видимо, воспользовались именно этим способом, делая из робкой девчушки боевую и решительную дамочку.
А что было потом?
Читая или рассказывая сказку, часто возникает вопрос: "А что же было дальше?". Ответом может стать ваша сказка.
Возьмем ту же Белоснежку. После свадьбы все было бы хорошо, если бы девушка не переселила в замок принца всех гномов и других существ из леса. На первых порах принц еще был готов мириться со странностями жены, но со временем начал скандалить и бить посуду.
Другой вариант: Белоснежка постоянно готовит, убирает, не следит за собой; принцу скучно, но у них есть привлекательная соседка. Поэтому Белоснежке придется еще раз побороться за женское счастье.
Карты Проппа.
Известный русский филолог В. Я. Пропп в свое время проанализировал структуру многих русских народных сказок и пришел к выводу, что большинство из них построены по одной конструкции, в основе которой лежат действия (функции) героев. В систему Пропп заключил 31 пункт, и каждый пункт - это какое-то действие.
Джанни Родари предложил использовать систему Проппа в качестве отдельной методики, сократив число пунктов до 20. Друзья-художники итальянца изготовили на их основе 20 карт.
А вот пример использования карточной методики для сказки "Царевна-лягушка":
1) предписание или запрет (царь сказал, что сыновьям нужно подумать о невестах)
2) нарушение или действие (Ивану-царевичу достается лягушка)
3) вредительство или недостача (Иван-царевич сжигает лягушачью шкурку)
4) отъезд героя (на поиски Василисы за тридевять земель)
5) задача (найти свою любимую)
6) встреча с дарителем (встреча с старичком)
7) волшебные дары (волшебный клубок, который вел Ивана по правильному пути)
8) появление героя (Баба-Яга)
9) сверхъестественные свойства антагониста (рассказ Яги, как убить Кощея)
10) борьба (поиск сундука со смертью Кощея)
11) победа (Иван отломил кончик иглы, в которой была смерть Кощея)
12) возвращение;
13) прибытие домой;
14) ложный герой;
15) трудные испытания (поиск Василисы в палатах Кощея)
16) беда ликвидируется (Иван находит свою любимую)
17) узнавание героя;
18) ложный герой изобличается;
19) наказание антагониста (смерть Кощея)
20) свадьба (свадьба Василисы и Ивана).
Довольно удобно создавать истории по проверенному временем плану, тем более что он вариативный. Сделайте карты сами, пусть у вас будет свой карточный набор. Перетасовывайте карты, раскладывайте в нужном для вас порядке, или следуйте строгому стандартному порядку. Тренируйте свою фантазию.
Материал для персонажа.
В книге Джанни Родари человечек сделан из стекла, и вот что получается: "Стекло прозрачно. Стеклянный человек прозрачен. Можно читать его мысли" или "Стекло хрупкое. Раз так, то, значит, дом стеклянного человека должен быть весь обит чем-нибудь мягким. Тротуары будут застелены матрацами. Рукопожатия отменены. Тяжелые работы - тоже. Врачом в подлинном смысле этого слова будет не медик, а стеклодув" и так далее.
Мы возьмем человека из бумаги. Он может быть настоящим путешественником - передвигаться с помощью попутного ветра. Сюда же добавим его способность складываться в кораблик или самолетик. Но однажды он может повстречать чернильного человечка. Таким образом, приключения бумажного человечка только начинаются.
Делаем вывод: после изучения особенности какого-либо материала, вырисовывается шаблон для интересного рассказа.
Марионетки и сказочные персонажи.
Марионе Дольчи некогда писал: "Эти театрики сыграли величайшую роль в формировании народной культуры; просматривая названия пьес, поражаешься, до чего богат был их репертуар, исполнявшийся вплоть до начала XX века, и как полно в нем отражались самые разнообразные запросы: тут были и пьесы на библейские темы, и пьесы с мифологическими сюжетами, и сокращенные варианты знаменитых драматических спектаклей, и инсценировки всемирно известных литературных произведений, исторические пьесы, комедии социально-политического содержания, остро полемические, антиклерикальные, злободневные..."
Персонажи сказок и рассказов те же марионетки, вот только ниточки к ним тянутся в вашем воображении. Управляйте своими героями, дарите волшебство и им, и вашим будущим читателям. И пусть мудрая книга великого Джанни Родари станет хорошим помощником.
Другие статьи в литературном дневнике: