Ключик

   «Жаркое июльское солнце, раскаленное добела выкатилось над горизонтом и захватило  маленький, но уютный городишко в свои  объятия. Ни единого дуновения ветерка.  Только зной и неимоверная жара, от которой никуда не деться, и нигде не спрятаться.
             Тяжело поверить в то, что только вчера с утра и до самого вечера полоскал проливной дождь. А сегодня - вот вам нате! И жара и духота невозможная. Остались одни воспоминания о том дожде в виде временного моря – огромной лужи на асфальте. Такой тёплой и загадочной! Пользующейся необъяснимым спросом у чумазой и счастливой  малышни, которая шлёпала по ней босиком вдоль и поперек, пускала по ее необъятным просторам кораблики. И совсем ни обращала внимание на ругань матерей и вездесущих  бабулей.
             В маленьком магазинчике на краю городка,  расположенном недалеко от городского кладбища, как обычно, пусто, безлюдно. Да и что тут брать?  Спиртного нет. Сигарет нет! Мороженое,  конфеты сверху донизу, пряники, печенье. Так что и работает он не столько для прибыли, сколько по привычке. Стоял он здесь и десять и двадцать, а то и больше лет назад и ещё постоит с белой выцветшей надписью на некогда голубом фоне «Продукты».   Толстые, еще  послевоенные стены не пропускают уличную жару. Так, что в зале чувствуется легкая прохлада.
Два продавца этого забытого богом и покупателями магазина: одна маленькая, тоненькая как тростиночка, совсем ещё ребёнок Света. Вторая постарше по возрасту, в сравнении с первой, если не мать, так, по крайней мере, старшая сестра Валентина Николаевна, удобно устроились на широком подоконнике, и  изредка посматривая в окно, чесали языки на различные ничего не значащие темы.
«Валентина Николаевна, Вы здесь в городе давно  живёте?» - спросила Светлана и сама же ответила: «Видимо давно. И, что лучше этого магазина никакого  другого места для работы найти не смогли? Со мной  всё понятно – приехала «Дурочка - деревенская» - хотела поступить учиться, да не сложилось. Устроилась на первое время сюда, а там что-нибудь подходящее подвернётся – и только меня здесь и видели!»                           
                          В приоткрытый проём скрипнувшей двери  протиснулась улыбающаяся развесёлая, беспредельно  конопатая  физиономия с озорными голубыми глазами и  вихром непослушных рыжих волос. «Можно?  Тетя Валя! Это я, Мишутка! Я к Вам по делу!        Мы с папкой гуляли, потом встретили дядю Лёшу. Они в пивнушке пиво пьют. А папка дал мне денежку и сказал: « Беги сынок к тете Вале в магазин и купи себе мороженое, а если не хватит, мамка потом ей занесёт. Тётя Валя  добрая, выручит обязательно!» Протянул руку и разжал кулак. На ладони лежала старая медная пятикопеечная монета. Валентина Николаевна взяла  монету, секунду подержала в руке и, улыбнувшись в ответ этому «Рыжему бесхитростному чуду вернула обратно. « Ты. Мишутка отдай её  своему папане Тимохе. Пусть он её себе плашмя засунет! Куда он и сам догадается! Скажи, что тетя Валя сказала, что надо вначале покупать Мишутке мороженое, а уже на сдачу пиво пить! А мороженое - держи! Твоё любимое – «Шоколадное»! Как же я могу моему самому золотому и красивому соседу отказать!             
                     Мишутка, трижды шмыгнув носом, и глядя заворожено на запотевший прохладный брикет в золотистой упаковке, восхищенно прошептал: «Спасибо, тёть Валь!» Повернулся, и осторожно разворачивая обертку, направился к двери. Обойдя огромную лужу, уже на её противоположной стороне, остановился, аккуратно расстегнул сандалии, сбросил их со своих ног, и с видом полного счастья и блаженства, лизнул мороженое, прикрыл глаза, и шагнул в тёплую воду...
           Глядя на него - потешного и счастливого, через оконное стекло магазина, обе рассмеялись.
