Сочинение на вольную тему

За окном шумел сильный ветер и время от времени кидал охапки листьев, сорванных с деревьев в окно. Дождя при этом не наблюдалось, хотя стекло было забрызгано каплями влаги. Скорее всего, её просто сдувало ветром с тех же деревьев, расположенных поблизости. Судя по тому, что прохожие шли с поднятыми воротниками и старались не задерживаться на улице, предпочитая побыстрее шмыгнуть в подъезд, было еще и весьма прохладно.
И можно было бы порадоваться, что ты сидишь дома в тепле, за своим письменным столом, но Мишке было совсем невесело.
Мишке нужно было написать сочинение к завтрашнему дню, а писать сочинения Мишка как-то не очень любил. А может это просто с учительницей по русскому и литературе у него сложились не самые лучшие отношения. Ведь порой любовь или нелюбовь ученика к предмету, в значительной мере зависит от отношения самого педагога к нему. А в еще большей мере, в отношении педагога к процессу обучения и к ученикам.
А учительница русского и литературы Мишку не жаловала.
Вот почему-то не жаловала совсем. Хотя учился Мишка очень даже прилично, можно сказать – был твердый хорошист, лишь изредка получая тройки. 
Вот только все эти тройки были у него исключительно за сочинения. Ну, не нравился учительнице тот стиль, которым писал Мишка, не нравился и хоть ты тресни. Самое главное, что ошибок Мишка почти не делал, точнее – не делал орфографических ошибок, а вот лексика у него порой было своеобразная. И видимо именно эта своеобразная лексика и навевала преподавателю какие-то негативные чувства. Так было и в пятом классе и продолжалось в шестом. Собственно, в школах вообще не так часто приветствуется инициатива учащихся в некоторых вещах. А уж инициатива в творчестве, да еще в советской школе начала восьмидесятых – это было что-то из разряда фантастики.

И вот снова было сочинение. Причем сочинение в самом худшем для Мишки варианте – сочинение на вольную тему. Как раз сочинения по каким-то конкретным авторам или произведениям Мишка писал более-менее нормально. Вернее сказать – приспособился подлаживаться под удобный для учительницы, довольно суховатый стиль, отдающий, по словам дедушки – казенщиной. Но, когда выпадал случай писать сочинения на вольную тему, для Мишки это становилось кошмаром. Сосредоточиться и писать о чем-то своем, именно своем, а не о том, что имеет отношение к кому-то другому, в то же сухом казенном стиле, Мишка не мог категорически.
И каждый раз получал за это дело тройки. Причем тройки с большой натяжкой.
Учительница так и говорила Мишке:

- Ну, Пахомов, опять ты в своей, какой-то детской манере пишешь. Ты что – в подворотне находишь таких героев или старый старик?!

Такая фраза выглядела совершенно противоречивой, что, однако, совсем не мешало педагогу довольно часто повторять её.
А после она всегда добавляла:

- Только из уважения к потраченному тобой времени, совершенно бездарно потраченному, но все же – поставлю тебе тройку.

В данной фразе опять было противоречие, но и к нему Мишка уже давно привык. Что отнюдь не добавляло ему любви к сочинениям, а особенно сочинениям на вольную тему. И вот он сидел за своим письменным столом, уставившись в окно и слушая, как бубнят телевизор в соседней комнате, и в унисон ему – дедушка на кухне.

Хлопнула входная дверь, это вернулся с очередного аврала отец. Сначала он, понятное дело, зашел на кухню к матери, выслушивающей бесконечное ворчание деда. Затем будет заход в комнату, где бабушка, имея слабый слух, смотрела телевизор на максимальной громкости. И, наконец, приоткрылась дверь Мишкиной комнаты, и отец заглянул в неё.

- Ну, что сын, до сих пор за уроками? – Спрашивает отец, похлопав Мишку по плечу.

- Да, почти уже все сделал, - почти, что не врет Мишка, - так, осталась самая малость, - тут он делает паузу, а потом набирает в грудь побольше воздуха и выдыхает, - сочинение.

- Сочинение? – Переспрашивает отец, уже повернувшись, чтобы выйти из комнаты.
Нелюбовь Мишки к сочинениям хорошо известна всей семье.

