Трумэн и его окружение

               Кто-то, прочитав название рассказа, подумал, что он узнает что-то интересное о жизни 33-го президента США, представителя Демократической партии Гарри Трумэна и его окружении.

              Это предположение, к сожалению, а для кого-то к великой радости,  ошибочно. Очень хочется рассказать о весьма весёлой истории произошедшей с одним из моих друзей и однофамильце, если можно так выразиться, президента «Трумэна».

                  Прежде чем рассказать саму историю хотелось бы напомнить что во времена «Железного занавеса» и мощного блока «Стран Варшавского договора» Министерство тяжёлой промышленности  Советского союза усиленно занималось разработкой и производством грузовых автомобилей повышенной проходимости для Вооруженных сил СССР.
             Благодаря чему в конце пятидесятых годов прошлого столетия и усилиям трудового коллектива Завода им. Лихачёва (ЗИЛ) появился ЗИЛ-157- один из проходимых и самых  живучих и надёжных автомобилей.

                 Учитывая все его качества к автомобилю сразу же прилипло огромное количество прозвищ «Трумэн», «Захар», «Колдун», «Утюг», «Поларис», «Мормон», «Крокодил», «Краб», «Зурс»

         Автомобиль был очень неприхотлив и прост в эксплуатации. Запускался от заводной ручки, что называется, «с полуоборота». Проходимость высочайшая, — проползал там, где другие марки автомобилей сидели на мостах.  Единственным его недостатком было то, что большую скорость он не развивал. Одним словом, прелесть машина!

(Президент Гарри Трумэн правил Америкой всего восемь лет и умер в преклонном возрасте восьмидесяти восьми лет, а этот автомобиль прослужил Вооруженным Силам тридцать семь лет и ещё довольно часто встречается на дорогах нашей страны.)

А теперь сама история.

                  После окончания танкового училища Лёшке Копылову повезло просто сказочно - он попал служить в гвардейский танковый полк и не куда-нибудь, а заграницу в Группу советских войск в Германии (ГСВГ) на должность командира танкового взвода.

      Всё окружающее его в значительной мере отличалось от того, что он видел ранее у себя на родине.  Удивительная чистота, во всем педантичный порядок, аккуратно и однообразно побеленные стволы деревьев  вдоль наичистейших асфальтированных дорог.
      Лёшкин батальон оказался на полевом выходе, на полигоне и к концу недели должен вернуться в пункт постоянной дислокации. Так что ни личного состава, ни техники своей Лёхе увидеть, пока не удалось. И всё это время ходил он с удивленно-расширенными глазами и открытым ртом от этого всего нового и пока не познанного.

   Ходил до тех пор, пока не попался на глаза заместителю командира полка по тылу и не получил от него задачу съездить завтра  старшим на машине на до групповых складов. Загрузить краску,  другие материалы для ремонта казармы и вернуться в часть.
    Главное, что понравилось Лёхе, это то, что получать и грузить машину будет начальник вещевой службы полка, который уже находится там. А он- Леха просто прокатится старшим рядом с водителем глазея по сторонам и расширяя свой кругозор.

         Но всё оказалось не так просто, как думал Лёха. Получив путевой лист на запланированный для поездки автомобиль, вместе с водителем битый час просидели на инструктаже у начальника автомобильной службы полка в классе безопасности движения. Много узнал интересного, и даже стало как-то страшновато.

     Когда расписывался в журнале за инструктаж и получал справку старшего машины встретился взглядом с начальником автомобильной службы «Что лейтенант в первый  раз? Небось, страшновато? А ты следи, чтобы водитель соблюдал скоростной режим и держись правой стороны и всё будет в порядке!» Взял путевой лист заглянул в него и улыбнулся «Ну тут за скоростной режим волноваться не приходится! Машина конечно «Зверь», но не летает. Можно сказать, завершающий рейс! Да и водитель один из самых опытных в части на ней два года прослужил, знает её родную до самого винтика. Тут я спокоен!»

             В восемь тридцать утра следующего дня сидя в кабине на месте пассажира старенького как дедушка, видавшего много чего на своём веку, пропахшего бензином и маслом автомобиля Леха чувствовал себя как-то некомфортно. Остальные машины Уралы, Газ-66, Зил-131 сверкали и блестели своей заводской краской, радовали глаз. А, эта - местами потёртая временем и поеденная ржавчиной, скромно подползала к воротам КПП. Рыжий и конопатый сержант с  открытой  улыбкой широко распахнул ворота части, громко крикнул: «Счастливого пути! Старикам везде у нас почёт!» и отдал честь. Пашка, так звали водителя автомобиля, высунулся из окна и весело крикнул: «Счастливо оставаться, товарищ истребитель!» Через два-три поворота машина выкатилась на шоссе и по правой полосе продолжила свой путь.