« Вот  Светочка и ответ на твой вопрос. Живу я, вон в той пятиэтажке с красной крышей, в двух шагах ходьбы от места работы, а училась вон в той школе напротив её. Всех и всё здесь знаю с самого детства. Муж зарабатывает хорошо.  Эта зарплата нас вполне устраивает. Мои малыши  ходят в детский садик, который стоит за углом нашего магазина.
Здесь всё для меня родное, знакомое и близкое. В детстве мы с Мишуткиными родителями – Тимохой и  Галкой,  моим мужем и капитаном Грэем  все соседские сады и заборы в округе облазили. Родители только и успевали дырки на штанах и платьях зашивать, да жалобы на нас выслушивать. И не то, чтобы нам витаминов не хватало или яблоки были уж очень вкусные. Просто хотелось приключений и романтики» - она задумалась  о чём-то далёком и замолчала.
   «А кто такой Грэй?»- поинтересовалась Светка.
«Ты книгу Александра Грина « Алые паруса» читала когда-нибудь? Или фильм с одноименным названием смотрела? Мы в детстве ею зачитывались. Там главные герои были Асоль и капитан Грэй. Или не читала?»
«В школе, что-то вроде проходили, помню, но смутно» - немного смущаясь, ответила Светлана.
«А мы в своё время просто зачитывались книгами Александра Дюма и рассказами Александра Грина, особенно нравился рассказ «Алые паруса». С каким удовольствием  на  чердаке у Кольки Грэя (правда, он тогда ещё Ключиком был, а не Грэем) по очереди вслух читали. Знала его ещё с детского сада.
Такой весёлый и общительный был мальчишка. Наивно верил в чудеса и сказки. Самое главное, что нередко чудеса его и сбывались. Однажды летом, бегали по улице, и он случайно попал ногой в незакрытый канализационный люк. Крышка люка тяжёлая, чугунная перевернулась…
Сколько там силы надо, чтобы сломать ногу пятилетнему ребёнку? Вот и сломала. И не просто сломала, а так, что  травматолог головой покачал и сказал, что только если чудо произойдёт,  она с первого раза срастётся качественно и, шутя, брякнул: «Кушай Коля волшебные конфеты «Золотой ключик», слушай нас докторов и маму. Вот всё и пройдёт!
 Коля и поверил. Мать покупала. Приносила в больницу, а он их ел. Ел и верил.  И чудо неожиданно для всех, включая доктора, свершилось. Старый доктор с огромным удивлением рассматривал рентгеновский снимок ноги, и, качая головой, бормотал: «Чудо, просто чудо - так не бывает! Все косточки сложились как пазлы одна к одной!» Один только Колька ничему не удивился. Ведь он был абсолютно уверен в волшебной силе конфет «Золотой ключик». Всем рассказывал и всех уверял в их волшебности. Так до пятого класса и проносил безобидную кличку «Ключик».
А в пятом классе сменил её на «Грэя». Притом, что мы все были из вполне благополучных семей, тем не менее, всегда тянуло к различным приключениям и подвигам. В результате чего нами были изучены все сады и огороды на родной улице, мы знали все лазы и дырки в заборах, попробовали на вкус все яблоки, сливы и вишни. Единственно неприступным и загадочным  казался нам дом за высоченным, окрашенным в зелёный цвет забором, с высокой ярко-красной крышей. При входе, на калитке висела новенькая табличка с изображением собаки с предупреждающей надписью «Осторожно. Злая собака!» Самой собаки мы никогда не видели, но за, то слышали её грозное рычание и лай когда проходили мимо дома. На первый взгляд любой здравомыслящий человек, взвесив все за и против, выбросил бы из головы даже мысли о набеге именно на эту непреступную крепость. Любой здравомыслящий, но только не мы бесшабашные, начитавшиеся книг о пиратах, Воображающие себя: то мушкетёрами королевы, то защитниками обездоленных, то справедливыми пиратами бескрайних морей и океанов.