- Та-ак, - протягивает с недовольными интонациями отец, - что на этот раз?

- Сочинение на вольную тему, - отвечает Мишка, тяжело вздохнув, - но в этом сочинении должна быть тема осени и что-то из событий в нашей стране.

- Ну, Михаил, это же проще пареной репы, - снисходительно произносит отец, - день седьмого ноября – красный день календаря.

- Нет, это не подходит, - грустно качает головой Мишка, - на тему революции будет отдельное сочинение через две или три недели.

- Вот дают, - озадаченно говорит отец, почесывая затылок, - и о чем тогда писать, если нужно об осени и о стране? Об очередной битве за урожай?

- О людях нужно писать, о людях труда! – Слышится от двери дедушкин голос. – Вот в мое время были такие люди. – Дедушка поднимает руки к потолку, принимая возвышенно-патетическую позу, но потом опускает их и произносит с сожалением:

- Э-эх, нет сейчас таких людей!

- Ну, батя, какие люди? – Задает резонный вопрос отец. – Тема то у нас об осени.

Обсуждение сочинения начинает приобретать характер семейного спора.
 
- И осенью люди немало трудились, - не сдается дедушка, - сколько выдающихся достижений труда было сделано осенью, - тут его снова пробивает на ностальгию, - вот помнится, в мое время, у нас на заводе, во время войны люди по три, по четыре нормы за смену делали.

- Это понятно батя, - снисходительно произносит отец, - но как это все с темой осени увязать, что бы пусто было этим педагогом, - он чертыхается, - придумали какую-то ерунду, а теперь мучайся тут с ней.

Тут он вспоминает что-то и радостно поворачивается к Мишке:

- Это, спутник первый мы запустили осенью! Вот, и события осени и о людях труда написать можно.

- Да мне нужно о современных событиях осени в стране, - уже совсем грустно произносит Мишка.

- Ну, ты загнул, - начинает сердиться отец, - ты еще скажи, что нужно о вчерашнем дне написать.

- Что за шум, а драки нет? – В комнате появляется мама, которую, вероятно, обеспокоило то, что все мужчины семьи оставили кухню и не собираются ужинать.

- Да вот, сочинение, понимаешь, опять! – Возмущается отец.

- Каждый раз это сочинение, - печально произносит мама, глядя на Мишку.

- Сочинение?! – Эхом откликается Мишка, глядя в окно.

За окном видно, как рабочие начинают натягивать транспарант к празднику Октябрьской революции. Транспарант не дается им в руки, его постоянно вырывает ветер, и этот же ветер бросает без конца пригоршни листьев в лицо рабочим. Но те не сдаются, упорно натягивая красное полотнище.
Чуть в стороне видно дворника, который что-то говорит рабочим, а потом подходит ближе и начинает руководить процессом натягивания транспаранта. Рабочим это явно не нравится, и они что-то сердито бросают дворнику. Теперь это не нравится дворнику, видно, как он ругается в ответ, сплевывает на землю и уходит прочь.
Начинается дождь, рабочие слезают со своих лестниц, приставленных к столбам освещения, и уходят под дерево. Незакрепленное полотнище продолжает болтаться под дождем, волочась одним краем по земле.
Откуда-то из подворотни выходит дворник и, ругаясь, взбирается на оставленную рабочими лестницу и пытается закрепить транспарант.

- О чем сочинение-то, Миш?! – Спрашивает мать.

- На вольную тему, о том, как проходит осень в нашей стране, - вздыхает Мишка.

- О, господи, и что же там писать-то можно? – Всплескивает руками мама, скорбно качая головой. – Об уборочной страде что ли?

- Отличная идея! – Немедленно воодушевляется дедушка. – Вот в наше время, помниться, бывало, ездили мы в колхоз…

- Ну, да ладно, - прерывает его отец, - не загибай батя, когда-то это ты ездил в колхоз? Это уже в наше время на картошку всех вывозили.

- Что ты мне говоришь?! – Сердится дедушка. – Вот именно, что это вас вывозили, а мы сами ездили, куда сознательнее были, чем нынешнее-то поколение.