               Леха с Пашкой оказались почти  ровесниками и земляками. Только Леха из Омска, а Пашка с Алтайского края. Службу свою сержант оканчивал. Со дня на день должен был прийти Приказ Министра обороны об увольнении. Действительно Пашка все два года прослужил водителем на этом автомобиле и с таким удовольствием и любовью говорил о нём как о родном и близком человеке.

       «Вот Вы думаете товарищ лейтенант, что он такой старый и непутёвый? А я с Вами не соглашусь! Пусть он и выпущен в 1958 году - более двадцати лет назад, и скорость у него не та - быстрее шестидесяти пяти километров в час не идёт, а надёжней машины нет! Всё работает и никогда не подведёт.

           Взять хотя бы проводку-всё легко и просто. Все провода видны (как у мамки в сарае). Что-то не включилось - взялся за провод у выключателя, пошёл, пошёл  до самой неисправности и дошёл. А тормоза! Это же чудо, а не тормоза! Чуть надавил – и машина как вкопанная - стоит, не шелохнётся!

      Мы вот с Вами, когда из ворот выезжали рыжего такого, конопатого Сашку-истребителя видели!». И увидев утвердительный кивок Лёхиной головы, продолжил: «Так почему, думаете, ему такую кличку дали? Расскажу! Был Сашка одним из лучших водителей артиллерийского дивизиона, машину водил лучше всех! Перевооружили дивизион и автомобили новые подогнали- Урал-375. Мощнейшие машины, скажу я Вам! Немцы их боятся, даже пословица есть: «Посмотри налево, посмотри направо - нет ли русского Урала!». Топливо он жрёт! - мама не горюй! Но и скорость набирает быстро! Так вот отправили Сашку с одним старшим лейтенантом на полигон. Где-то в школе проходили, не помню, кто сказал: И какой русский не любит, а Сашка тем более, быстрой езды?».

       «Гоголь» - напомнил Лёха. «Точно Гоголь! И как я забыл!». Так вот летят они по автобану со скоростью ветра .Старший всё пытается Сашку на место поставить. Всё ему: «Тише, да тише!» А тот сам с усам. Два года уже прослужил - мастер! Старший ему и говорит: «Подтормаживай! Видишь, впереди светофор давно зелёным светом горит! Сейчас мигать начнет, а как подъедем, красным загорится. А Сашка ему в ответ: «Да не бойтесь товарищ старший лейтенант! У меня тормоза железные!»

        Прав был старший как подлетели, так в аккурат и «красный»!А перед светофором три Трабанта один за другим - «в линеечку, друг другу в затылок» Сашка по тормозам раз, два… Только с «третьего качка» и остановил машину! Да только поздно!
  Никто из людей не пострадал, только корпуса у Трабантов рассыпались. Они их из пластика делают. Вот видишь, жёлтенькая машинка обогнала, внешне вроде ничего. Красивая! Это Трабант и есть. Ну, и вот! Приехал наряд полиции. Осмотрели. Протокол составили. Записали данные и Сашки и старшего, адрес части.  Убедились, что машина исправная и пожелали счастливого пути!
 
   Едут дальше. Сашка молчит, вину свою чувствует! А старший пилит: «Я тебя ведь предупреждал! Заранее тебе говорил! А ты всё – тормоза железные! Голова у тебя чугунная, а не тормоза железные! Где они твои тормоза железные?» А Сашка возьми и нажми! «Оп» - и Урал как вкопанный посреди дороги!
         А под ним три Трабанта сзади ехавшие один за другим! Наряд полиции, приехавший на происшествие, оказался тем же. Так что с оформлением протокола справились быстрее. Интересная была картина возвращения в часть. Представляете такую картину Урал-375. Перед ним полицейская машина с «мигалкой» и сиреной. По бокам и сзади полицейские на мотоциклах. Торжественно! Жаль, оркестра не было! Вот теперь и прилипло прозвище «Истребитель Трабантов».

      Бывает, конечно, тормоза подводят! За ними глаз да глаз! На Газ-66 - там тормоза гидравлические - бывает жидкость из под манжет подтекает. На Зил-131 воздух из тормозной системы может выйти! А какой-то мудрый на Урал-375 всё и совместил и воздух и жидкость и механику! Не одно так другое из строя и выйдет!

                       А наш «Трумэн» за два года меня ни разу не подвёл! Ломается, конечно, не без этого. Но  и ремонтируется просто: где проволочку, где верёвочку подвяжу, скручу, и до части без посторонней помощи дотяну! А там уже капитально сделаю! Так за разговорами быстро доехали до групповых складов, получили всё честь по чести: и краску и вёдра новенькие оцинкованные – блестящие, аж глаз на солнце режет и в обратный путь.

