Большой Гнездниковский

Киномания

В то время я был настоящим фанатом кино. Трудно сказать почему, но если поразмыслить, то я вижу простой ответ – причина этому киношный голод. За городом был чистый воздух, была природа, с которой я прекрасно ладил, можно сказать – просто жил в ней! А вот информации явно не хватало, а про фильмы и говорить нечего. Они ценились тогда на вес золота. Окном в мир был старенький, постоянно барахливший, телевизор, в котором показывал один канал и то с большими перерывами. Вот и получается, как только я оказывался в Москве, в Большом Гнездняковском, я тут же бежал в кинотеатр и накупал пачку билетов. При этом, старался сделать так, чтобы успевать везде: располагая временем между сеансами ровно столько, сколько было необходимо, чтобы доехать до ближайшего кинотеатра и успеть на следующий фильм. Вот и получалось, что в день три фильма я смотрел точно. На это уходило довольно много времени. Чтобы обо мне не беспокоились, хотя бы раз за день, я отзванивался тёте. Та старалась выяснить мои планы на ближайшие часы, подсчитав в уме, когда же её крестник появится дома.

А кинотеатров в районе было множество. На одной Пушкинской площади умещались сразу три. Одна «Россия», что стоит. Она и сейчас не утратила своего значения. Это кино расползлось по торговым центрам, став «припопкоренной развлекухой» скучающих масс. А «Россия», как стояла, так и будет стоять, хотя и переименована в угоду новым хозяевам…

Слева от здания «Известий» находился кинотеатр «Центральный». Там прокатывали очень неплохие фильмы. Я всегда ставил его после «России» сразу. Очень близко – ехать никуда не надо. А вначале Тверского бульвара по правой стороне когда-то стояло здание, в котором располагался кинотеатр «Новости дня». Я и там умудрялся бывать не раз, хотя крутили в нём документальные фильмы. Сейчас на этом месте находится сквер с фонтаном, что напротив Макдоналдса.

Но больше всего мне нравилась, конечно, «Россия»! Посетить её, - это всё равно, что в космос слетать! Вот такой восторг охватывал! Одна лестница, что стоит. Я думаю, что именно из-за неё впоследствии, Никита Михалков, сделал «Россию» главным кинотеатром «Московского кинофестиваля». Ведь именно по ней шествуют звёзды кино в день открытия. Поднимаешься по ней – перед тобой главный зал с высокой стеклянной стеной. Слева и справа кассы и очереди в них. Да очереди. Люди шли в кино. Попасть на премьеру нового фильма большая удача, а потом в кругу друзей можно спорить до хрипоты и высказывать своё мнение от увиденного. Внизу слева, находился малый зал, - там показывали подборки мультипликационных лент. Какое это было чудо посмотреть сразу мультиков восемь без перерыва. А справа, внизу находился зал документального кино. И там я тоже был завсегдатаем… и смотрел всё, что по времени подходило – это была просто мания какая-то!

Почему-то запомнилось, как я ходил на фильм «Коллеги». Перед глазами этот огромный зал, а билет во второй ряд, - это совсем близко к огромному экрану.  Чтобы его полностью лицезреть, приходилось крутить головой. Помню, как опоздал к началу, пришлось поднимать сидящих, а один из них, такой представительный дяденька, видя моё замешательство, сказал: «Давайте пропустим молодого человека», - выразив этим своё уважение; что и такому юному зрителю может быть интересен   фильм.

Тогда я ещё не знал, что фильм снят по произведению Василия Аксёнова и что многие приходили сюда специально посмотреть экранизацию произведения этого молодого автора, чьи повести уже печатались в «Юности». Я был далёк от этого. Кто я?.. -подросток, приехавший из области – провинциал. Что я мог знать о литературной жизни Москвы? Да, и что она мне, когда главное для меня было – это кино! Пришёл – увидел, беги дальше… и я бежал, а иногда и ехал. Моя география охвата Московских кинотеатров увеличивалась с каждым днём.

Если пройти весь Тверской бульвар, а это две троллейбусные остановки, то у Никитских ворот находился  кинотеатр "Повторного фильма». Там можно было посмотреть ленты прошлых лет. Правда, это меня не всегда устраивало, - хотелось что-то новенького, но я смотрел всё, что предлагали: «Путёвка в жизнь», «Тринадцать», «Иван Грозный» … да, всё не перечислить.
 
Если выйти из «Повторного» и спуститься вниз по Никитскому бульвару, то попадаешь на Арбатскую площадь, а там «Художественный». И в нём я бывал, но редко, если там шёл, какой-нибудь особенный фильм, а в других залах его не крутили. 

В то время только начинали строить Калининский проспект. Было видно, как рушили Арбатские улочки, прокладывая вместо них широкую магистраль и пока ещё никому неизвестную. Кто знал тогда, что именно этот проспект станет на долгие годы центром притяжения Москвичей и гостей столицы. Визитной карточкой, если хотите. Кто бы не приезжал в гости, своим долгом считал обязательно отметиться на Калининском. А как по-другому, он тогда представлял собой «жемчужину» советской архитектуры. Проспект мог похвастать всевозможными магазинами, кафе и ресторанами.  В последствии моя жизнь будет связана и с Арбатом, и с Калининским тоже, но это будет позже…

А тогда, по другую сторону от Пушкинской я уезжал до Цветного бульвара, а там сами понимаете – Цирк, но был он ещё не «Цирком Никулина», - он был просто цирком, но на его арену уже выходил, всеми нами любимый артист. Мне стыдно признаться, но я достаточно прохладно воспринимаю цирк и всё, что с ним связано, но при этом, с большой любовью относился к Юрию Никулину и обязательно посещал все представления с его участием!

А рядом с Цирком располагался совсем необычный для тех времён – широкоформатный кинотеатр «Мир» - это просто чудо, фантастика! Он один такой на всю Москву. С этим кинотеатром у меня связано много приятных воспоминаний, но это уже было не детство, а самостоятельная жизнь, - начало 80-х. Я был женат. И жене по блату доставали билеты на кинофестиваль. Можно было посмотреть внеконкурсную программу, но билеты были только на 7 утра по два зарубежных фильма сразу. Чтобы попасть на сеанс вовремя, а мы жили тогда в Лианозово, было необходимо вставать половина шестого утра… и мы вставали, и ехали, и так каждый день в течение всего фестиваля.

Любовь к кино сохранилась у меня на всю жизнь, но с каким трепетом и восхищением я относился к увиденному в детстве, такого больше не было никогда.   

- Ну, что шаромыжник эдакий, сколько билетов на завтра приобрёл?..  признавайся. – и сейчас звучит во мне добрый дядин голос…
 


На это произведение написано 9 рецензий      Написать рецензию