Мишка смотрит в окно и видит, что рабочие не выдержали и вышли из-под дерева – помогать дворнику. Общими усилиями транспарант был закреплен и теперь все трое стояли с довольным видом и смотрели на свою работу.
Потом дворник что-то спросил у рабочих. Те переглянулись, потом посмотрели по сторонам, а затем один из них – что-то ответил дворнику.
После этого дворник, как показалось Мишке, обрадовано кивнул головой и быстро ушел куда-то. А рабочие сложили свои лестницы и отнесли их к машине. Затем они снова пришли под дерево и стали ждать, глядя в ту сторону, куда ушел дворник.

В Мишкиной комнате же, спор разгорается все с большей силой. Ни отец, ни дед не желают уступать, хотя, наверное, уже и сами забыли о том, что же послужило причиной их спора. Мама только грустно смотрит на них, вздыхает и посматривает иногда на Мишку.
И тут в комнату входит бабушка и громогласно заявляет с порога:

- Вы так громко здесь галдите, что я не слышу телевизор. Это же надо так орать!

- Вот! – Тут же переключается дедушка. – В наше время телевизоры работали куда громче, а сейчас… Разве это громкие телевизоры?!

- В ваше время были только КВН-ы, - отмахивается отец.

- Может тебе написать об уборке листвы и мусора, которая была у вас в школе неделю назад? – Робко спрашивает мама.

- Ну, это же совершенная мелочь, - сердится дедушка, - тоже мне – значимое событие в жизни страны!

Мишка снова бросает взгляд в окно и видит, что дворник уже присоединился к рабочим, и они о чем-то оживленно разговаривают. Приглядевшись, Мишка видит, что в руках у дворника мелькает бутылка, а рабочие, оглядываясь по сторонам, аккуратно прячут под спецодеждой стаканы. Мишка вздыхает, понимая, что происходит за окном и видит, как рабочий спрашивает дворника о чем-то. Тот на минуту задумывается и вдруг его лицо озаряет улыбка. Он снова куда-то убегает, а потом, очень быстро возвращается с довольным видом. Рабочие смотрят на него вопросительно, и дворник с видом фокусника достает из-под своего фартука несколько ярких, хорошо видимых даже из окна, яблок. Лица рабочих расплываются в улыбке.
В голове у Мишки мелькает какая-то мысль, связанная с яблоками, но пока она еще никак не оформится.

Тем временем, спор разгорается с новой силой, причем в нем принимает участие и бабушка. Мама это все, в конце концов надоедает, и она решительным тоном произносит:

- Все! Хватит кричать друг на друга! Все идем ужинать, через пять минут жду всех на кухне!

И тут до Мишки внезапно доходит, почему ему вспомнились яблоки. Ведь всего месяц назад, его, вместе с другими учениками школы, отправляли за город, помогать в сборе яблок в одном из совхозов. Ребята провели там целый день, насобирали чуть ли не целый грузовик фруктов, после чего всем учащимся презентовали по довольно приличному пакету яблок. Воспоминание об этом было столь ярким, что Мишка даже удивлен тем, что не сразу вспомнил об этом. Получается, что дворник, принеся своим случайным собутыльникам яблоки как закуску, всколыхнул у Мишки воспоминания о недавнем событии.
А собирать яблоки, хотя это было и нелегко, Мишке тогда понравилось. Это было и весело, и они с ребятами, занимались действительно полезным делом.

- Миша, ты идешь? – Спрашивает от двери мама.

Мишка с трудом возвращается в реальность и произносит медленно, словно в полусне:

- Сейчас мам, через десять минут.

После чего идет к столу и открывает тетрадь. Мама тихонько прикрывает дверь его комнаты.
Когда через двадцать минут она снова заглядывает в комнату, то видит сына, который что-то увлеченно пишет в тетради и улыбается при этом.
Мама качает головой и снова прикрывает дверь.
Через некоторое время Мишка заканчивает писать и удовлетворенно откладывает ручку, а потом смотрит в окно.
Рабочие, вешавшие транспарант, уже уехали, не видно и дворника, да и на улице уже совсем темно. Мишка улыбается чему-то своему, гасит настольную лампу и идет на кухню.

А за сочинение, он получил четверку. В первый раз в жизни.


На это произведение написаны 84 рецензии      Написать рецензию