                    И снова как-то так, само собой разговор пошёл за машину. «Сколько раз мой старый Захар – это я о машине» - продолжил Паша: «Меня выручал! Я через его старания однажды на учениях отпуск с выездом на Родину заработал. Были у нас тогда совместные с немцами учения. Мы с моим Трумэном тогда в хозяйственном взводе артиллерийского дивизиона служили. А погода была отвратная, грязища! Тягачи Зил-131 все буксуют, в грязи вязнут. А задачу поставили первую батарею дивизиона как раз на том, самом высоком пригорочке развернуть! Хоть плачь, а задачу выполнять надо!

    Вот он родимый и помог! Колёса я все подспустил, чтобы площадь опоры была больше. Орудие зацепили и он, миленький как «Краб» неспешно, пыхтя-сопя, в горочку его и затащил, а за первым и второе и третье! Благодаря своему «Старичку» на родине побывал - мамку свою порадовал!» - улыбнулся Пашка.

            Неожиданно из-под  капота машины повалил пар, лобовые стекла запотели. «Что это ты старичок? Никак захворал!» - пробурчал Пашка и, приняв на обочину, остановил и заглушил машину. Из под поднятого бокового щитка капота, повалил пар. «Радиатор прохудился. Сейчас попробую трубку заглушить и дальше поедем! Он, мой «Старикан» выносливый. Сейчас подлатаем и поедем» сказал Пашка и полез за ключами. «А Вы. Товарищ лейтенант выставите сзади метров за двадцать «Знак аварийной остановки».

     И  Пашка оказался прав. Через  десять минут он достал из-за сиденья пусковую рукоятку . «Нет, Вы не подумайте чего плохого, товарищ лейтенант! Стартер исправный и рабочий! Просто мне очень нравится с рукоятки заводить!» Он слегка толкнул её вниз, и двигатель зашептал, зашелестел, запел. Трубку заглушить качественно не удалось, и поэтому вода тоненькой еле заметной струйкой продолжала подтекать из радиатора.

            Тронулись, через некоторое время Лешка понял, почему Зил-157 иногда называли «Утюгом». В данный момент он действительно напоминал утюг из под которого, кверху вырывался пар, а он медленно, но уверено продвигался вперёд.

              По левой полосе вровень с Трумэном двигался открытый сияющий никелированными деталями кабриолет. Группа молодых немцев сидящих в машине бурно и со смехом что-то обсуждали, посматривая в сторону Пашкиной машины.

«Жаль в школе немецкий совсем не учил» - с горечью в голосе пробурчал Пашка: «Знал бы о чём это они так возбужденно лопочут!» Да и так ясно, к бабке не ходи, над нами с тобой и над машиной нашей! Я хотя и английский изучал, но и так  безо всяких словарей глядя на них понять можно» - проговорил Лёха.

Пашка сдвинул на переносице брови, сделал устрашающий взгляд и спросил Лёшку: «Как думаешь, напугаются?» и уставился в окно в сторону Кадиллака. Автомобиль непрошеных созерцателей, пробуксовав с визгом колёсами на асфальте исчез за горизонтом. В кабине оба рассмеялись.

Стрелка на приборе температуры воды медленно приближалась к отметке сто градусов, пар из-под капота валил, как на паровозе, не хватало только свистка.
         «Да Вы не волнуйтесь товарищ лейтенант доедем! Тут и ехать то осталось километров пять! Вот за тем поворотом у кафе придорожного остановимся, водички в радиатор дольём. Передохнем немного, Трумэн остынет и прямиком в часть».

          За поворотом на стоянке стоял и сиял весь перламутровый, местами никелированный  Кадиллак. Весёлая компания сидела за столиком в тени небольшой но аккуратненькой террасы попивая пиво и закусывая сосисками .Их весёлый разговор был прерван неожиданно выползшей из-за поворота, окруженной облаком пара шипящей и скрипящей машины, которая перед самой стоянкой конвульсивно задергалась, зачихала, но на стоянку заехала и встала.

      Водитель со старшим машины уже вышли из кабины, а она  ещё пару раз вздрогнула и окончательно затихла. Пашка не смотря в сторону соглядатаев, быстро, с обеих сторон открыл створки капота, вытащил из кузова старую затёртую телогрейку, накинул её на пробку радиатора. Запрыгнул на бампер с криком: «Поберегись!» открыл пробку. Пар с хлопком и громким шипением вырвался наружу.

             В это время на террасе стояла напряженная тишина. Но после того как пар вырвался наружу вновь послышался заразительный женский смех и бурное обсуждение происходящих событий.