Как сейчас помню, был солнечный жаркий день. Забор, преодолели довольно легко, перебравшись с ветки огромного уличного клена на ветку садовой яблони с крупными ярко-красными,  блестящими на солнце яблоками. Ни с чем несравнимый вкус удивительно сочных и розовых внутри  яблок,  просто поразил нас. На этом можно было бы, и успокоиться, но азарт победы, безнаказанность взяли верх над рассудительностью. Мы спустились вниз на землю. Сад был ухожен во всех отношениях. Клумбы с яркими гладиолусами и астрами. Нежные розы возле свежевыструганной скамейки радовали глаз. Ровные дорожки с любовно постриженными газонами тянулись к искусственному водоему с  небольшой игрушечной мельницей посреди сада. Мы просто попали, в какой - то сказочный волшебный мир и забыли обо всём. Стояли и смотрели, как зачарованные, на всё окружающее нас. Совсем забыли, что это чужой сад, что где то рядом есть большая и злая собака. Звонкий,  лай неожиданно взорвал волшебную тишину. Огромная псина неслась как угорелая, быстро приближаясь к нам.  Вот и спасительная яблоня. Мы легкие как пёрышки – прыг- скок и уже сидим на ветках, только Галка зацепилась платьем за ветку и отцепиться никак не может. Колька неожиданно спрыгнул вниз и пошёл навстречу собаке. Шагов за десять до нее, он  встал как вкопанный, и побледнел как полотно. Собака остановилась, посмотрела изучающее на Кольку, обнюхала его и… радостно повизгивая, принялась лизать.
Подбежал хозяин. Хороший, добродушный и весёлый дядька…
Сказал, что собаку бояться не надо - она очень добрая и ласковая. Есть такая порода - Сибирская лайка. Может схватиться в схватке и с волком и с медведем, а на человека никогда не бросится, особенно если человек хороший. «Грей, подтверди!» - обратился он к собаке. На что она утвердительно гавкнула и закрутила хвостом, поглядывая на нас весёлыми глазами. И все засмеялись.
Пили чай с вишневым вареньем, слушали рассказы про далёкие горы, о непроходимой тайге, где он, когда то вместе с Греем, бродил, работая геологом,… До самой поздней осени мы прибегали после уроков слушать удивительные истории про нашу необъятную родину, неисчерпаемые недра земли и голубые озёра. А  потом его срочно вызвали по работе, и он уехал вместе со своим Греем, куда- то далеко- далеко на озеро Байкал и с тех пор не вернулся. На прощанье перед отходом поезда подарил Коле старенькую в потёртой обложке книгу Александра Грина « Алые паруса». Мы все на сто раз прочитали эту замечательную книгу, где главный герой так здорово походил на нашего друга. С тех пор его и стали называть не иначе, как капитаном Греем»…
А потом?
«А потом мы окончили школу и продолжили свою жизнь каждый по- своему. Кто-то поступил учиться дальше, кто-то устроился на работу, но до сих пор помним наших друзей детства… Света! Слушай, а какое сегодня число, уж не двадцать пятое?»- как бы спохватившись, спросила Валентина. « Я мигом домой сбегаю, а ты тут присмотри! Кое- что забыла забрать! Если меня кто спрашивать будет – пусть подождёт! Я сейчас!».
Раздумывая над всем услышанным, Светлана даже не заметила, как в магазин зашла совсем седая, маленького роста, аккуратно одетая старушка. В руках она держала старенькую видавшую виды клетчатую сумку.
«Здравствуйте! А где Валюша?» - приятным тихим голосом спросила она!
«Валентина Николаевна на секундочку отлучилась – она скоро придёт» - ответила Светлана. « Что Вы хотели, может быть, я Вам помогу?»
«Мне доченька конфеток сыночку купить – у него сегодня день рождения, а он их с детства очень любил»…
« Ну, это мы и без Валентины Николаевны с Вами бабушка управимся!» - перебила Светлана. «Смотрите сколько их здесь у нас! И «Слива в шоколаде» и «Боярыня» и «Каракум» и чего здесь только нет! Я бы Вам посоветовала «Сливу в шоколаде». Сама пробовала - просто оторваться нельзя!»
