Джентльмены удачи

Чего там говорить, выбирать было не из чего и, когда, после недельной отлучки, с повинной головой я появился в пароходстве, меня сначала просто хотели уволить по статье. Но потом подумали и сжалились, предложив мне два варианта, достойные моей провинности: это, на Север – ходить по северному морскому пути или на полгода в чартер на Кубу – кормить комаров. Не будучи особым романтиком, я сразу отверг Север и кривя физиономию, показывая всё своё недовольство, согласился на тропики. Пускай комары, пускай испепеляющая жара, но только не белые медведи.

Но и танкер был предложен не из лучших. Это была небольшая посудина типа «Казбек», которые строили ещё в начале 50-х. Вот и считай, больше двадцати лет уже в работе – ничего хорошего ждать от работы на такой фелюге не приходится. Можно представить, что он там из себя представлял.

Но все мои неудовольствия, можно было засунуть мне куда подальше: скажи спасибо, что не уволили за прогул, не пришили статью за самовольное оставление рабочего места и создания критической ситуации в рабочем коллективе. Да, а танкеру ещё неделю в Новороссийске на ремонте стоять, а только потом, после ходовых испытаний, в рейс. Так, что будет тебе время пообвыкнуть и к новому коллективу притереться. Хватит тебе дурака валять, пора и за ум браться… 

Но это я так, чтобы ввести вас в курс дела, а рассказ мой будет затрагивать всего лишь один аспект из жизни в море – досуг на судне в долгом изнурительном рейсе. Написал, и задумался, а какой он досуг? Ну, стол для настольного тенниса, - это, как положено.  Домино, шеш беш, нарды…, но главное – это, конечно, - фильмы, которые мы берём на борт ещё здесь, находясь в порту.

- Эй, Байков, ты парень молодой, мозги ещё чистые, поедешь за фильмами. Поможешь, ну, подскажешь что ли, нашему старшему матросу, а то у него глаз уже замылился, не знает, что и выбирать. Давай там на свой вкус. Не забывай, нам полгода впахивать, народ развлекать надо…

И мы поехали. На месте - список тебе в руки. Вот такой совершенно безликий список, на простом клочке бумаги. На нём, едва различимые названия фильмов. Отпечатан он на плохой машинке, замазанный весь, что говорило о том, что трудовые руки моряков особо с ним не церемонились.

Так, обязательно взять комедии Гайдая, конечно, Рязановские фильмы… «Джентльмены удачи» - это, как полагается. Ну, остальное, что пойдёт… и это всего сорок фильмов на такой большой срок?!..

Конечно, многое было уже просмотрено командой, ведь плёнки одни и те же ходят из года в год, но сейчас новый рейс, а, следовательно, и фильмы по-новому восприниматься будут.

Пишу и ловлю себя на мысли, что современный молодой читатель просто не поймёт, наверное, о чём я речь веду, но ничего, как-нибудь…

Конечно, на танкере был телевизор, но это смех один. Что творилось вокруг него стоит особого внимания. Такое надо видеть: сначала полосы, потом какое-то мелькание и вот наступал долгожданный момент – появлялась картинка! Проходя рядом с землёй, антенна улавливала некоторый местные телеканалы, но без звука, а мы, свободные от вахты и работ, ловили момент, понимая, что час и не больше, как шкатулка захлопнется… нам представлялась возможность увидеть хоть что-то, их, - «западное», для нас совсем незнакомое, а значит – очень притягательное. Запретный плод всегда сладок.

Усаживались поудобнее вокруг экрана и представление начиналось. Кто-то начинал первым – он отвечал за «озвучку». И мне приходилось не раз в этом участвовать – тоже «озвучивал» и достаточно ловко всё получалось.

К примеру: на экране очередной сериал, который тогда ещё для нас был в диковинку. На экране разыгрываются нешуточные страсти. Естественно, актёры передвигаются, о чём-то страстно говорят и спорят. Вот тут важно попасть в тему. Мало того, что надо уловить интонацию и настроение героев, но и на ходу придумывать за них текст. Вот именно в этом и заключалась хохма. Чем глупее и неподходящие к месту слова, тем сильнее хохот зрителей, а ни это ли самое главное, - поддержать позитив экипажа. И вот «суфлёр» входит в раж и его уже не остановить. А тут, кстати, подключается другой, со своей версией сценария, но внезапное появление боцмана вносит свои коррективы.  Он и сам бы не прочь поглазеть – чего там у них?! Но должность не позволяет. Рабочий день в разгаре, - надо и честь знать. Вот после работы – смейтесь, сколько угодно. Но вечером уже поздно: мы в Атлантике, далеко от земли. Антенна перестаёт удавливать слабые сигналы. Теперь до Кубы дней 20 пилить. Одна отдушина - каждый вечер фильмы.

В Гаване я бывал и не раз. Каждый второй танкер, выходящий из Новороссийска должен был попасть на остров Свободы, доставить нашим друзьям полные трюмы «чёрного золота», а потом, как правило, в Персидский залив, за новой порцией нефти, но теперь уже, предназначенной для Европы. Я уже был в таких рейсах, а сейчас всё по-другому. Пришли в Гавану и всё… теперь это твой дом на целые полгода, а может и на больший срок, смотря, как там договорятся. Это тебе не два дня под разгрузкой. Нужно привыкать к жаре и обживаться.