                «А Вы товарищ лейтенант сходите к колонке умойтесь, отдохните маленько. Жара ведь стоит. Я пока машину осмотрю. Пусть наш дедушка Трумэн постоит, охладится. А там водички в радиатор дольём, и прямиком в часть!» Пашка посмотрел на пустой прозрачный топливный фильтр, подёргал рукоятку бензонасоса – бензин не поступал! Открыл крышку бензобака - бензин есть! А вон и причина! Всё ясно!

             «Товарищ лейтенант, у машины в топливном баке фильтр заборный отвалился. И бензина достаточно, а до трубопровода не хватает! Можно конечно покопаться вытащить трубопровод, надставить куском шланга. Думаю, воды полведёрка в бензобак долью, уровень поднимется - до части нам хватит, а там разберусь!»
«Делай как знаешь» - согласился Лёха: «лишь бы без приключений доехать!».

Ловко запрыгнув на колесо Пашка опустил руку за борт кузова и достал оттуда новенькое сияющее своей новизной оцинкованное ведро. Спрыгнув на землю уверенной походкой улыбаясь и радуясь окружающему его миру направился к колонке. Леденящая своей свежестью, искрящаяся на солнце мелкими брызгами вода с шумом ударилась о дно  ведра.

        Горловина радиатора машины с наслаждением поглощала эту живительную влагу, урча от наслаждения и булькая, пока удовлетворённо не наполнилась по самую горловину. «Одно дело сделано, приступаем ко второму!»

Пашка закрыл крышку радиатора и вновь направился к колонке. Набрав второе ведро воды, подошёл к машине, открыл бензобак, Вставил в его горловину старую мятую-перемятую воронку.

        Посмотрев по сторонам, поднял ведро на уровень глаз. Как бы пробуя на вкус сделал из ведра несколько глотков ледяной прозрачной воды… И вполне удовлетворенно заметив: «Ничего, вроде пойдёт!» начал медленно и аккуратно лить в бак…

Смех на террасе неожиданно смолк. Там чувствовалось какое-то замешательство. Подбежал долговязый и худой немец и что-то начал лопотать по своему Лехе и Пашке показывая, то на машину, то на бензобак. Ничего не было понятно. Только в каждом предложении слышалось: «Wasser, wasser!» То с удивлением, то с восхищением.

   «Васер это по «ихнему» вода вроде!» догадался Пашка. «Ну, дай человеку попить! Мы ведь не жмоты какие-нибудь, подсказал Леха. Немец взял в руки протянутое ведро, понюхал с сомнением и вопросительно произнёс: «Васер?» Пашка усмехнулся: «Конечно васер!». Взял ведро из рук немца и сделав  пару глотков вернул назад.
    Немец последовал его примеру. И что-то невообразимое  стало происходить с ним. Он восхищенно прыгал вокруг машины и выкрикивал : «Васер! Гут! Гут! Васер!».

          «Да он товарищ лейтенант воды видимо никогда не пил! Всё пиво да пиво! А тут попробовал вот его, и понесло!» - со смехом констатировал Паша.  «Милок, ты к нам в Алтайский край  в село Енисейское наведайся вот там ключевая Васер, действительно Гуд!»

     Подкачав бензонасосом  убедившись что фильтр наполнен Паша закрыл створки капота и вставил рукоятку. Окружившие немцы что-то лопотали  по – своему поглаживая машину . О чём говорят непонятно потом кто то из них показал пальцем на машину и по-русски спросил: «Имя?»

     «А ну так бы и спросил, я бы сразу понял»- сказал Пашка: «Трумэн, Захар по-нашему!»
«Васер! Гут! Америка?» Уточнил долговязый.

     «Васер конечно Гут! Но только Москва. Завод имени Лихачёва!» Пашка без усилий толкнул вниз рукоятку и дедушка Трумэн что-то зашептал…
        Рядом с Пашкиной машиной параллельным курсом двигался сверкающий Кадиллак из которого доносились восхищенные возгласы : «Васер! Гут! И сжатые кулаки с оттопыриным пальцем вверх. Трумэн свернул от трассы и остановился у КПП части.

Пашка на минуту задумался, замолк, а потом вдруг рассмеялся таким заразительным смехом! «До меня только сейчас дошло! Это ж они  подумали, что наш Трумэн на воде ездит! Ох, и темнота – эти немцы! А всё это от того, что всё у них есть! И соображать ничего не надо - бери да пей!»

      На секунду задумался и вдруг ни с того ни с сего: «А у мамки в огороде сейчас черёмуха цветёт!»

Ворота КПП – открылись. Бензин кончился.


На это произведение написаны 34 рецензии      Написать рецензию