«Дочка!»- с трудом остановила ее красноречие бабушка, «А «Золотой ключик есть? Взвесь мне, пожалуйста, грамм триста – сынок уж очень именно его любил!»
Светлана в замешательстве смотрела по полкам с конфетами тщетно пытаясь найти именно те, о которых просила бабушка. Она точно знала, что их нет в наличии, прекрасно помнила, как ещё дней пять назад Валентина Николаевна просила кого-то по телефону: « Совесть поимей, найди, прошу тебя к двадцать третьему, в крайнем случае, к двадцать четвёртому. Да, именно «Золотой ключик». Но так этих конфет и не привезли. «Бабушка, Вы не обижайтесь, но у нас нет сейчас «Золотого ключика». Есть ирис «Кис-кис» - тоже тянучки. Свежие, вчера только привезли! Они по вкусу ничем и не отличаются! Вашему сыну должны понравиться! Что же сделаешь, раз нет в наличии!».
Слёзы медленно покатились из серых грустных глаз по морщинкам на щеках и скулах старушки…
«Ну, что вы так переживаете? Не конец же света! Из-за каких- то конфет!   Ведь есть же другие ничем не хуже тех!» - успокаивала Светлана, усаживая старушку на широкий подоконник.
Входная дверь скрипнула и широко распахнулась. Запыхавшаяся от быстрой ходьбы Валентина Николаевна уже обнимала и целовала старушку: « Что вы Евдокия Николаевна, мы все помним Колю и про его День рождения! Я знала, что вы обязательно загляните к нам за конфетами и протянула ей пакет с конфетами «Золотой ключик».
Успокоив и проводив старушку, вернулась в магазин и рассказала о нелегкой судьбе матери Николая – Евдокии Николаевне. Сколько пришлось ей пережить! Война. Блокада в осажденном городе – герое Ленинград. Эвакуация в далёкий сибирский городок. До самого Дня Победы – работа день и ночь на Кожевенной фабрике, (шила ремни и портупеи для фронта). Вроде бы всё наладилось. Познакомилась с хорошим человеком. Вышла замуж, появился на свет сынок – Коленька. Муж неожиданно заболел (раны с фронта не давали покоя – особенно осколочек возле самого сердца). Наступил день, когда его не стало и пришлось воспитывать Коленьку одной. Одна радость была в ее жизни – это сын. Честный, добрый, заботливый и ласковый. Соседки, глядя на него, с нескрываемой завистью говорили: « Повезло тебе Евдокия с сыном – он у тебя просто «Золото, а не ребёнок!».
Николай окончил школу, устроился на завод учеником сварщика, а тут и в армию срок подошёл идти. Быстро всё завертелось, закрутилось. Повестка. Военкомат.  Проводы. Прощание.  Материнские слёзы. Автобус. Областной призывной пункт.
Болела душа у Евдокии Николаевны – сердце разрывалось на части. Отпросилась с  фабрики на три дня. Пирожков испекла. В автобус села и на призывной пункт. Виделись минут двадцать. Успела. Ребятишки уже в вагоне сидели. Обняла сыночка в последний раз, отдала ему узелок с пирожками. А он ее, шутя, спрашивает: « Мама, а ты мне конфеты любимые положила? Если нет, то не расстраивайся! К моему возвращению купи!» Крепко обнял. Поезд тронулся...
Афганистан души многих ребятишек забрал и не вернул обратно.
Каждый год на его День рождения покупает конфеты «Золотой ключик». Пока до могилки сына дойдет ребятишек угостит, а остаточки на могилку под фотографией положит. Так вот и живёт памятью о нём.
« Ну, а если что с ней не дай бог случиться?» - спросила Светлана.
« А мы на что – друзья его? Тимоша вчера весь город объездил, но конфеты нашёл! Нас не будет – вон Мишутка подрастает! Так уж мы устроены, своих друзей не забываем!
На прилавке лежали две конфетки оставленные Евдокией Николаевной  – такие маленькие- маленькие с названием на обёртке «Золотой ключик»


На это произведение написаны 32 рецензии      Написать рецензию