Кондиционера нет. В иллюминатор вставлена фанерка, захватывающая при движении судна встречный ветер и, направляющая его в каюту. Но это, когда мы движемся, а когда стоим – всё стоит и раскалённый воздух, от нагретых металлических переборок, в том числе. Хотя он и с запахом манго, и всяких там цитрусовых, но с привкусом нефтепродуктов. Но самих кубинцев, кажется ничего не берёт, они радуются и постоянно танцуют. У них есть команданте Фидель, который за них всё решит и укажет правильный путь на десятилетия вперёд.

А в Гаване всё так же, как и два года назад: те же сорванцы попрошайки… только и слышно: чивинг гам, мистер – бабл гам и при этом, указывая на свой открытый, с выбитыми зубами рот. Всё та же разруха, впрочем, спустя долгие годы, всё осталось на том же месте. Но зато – свобода: креолки крутят своими упругими бёдрами, предлагая «товар» всего-то за пару газовых косынок, которыми мы запасались загодя, ещё на Канарах. Только не подумайте обо мне плохо, ещё с мореходной скамьи мне привили патологическую боязнь к венерическим болезням, как, впрочем, и всем нам, но не на всех действовало это предупреждение. Основной инстинкт часто побеждал, и ребята как-то ухищрялись…

Что такое погрузиться под сень тропического леса и попытаться проникнуть в него, хотя бы метров на сто?.. (пауза) сейчас каждый подумал о своём. Но мне вспоминается только тот лес под Матансасом, куда нас понесло срывать манго с деревьев. Мы успели отломать пару веточек, не больше… и тут началось.

 Вы видели когда-нибудь на пляже по-настоящему волосатого мужчину? Спина, грудь ноги – всё покрыто бурной растительностью. Вот и мы стали напоминать таких страстных горцев. Наши тела, а мы были в шортах и лёгких футболках стали покрываться тучами комаров и становились от этого серыми. Сняв футболки, как могли отбивались от назойливых насекомых. Пока сбрасываешь со спины этих зудящих тварей, они полностью облепляют грудь. Но зато наши мучения того стоили. Одна веточка с плодами манго, принесённая в каюту, могла заполнить райским ароматом всю палубу…

Тропический дождь?!Нет, это не наши ручейки поэтично ползущие по оконному стеклу, под четверостишье поэта. Тропический дождь налетает внезапно, когда его меньше всего ждёшь и представляет собой стену воды между небом и землёй. Видимость метров десять не больше. Лучше переждать, чем пытаться противостоять этому «всемирному потопу». Тебе кажется - вот она долгожданная прохлада, отдушина для иссохшего тела… ан нет. Как начался, так же внезапно кончился, а теперь влага, повисшая в воздухе, окутывает тебя с ног до головы, а через полчаса жара возвращает утраченные позиции, но с невыносимой духотой. Но такое бывает раз в две недели, а в основном стоит зной и, если бы не свежий морской ветерок, пропитанный солью, было бы совсем тяжко.

Однажды в Никару встретились с общительным чехом. Он работал на местном предприятии. Он чем-то напоминал миссионера среди туземцев. Так он свободно говорил на испанском и на русском тоже. 

- В общем договорились, вечером, как спадёт жара – играем.

Мы пожали друг другу руки.

К вечеру он собрал прекрасную сборную по футболу из лёгких поджарых молодых кубинцев, если не считать человека три из Восточной Европы вместе с чехом, то это была настоящая сборная Кубы. И вот против этих «чёрных пантер» вышли бледнолицые, с отвисшими животиками, мало ходившие, не то, что бегавшие, моряки – команда нашего танкера, но мы гордо называли себя сборной Советского Союза. Это зрелище трудно было назвать футболом, скорее, оно напоминало Библейское «избиение младенцев».  Такое передать словами очень трудно, но «героизм» русских парней войдёт в историю острова Свободы. Кубинцы, в знак уважения, на прощание жали нам руки. Как я понимаю, они хотели нас просто «размазать» по зелёной травке, а выиграли с перевесом в два мяча. Окончательный счёт на табло был 3:1.

Работая на изнурительной жаре, а тем более ещё и в машинном отделении, где температура порой доходила до сорока градусов, мы хорошо знали, что наступит вечер и мы встретимся все на корме на свежем воздухе, чтобы смотреть очередной фильм.  Как правило просмотры устраивали в кают-компании, но в такую жару, команда выползала на палубу. И тут, как только наступали сумерки, начиналось время великого таинства кино.

Ну, что ещё надо уставшему за день человеку: тропики, хорошие удобные стулья, воздух напоённый запахом моря и всяческих тропических растений, в животе приятно переваривается ужин, а тут ещё и синематограф!  Казалось бы – наслаждайся! Так нет…, ложка дёгтя всегда найдётся – и это были комары. Они беззвучны, о них узнаёшь только тогда, когда те вонзают в тебя свои кровососущие хоботки и только потом, уже упустив нужный момент, ты бьешь по месту, где он только что сидел. Да и что толку?! Ну, убьёшь ты одного, а остальные? Испугаются?.. и не подумают. Вот и сидишь, изредка делая движения руками, как Ипполит Матвеевич из «12 стульев», когда тот изображал сеятеля в фильме Гайдая.

Незаметно пробегает время сеанса. Пора спать, - завтра работа. При этом, - никаких выходных. Засыпаешь, как убитый, стоит повернуться на бок, как проваливаешься в цветные сновидения. Так незаметно пролетают несколько часов… вдруг просыпаешь, ощущая, что ты весь чешешься, совсем не сознавая этого и только, когда чесотка становится невыносимой, с трудом раскрываешь глаза, которые тоже режут, пережжённые на солнце. Включаешь свет. Начинаешь разглядывать себя, а на теле огромные блямбы от укусов москитов. Спасение одно, придуманное не мной: цепляю на ноги вьетнамки и в душ, а там под струи прохладной воды. Пять минут и можно опять идти спать.

Так потихоньку, обливаясь потом, прошло наше Кубинское лето. В сентябре стало чуть лучше.  + 30 с небольшим – это уже прохлада после летней заморочки.  И мы задышали, тела наши загорели обветрились – «морские волки» - одно слово. Фильмы все пересмотрели. Что-то стали повторять, но особой радостью было навестить «соседей» и обменяться с ними плёнками. А если, это были иностранные суда, так ещё лучше. Правда, «иностранцев» кроме, как Восточных немцев, да изредка, - поляков, никого не встретишь, но и это хлеб.

А что для нас Западный фильм в то время? Да ещё без купюр, - восторг сплошной?! И пускай он не очень интересный, но ты видишь, как живут люди, их отношения, а самое главное: если на фильм попадётся пару интимных сцен…(пауза) Я хотел написать: вы сами понимаете. Нет, вы, современные читатели понять этого не можете, что происходило с изголодавшимся по любви Советским моряком, когда он видел на экране подобную сцену? Но хочу вас уверить, что у наших Восточных «друзей» с цензурой тоже было не так всё просто… государство заботилось о моральном облике своих граждан. Вот так мы и смотрели, затаив дыхание, проглатывая каждый эпизод, думая, что вот сейчас, наконец, наступит долгожданный момент. Бывало, что так и расходились в расстроенных чувствах несолоно хлебавши.

В октябре поползли слухи, что нас хотят оставить ещё месяца на два, а то и больше. А что тут говорить: экипаж прижился вработался, вот и пускай комаров покормят – от них не убудет, да и валюты подзаработают. Подумаешь месяц меньше месяц больше. Для них там подумаешь, а для нас – нож в сердце. Теперь я хорошо стал понимать американцев, которые каким-то образом закрепили за собой Гуантанамо, где держали своих особо провинившихся заключённых.

Но день настал, когда, в конце октября нас всех собрал старпом и совсем как-то буднично доложил: товарищи моряки, завтра уходим в Союз.

Радости не было конца! Домой! А по пути забежим на Канары или в Гибралтар и отоваримся под завязку, как полагается, что, зазря потели?  Покидали остров Свободы с радостью и с какой-то потаённой грустью: ведь мы здесь оставили свои полгода жизни. Но мне тосковать было ещё рано. Я был молод, чтобы размышлять на такие философские темы. Жизнь только начиналась, и она сулила много радостей, соблазнов, искушений, а что касается о плохом, я старался пока не думать.  Ну, а если что и будет, то извините – только не со мной. Там, с кем-нибудь, а я молод, полон сил и пока мои сверстники лучше своей дачи ничего не видели, песенки у костров поют, я уже во всех океанах побывал и в Японии, и в США. Ну, братец и, когда ты только успеваешь, а тебе всего-то 22 исполнилось. Это там для кого-то – всего, а для меня уже?!..

И так, уже неделя в Атлантике. Дышим свободно. За окном прохладно - всего-то +25. Фильмы все пересмотрели. Сейчас начали крутить по заявкам. И, как так получилось, что за неделю три разных человека выбрали один и тот же фильм – «Джентльмены удачи» ?! Сейчас, по прошествии времени, я стараюсь всё взвесить и разобраться: почему? Так это мало было   выбрать, его ещё и крутили все три раза, и каждый раз он собирал много зрителей, да и персоны были одни и те же, и смотрели, как будто впервые видят… хотя уже тогда этот фильм все знали наизусть.

Не знаю, не могу ответить за всех, но мне в фильме очень нравилась сцена на даче у профессора. Зима, впереди Новый год, они растираются снегом… надеюсь, вы меня поняли о чём я?.. и конечно, смакуешь каждый эпизод. Вот единственное – в прорубь я бы не прыгнул…

Больше сорока лет прошло с того времени. Почему именно этот эпизод из моей жизни мне так памятен? Не знаю. Сколько раз за эти годы я посмотрел этот фильм? Много. Сейчас всё и не вспомнишь…Но я посмотрел бы его и сейчас, и с таким же удовольствием… 


На это произведение написано 11 рецензий      Написать рецензию